"Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание" (Карл Маркс - об историческом материализме)
Этика и эстетика, представления о добре и зле, любви и ненависти, дружбе и вражде, должном и не-должном, поведенческой норме и отклонении - все это лишь продукт биосоциальной технологии жизни тех или иных разумных существ.
Это крайне важный вывод, который относится ко всем нациям, этносам и племенам у нас на Земле.
Для типичного европейца характерна ложная абсолютизация оценок некоторых форм поведения. Это связано с узостью кругозора, и психической неспособностью выйти за пределы религиозно-этнического сборника социальных примеров - сформированного в период Первой Индустриальной революции, а отчасти еще раньше, в средневековье.
"Если у вас действительно имеются этические законы, они должны иметь ту же всеобщность. Они должны действовать на любой планете и в любом обществе. То, что вы так грандиозно - с большой буквы, с громом фанфар - величаете Законами Этики - и не законы вообще, но лишь куски племенного этоса, местные наблюдения, сделанные группой пастухов, разводивших овец, пригодные лишь на то, чтобы поддерживать порядок в доме. Эти правила не применимы в любой ситуации, даже вы должны признать это. Подумайте о множестве различных планет и о том, какими необычными и страшными бывают там отношения людей друг к другу, а потом попробуйте сформулировать десять правил общения, пригодных для всех этих обществ. Это невозможно. Готов поклясться, что для вас самого существуют эти десять правил, но если одно из них заключается в том, что нельзя поклоняться вырезанным из дерева идолам, я могу сказать вам, чего стоят остальные. Вы не будете этичны, если попробуете применять эти правила всюду" (Гарри Гаррисон. Специалист по этике)
В этом монологе Язона дин Альта (героя романа Гаррисона) важную роли играет фраза: Подумайте о множестве различных планет и о том, какими необычными и страшными бывают там отношения людей друг к другу.
Эта фраза о страшном (с европейской точки зрения) перекликается с фабулой новеллы Юдковского.
"Их дети уже осознавали себя в возрасте, когда их поедали. Тексты корпуса говорили об этом совершенно ясно. Пожирание детей было частью великого, благородного, священнейшего жертвоприношения. И этих детей любили. Такова была суть жизни: родители должны были преодолеть свою любовь ради этого ужасающего отсева. Родитель мог произвести сотню детей, но только один из сотни имел право на жизнь, иначе все сто умерли бы от голода...
Когда Детоеды стали техногенной цивилизацией, у них появилась возможность модифицировать себя и рожать только одного ребёнка.
Но они отказались.
Потому что этот ужасающий отсев был, в конце концов, сутью жизни.
На языке эволюционной психологии... Кажется, я понимаю, что произошло. Предки Детоедов рожали сотни детей за один сезон размножения, как земные рыбы - мы это называем репродуктивной r-стратегией. Но предки Детоедов открыли... кристаллоделие, так сказать, род сельского хозяйства... намного раньше людей. Они стали крестьянами, имея интеллект уровня шимпанзе. Взрослые объединились в племена, чтобы охранять территорию и растить съедобные кристаллы. Они научились держать своих детей в загоне, чтобы кормить их. Но они не могли вырастить достаточно кристаллов на всех детей.
Это трюизм в теории эволюции: групповой отбор работает только среди родственников. За исключением ситуации, когда есть механизм принуждения, наказание для нарушителей. Тогда индивид не выигрывает от обмана, поскольку обманщика уничтожают. Вот что случилось с Детоедами. Они не стали ограничивать индивидуальное размножение, потому что чем больше детей особь отдаст в племенной загон, тем больше их выживет. Но полное количество детей, доживающих до зрелости, увеличится, если их отсеивать, потому что выжившие получат больше ресурсов и заботы. Так их вид начал сдвигаться к К-стратегии, стратегии индивидуального выживания. Это было началом их цивилизации.
Если кто-то пытался жульничать - прятать своего ребёнка или хотя бы щадить своих детей во время отсева... что ж, Детоеды относились к добрым родителям точно так же, как человеческие племена к предателям.
Они психологически адаптировались к этой своей первой социальной норме. И все эти психологические адаптации, эти эмоции, снова и снова использовались в ходе их эволюции, по мере того как общество Детоедов усложнялось. Честь, дружба, благо своего народа - у Детоедов есть многие моральные нормы, свойственные и людям. Но в их мозгах эти нормы работают на основе эмоций, связанных с детоубийством.
В детоедском языке слово "хороший" означает буквально "поедающий детей".
(Элиезер Юдковский: Тройной контакт)
...Такие дела...