Илон Маск и его Марс. Будьте реалистами - обещайте невозможное.

Dec 14, 2018 23:49

«Будьте реалистами - требуйте невозможного». Таким был один из лозунгов Студенческой революции в Париже в 1968-м. Подразумевалось, что для достижения предела возможного, надо выйти в своих планах за границу того, что считается возможным, и проверить эту границу на прочность.
В периоды политического спокойствия, такая авантюра обречена на провал.
Но в периоды политической турбулентности, когда границы (еще вчера казавшиеся нерушимыми) вдруг начинают расползаться, как мокрая бумага при любом натяжении, такие авантюры могут попасть в «окно возможностей», и принести огромные бонусы их инициатору. Причем в наилучшей позиции оказывается тот, кто предугадал турбулентность за существенное время до того, как она обрушится на обманчиво-стабильное общество. Именно так объясняется странный успех компании «Space-X» Илона Маска, выросшей на его авантюрном, заявленном на пустом месте, обещании колонизации Марса в короткие сроки. Попробуем разобраться, как он пришел к этой идее (технически очевидно нереальной на существующем этапе развития астронавтики), почему это сработало в сфере PR (доставив Илону Маску огромные бонусы в сегменте большого около-политического бизнеса), и чего ждать дальше.

Илон Маск, энергичный парень из Претории (ЮАР) занялся «цифровым» бизнесом в 1983-м. в возрасте 12 лет. Тогда он сделал и продал свою первую компьютерную игру, после чего довольно успешно поиграл на фондовом рынке, нажил кое-каких денег и эмигрировал в Америку. К 25 годам он, казалось, сформировался, как динамичный стартап-бизнесмен в секторе «дотком». Сначала (в 1996-м) стартап Zip2 - разработка новостного сетевого софтвера, продажа которого принесла ему $22 млн. Затем (в 1999-м) стартап X.com - более известный, как платежная система PayPal, продажа которой принесла Илону Маску $180 млн. Казалось, логично было бы развивать этот наработанный бизнес-цикл: сделал-раскрутил-продал, но...
...В 2001-м, когда продажа стартапа PayPal сетевой аукционной компании eBay еще даже не завершилась, Илон Маск внезапно увлекся астронавтикой. Он ничего в этом не понимает, но чутье почему-то (далее попробуем разобраться почему) подсказывает ему: ТУТ БУДЕТ СУПЕР-БОНУС.


В октябре 2001-го Маск летит в Россию с намерением купить межконтинентальную баллистическую ракету SS-18 «Сатана» (она же - Р-36М, она же - РС-20А, она же РН «Днепр») для отправки мышей (?) на Марс (!). Это модель 1973-го года, произведена в 500 экземплярах, и после договоров об ограничении стратегических вооружений, просто не нужна в таком количестве. Это выглядело, как шанс дешево купить внушительные 200-тонные 35-метровые ракеты, забрасываемый вес 8 тонн.
В феврале 2002 года Маск (уже с деньгами) вторично летит в Россию, намереваясь купить три ракеты. Сделка не состоялась, поскольку Маск предлагал за них $12 млн. за ракету, а ему выставили $24 млн за ракету.
После этого, Илон Маск решает, что выгоднее будет строить ракеты самостоятельно.

Сделаем паузу и задумаемся: зачем вообще отправлять мышей на Марс?
Допустим даже, что «Сатана» могла бы разогнать модуль с мышами до скорости, необходимой для вывода забрасываемого модуля на траекторию, ведущую к Марсу. При самом оптимистичном сценарии, мыши подохли бы где-то посреди полета, и превратились бы в маленькие мумии, которые затем были бы эффектно кремированы при неуправляемом падении модуля на Марс.
Ответ: это был бы сильный PR! Мыши уже были на Марсе! Марс стал нам родным, ведь там похоронен прах наших мышей-астронавтов! Не позволим, чтобы эта жертва мышиных жизней была напрасной! Колонизируем Марс, а имена этих героических мышей высечем золотом на монументе посреди центральной площади первого марсианского города-колонии. Как-то так...

...Развитие собственно ракетной программы Илона Маска (в рамках компании Space-X) шло по такому же ломаному пути, как за полвека до того - ракетная программа Вернера фон Брауна (в рамках будущего NASA).
Маск планировал первый запуск Falcon-1 к ноябрю 2003-го - но получился март 2006-го, причем ракета взорвалась на старте.
Тем не менее, на этом был сделан хороший PR. Приглашались всякие публичные персоны. В августе 2006 компания стала одним из победителей в конкурсе программы NASA: Commercial Orbital Transportation Services (COTS) и получила суммарное финансирование в размере около 396 млн. долларов (длительностью 6 лет с разбивкой на 40 оплачиваемых этапов).
Второй запуск в марте 2007-го - завершился взрывом поле выхода в ближний космос.
Тем не менее, на этом снова был сделан хороший PR. Опять приглашались всякие публичные персоны (так, в июне 2007-го на космическую верфь Space-X был приглашен актер Роберт Дауни-младший, готовившийся играть в НФ-фильме «Железный человек» - и предсказуемо пришел в восторг).
Третий запуск 3 августа 2008 года завершился взрывом при разделении ступеней.
...Но шоу (оплаченное американскими налогоплательщиками) продолжалось...
Четвертый запуск 28 сентября 2008 года стал первым удачным.
Пятый запуск 14 июля 2009 года стал первым удачным коммерческим (Falcon-1 вывел на расчетную орбиту небольшой малазийский спутник).

Пауза. Аплодисменты. Шампанское.
Что же такое эта ракета Falcon-1, модель 2008-го?
Это намного меньше, чем ранее предполагавшаяся советская «Сатана», модель 1973-го
(напомним - 200 тонн, 35 метров, забрасываемый вес 8 тонн).
Falcon-1, это 27 тонн, 21 метр, забрасываемый вес 0.4 тонны.
Ближайший аналог - американская ракета Juno-I, модель 1958-го.
Juno I, это 29 тонн, 21 метр, забрасываемый вес 0.03 тонны.
В общем, Space-X оптимизировала модель 50-летней давности, уменьшив число ступеней и увеличив забрасываемый вес.

Следующие 10 лет прогресса ракет Space-X в основном повторили прогресс ракет NASA, имевший место в 5-летний период (с 1958-й по 1963-й), но не достигли тогдашних ЛТХ.
NASA Saturn-5 (1963-й) 110 метров, 3000 тонн, забрасываемый вес 140 тонн.
Space-X Falcon-Heavy (2018-й) 70 метров, 1400 тонн, забрасываемый вес 64 тонны.
Пока кажется, будто Маск и компания не сделали ничего выдающегося, но если от ЛТХ перейти к экономике, то легко заметить, что ракеты Space-X (и запуски в расчете на 1 кг груза, выводимого на орбиту) радикально дешевле, чем ракеты и запуски концерна ULA, традиционного монопольного подрядчика NASA. Это было предсказуемо. ULA по сути бюрократическая структура, которой свойственно раздувать расходы, а Space-X - частная компания, которой свойственно оптимизировать расходы (даже при финансировании из того же госбюджета). Если раньше, до Маска, для дешевых запусков приходилось иметь дело с евразийскими подрядчиками, то теперь есть Space-X…

…Вопрос: если было предсказуемо, что частный подрядчик собьет цены, то почему такой подрядчик не появился в 1980-е и 1990-е? Почему «окно возможностей», в которое удачно прыгнул Илон Маск, открылось только в середине 2000-х? И откуда Маск знал, когда прыгать (при том, что он был крайне далек от космической тематики)?
Дата его решения о космической одиссее: октябрь 2001-го - сразу после теракта 11 сентября, отмечавшего очередной переход от эпохи относительно мирной глобальной стабильности к эпохе новых глобальных кризисов и новой Холодной войны.
Это значило, что после нескольких лет переходного процесса, следует ожидать распада сложившейся схемы международного разделения труда в двух военно-стратегических отраслях: ядерной и космической, и начала новой гонки стратегических вооружений - аналогично Первой Холодной войне 1946 - 1989 г.г..
Вероятно, будучи человеком проницательным и знакомым с состоянием специфических рынков, Илон Маск смог угадать, что Вторая Холодная война будет в значительной мере «гибридной», т.е. роль «стратегических оружейных гонщиков», которую на Первой Холодной играли государственные концерны, будет поделена с частными структурами.

Если у Илона Маска действительно возникли такие догадки, то понятно его желание поменять стратегию инвестиций с бизнеса «дотком» на ракетно-космический бизнес, и предельно-быстро показать свою серьезность в сегменте, совершенно новом для него. Отсюда понятен и его визит в Россию с целью купить (для начала) три готовые ракеты космического класса. Когда этот план не удался, Маск начал создавать свою линейку
Falcon, пошел на значительные финансовые потери, зато сумел в 2006-м запрыгнуть в «окно возможностей», только-только начавшее открываться. Space-X оказалась в круге новых подрядчиков американского ракетно-стратегического комплекса, и ее будущее теперь обеспечивалось ширящимися и накаляющимися глобальными конфликтами.

Кому Холодная война.
А кому мать родна…

Если принять первоначальное допущение (о догадливости Илона Маска), то все, вроде, логично - кроме Марса. На первый взгляд, колонизация Марса не имеет отношения к новому ракетно-космическому противостоянию с тройкой больших евразийских стран. Но это только на первый взгляд. Вспомним историю Первой Холодной войны. Два военных блока приближаются к пику обострения, известному, как Карибский кризис. И тогда, 25 мая 1961-го президент Джон Кеннеди заявляет в Конгрессе США:
«Я считаю, что эта нация должна взять на себя обязательство до конца этого десятилетия достичь цели - высадить человека на Луну и благополучно вернуть его на Землю. Ни один космический проект в этот период не будет более впечатляющим для человечества… Это не будет один человек, отправляющийся на Луну - если мы примем это решение утвердительно, это будет целая нация».
12 апреля 1962-го, Кеннеди обращается к нации - это его знаменитая речь в Хьюстоне:
«Мы решили полететь на Луну в этом десятилетии и сделать другие вещи не потому, что это легко, а потому что это трудно, потому что эта цель заставит нас собрать и оценить свои силы и способности, потому что это вызов, который мы готовы принять, это задача, которую мы не хотим откладывать и с которой мы намерены успешно справиться также, как со всеми остальными».

Зачем в ходе ракетно-ядерного обострения Холодной войны Кеннеди говорит про Луну?
Ясно зачем! Это в евразийских странах вождь может переложить триллионные ресурсы из социальных программ в военные, ничего не объясняя нации, поскольку «нация это я». А в Америке какая-никакая демократия, и там надо вдохновить нацию на такие затраты, иначе запросто можно вылетать из Белого дома. А заявить нации: «мы летим на Луну» гораздо выигрышнее, чем заявить «мы вваливаем триллион в ракеты с ядерными боезарядами».

Шагаем в XXI век. 2008 - 2016 годы. Обострение Второй Холодной войны. Требуется ремейк речей Кеннеди. Но президент Буш уже «хромая утка», а президент Обама сторонник «американского олигархического социализма», противник астронавтики (он закрывает перспективную программу «Constellation»). И тогда эту роль берет на себя частное лицо: Илон Маск. Он дает три интервью о колонизации Марса: в 2012, 2014-м и 2015-м. Он заявляет о грандиозном плане создания марсианской колонии на 80 тысяч (!) человек, причем тренд интервью в 2012-м (журналу Wired) совершенно тот же, что в речи Кеннеди 1961.
« США - это нация исследователей. Америка - это квинтэссенция ищущего духа человека».
«Я начал с безумной идеи, чтобы подстегнуть национальную волю. Я назвал это миссией Марсианский Оазис».
«Реальная причина, по которой мы не собирались на Марс, это не отсутствие национальной воли, а отсутствие дешевой и доступной ракетной техники».
В интервью в 2014-м (журналу Aeon) Маск обозначает принцип автономности будущей марсианской колонии - что-то вроде запасного плацдарма человечества.
И, в интервью в 2015-м (журналу GQ) он прямо говорит о возможности Третьей Мировой войны, чтобы обосновать свой проект марсианской колонии.

Илон Маск говорил о первом полете на Марс в текущем десятилетии - как президент Кеннеди в 1961-м и 1962-м говорил о первом полете на Луну. Полноценная колонизация Марса (по Илону Маску) должна была начаться уже в 2022-м Но…
…В отличие от Кеннеди, похоже, Маск не собирался реализовывать эти планы. Он четко понимал, что сейчас - другая эпоха, что цивилизованный мир в значительной мере стал виртуальным, и что красивая медиа-презентация во многом заменяет реальность.
В 2016-м Space-X опубликовал впечатляющую презентацию перевозки колонистов на Марс ракетой ITS (Interplanetary Transport System). ЛТХ ракеты:
Space-X ITS (2022-й ?) 122 метра, 10500 тонн, забрасываемый вес около 550 тонн.
Такой ракеты нет, но в компьютерной анимации она выглядит превосходно.
Тогда же, в 2016-м канал «National Geographic» показал телесериал «Марс» по книге Стивена Петранека «Как мы будем жить на Марсе» - сделанный под Илона Маска. Не обсуждая технические несообразности сериала, отметим: срок первой пилотируемой экспедиции к Марсу перенесся на 2033 год.

В январе 2017-го в Белый Дом въехал Дональд Трап - предсказуемый президент, четко ориентированный на работу в условиях Второй Холодной войны. Его стиль - жесткое стимулирование национального бизнеса через протекционизм и снижение налогов, и перераспределение ресурсов с международных социальных (почти социалистических) программ на национальные стратегические военно-промышленные.
И, хотя Илон Маск не очень-то поддерживал Трампа во время предвыборной гонки, и даже после выборов его отношения с новым президентом складываются не очень гладко, компания Space-X немедленно получила ряд выгодных подрядов Пентагона.
В ноябре 2018-го Илон Маск в интервью сетевому журналу Recode однозначно поддержал план Трампа по созданию вооруженных сил в космосе.
В общем, наверное, он рассчитывал на этот выгодный сегмент рынка еще в 2013-м, но, по независящим от него обстоятельствам, «амеросоциалист» Обама просидел в Белом доме два срока, а не один. Так или иначе, чуть позже планируемого срока, расчет Илона Маска оправдался. Компания Space-X будет расти на эскалации Второй Холодной войны.
Помимо военных подрядов (более $700 млн.), Маск занялся проектами коммерческих полетов вокруг Луны и на Луну. Это вполне реалистично с техникой Space-X…

А что же анонсированная экспедиция на Марс с последующей колонизацией?
Пока (несмотря на осторожный намек на 2033-й год в телесериале «Марс») сроки отправки первой экспедиции указываются, как 2022-й или возможно 2024-й.
Работы над ракетой ITS (Interplanetary Transport System) вроде бы продолжаются.

Здесь придется перейти из области понятных принципов современной экономики, политики, и PR-проектов - в область отчасти субъективных прогнозов.
Просто сравним Луну и Марс, чтобы выяснить, что перспективнее.
Расстояние до Луны - 400 тысяч километров.
Расстояние до Марса - минимальное более 50 миллионов километров, среднее 200 миллионов километров, максимальное 400 миллионов километров,
Полет до Луны занимает около 3 дней, лететь можно когда угодно.
Полет до Марса - 200 дней, лететь можно лишь в определенные периоды, разделенные многомесячными периодами большой взаимной отдаленности планет.

Теперь сравнительные условия на этих объектах
Ускорение свободного падения на Луне 0.16g
Ускорение свободного падения на Марсе 0.38g
С одной стороны, на Марсе гравитация привычнее, с другой стороны - из-за этого Марс представляет собой вдвое более глубокую гравитационную яму, усложняющую посадку, и требующую намного больше топлива для возвращения на орбиту.
Атмосфера на Луне - практически отсутствует.
Атмосфера на Марсе - присутствует, с плотностью 1/200 земной.
Т.е. на обоих объектах дыхание и даже пребывание без скафандра под открытым небом - невозможно.
Вода: присутствует в виде залежей льда и на Луне и на Марсе.
Температура: на Марсе ближе к допустимой для человека, чем на Луне.
Радиационная обстановка: на Марсе мягче, чем на Луне.

Разумеется, с точки зрения терраформирования, Марс намного перспективнее. Марс в Гесперийскую эру (3 миллиарда лет назад) имел плотную атмосферу и гидросферу. Это значит: все это можно восстановить…
…Приложив колоссальный объем энергетических ресурсов, превышающих все, что в настоящее время доступно человечеству даже на Земле. Не говоря уже о другой планете.

Так что, с сегодняшней точки зрения, и Марс и Луна одинаково безжизненные планеты, колония на которых может существовать лишь в виде комплекса помещений, изолированных от внешней среды, а выход под открытое небо возможен лишь в скафандре.

Внимание, первый вопрос: с колонизации какого из объектов начнет рациональная компания?
Вероятно, все-таки, с Луны.

Второй вопрос: что ж, полет на Марс опять будет отложен в неопределенное будущее?
Субъективно, хочется думать, что все не настолько скучно.
Весьма вероятно, что обыкновенные здоровые амбиции толкнут Илона Маска к довольно рискованному шагу: отправке на Марс экспедиции из нескольких астронавтов.
Техническая возможность отправки корабля к Марсу уже имеется у Space-X.
Проблемы жизнеобеспечения астронавтов, вероятно, будут решены к 2022-му году.
Тогда в 2023-м или в 2025-м мы увидим, как человек реально шагнет на Марс.

Третий вопрос: а зачем лететь на Марс, и почему возможность такого полета так интересует сотни миллионов людей, занимающихся чем-то далеким от астронавтики? И почему обещания Маска о полетах на Марс так взволновали мир?
Похоже, дело в том, что Илон Маск (выражаясь эпически) вернул человечеству мечту о космосе, об освоении других миров, о путешествиях в неизведанное, о перспективе, в которой человек уже не просто фауна на одной из планет, а нечто большее.
Похоже, что сам Илон Маск заразился этой мечтой (даже если она была для него в начале только инструментом бизнеса).
Previous post Next post
Up