Липкие цифры века. Есть лишь одна проблема: вернуть людям реальный мир вне приложений.

Aug 24, 2021 02:00

Заголовок выглядит аллюзией на "Хищные вещи века" Стругацких с эпиграфом из Экзюпери. Так и должно быть, поскольку речь пойдет о книге, посвященной хищности современной информационной среде. Итак: Евгений Морозов "Техноненависть: как интернет отучил нас думать" (2014 год). Проблема Кремниевой долины состоит в том, что ее представления о мире чрезвычайно искажены бизнес-моделями. На все беды у нее два ответа: либо нужно больше «вычислений» (кода), либо нужно обрабатывать больше данных. По существу, ответ-то один, и сочетает оба этих момента. Так появляются на свет приложения для соблюдения диеты, мониторинга погоды и движения на дорогах. И эти крошечные успехи позволяют инженерам Кремниевой долины именовать «прогрессом» последствия их бизнес-планов. В действительности мы не решаем проблему. Прикрываясь вычислениями и данными, просто смотрим на нее под самым удобным и наименее обременяющим углом. За кадром остаются общественная, политическая, экономическая системы, которые в одно и то же время как дают технологиям жизнь, так и отнимают ее, как стимулируют, так и осаживают. Если когда-нибудь эти измерения нашей жизни выйдут на передний план в осмыслении происходящего, то «цифровая» подоплека сразу потеряет для нас интерес, потому что она не способна ничего всерьез объяснить из насущных проблем.
(это лишь одна цитата - а в книге еще много любопытных и неожиданных выводов).


Понятно, что единственно-возможная маркетинговая стратегия Big Tech компаний Кремниевой долины: убедить как можно больше людей в том, что любые проблемы решаются приложениями, агрегаторами и соцсетями. В этом нет глубокого злого умысла - просто бизнес. Проблема в том, что этот бизнес с его единственно-возможной маркетинговой стратегией превращает всех потенциальных идиотов - в фактических, состоявшихся идиотов. А, по статистике, Аша, 65% людей - потенциальные идиоты.

Некоторые эксперты полагают, что в поколениях, погруженных в среду приложений с детства (т.н. дети-А, или поколение-альфа), доля идиотов может оказаться еще больше: "Никто из поколения Альфа не сможет прочитать этот текст. Дело не в их возрастной осознанности, а в том, что они лишены способности воспринимать текстовую информацию таких объемов... Первое, что мы обрушиваем ребенку посредством гаджетов - это творческое воображение. Если он садится рисовать собачку на бумаге, то может добавить к ней массу деталей «из головы»: цветочек, будку, травку и прочее. Если он рисует в планшете, ему не выйти за рамки заданной программы. То есть мы получаем поколение, которое больше ориентировано на выполнение какой-то фиксированной инструкции. В связи с этим удивляет утверждение исследователей, что для детей-А крайне важна свобода выбора и персонализация. Это иллюзия. Которую дает тотальное представительство детей в сети - с личными аккаунтами и личным контентом - персонализацией. Однако насколько она личная и свободно выбранная? В НЛП применяют такую манипуляцию с трехлетками: ты кашку будешь есть из синей тарелочки или из зеленой? Трехлетний ребенок в эйфории от ощущения свободы выбора! Но на самом деле выбора никто не давал: он в любом случае ест кашу. Вот такая же история со страницами нового поколения в интернете. Они наполняют свои аккаунты и подписки одинаковой «кашей», но в разных тарелочках. Поэтому у них создается впечатление, что их репрезентация уникальна. Увы, это не так... Дети А свободно живут в режиме многозадачности… Потому что страдают нарушением концентрации внимания. За единицу времени обработать массивы информации и отсеять ненужную можно лишь тогда, когда информация сведена к минимуму. Поэтому любимый формат трансляции - картинка. Без текста или с крупицами текста. А формат восприятия - клиповое мышление. И как результат невозможность сосредоточиться на одной конкретной проблеме, глубоко ее проработать и сделать выводы. То есть у детей А снижена функция синтеза и анализа. Большие тексты им не под силу, они их не дочитывают, убегая в клиповое пространство. Это большой минус. Особенно вместе с падающими коммуникативными навыками" (Ирина Хвингия, нейропсихолог)

Можно выразиться еще жестче. У большинства представителей этого поколения отсутствует какая-либо связная устойчивая внутренняя модель мира (на которой только и может базироваться здравый смысл). Когда они видят в сети очередную броско представленную идею, им просто не с чем соотнести ее. Поэтому, путем броскости и частой повторяемости, их можно убедить в любой нелепости (и сделать их вторичными распространителями этой нелепости). Вот, быть может, центральная проблема современного общества.

...Такие дела...
Previous post Next post
Up