Продолжаем штудии книги д-ра Гребера "Долг. Первые 5000 лет истории"
(начало тут:
https://alex-rozoff.livejournal.com/380977.html )
Из главы 2. "Миф о меновой торговле". Сюжет "Государство и кредитные теории денег"
...Одной из первых вещей, которую сделал французский генерал Галльени, покоритель Мадагаскара, после завершения завоевания острова в 1901 году, стало введение подушного налога. Этот налог не только был высоким, но еще и должен был выплачиваться в новых малагасийских франках. Иными словами, Галльени напечатал деньги, а потом стал требовать, чтобы каждый житель страны вернул ему часть этих денег. Но самым поразительным было то, как описывался этот налог.
Он назывался "impôt moralisateur", «воспитательный», или «приучающий к нравственности», налог. То есть он был призван, выражаясь языком той эпохи, втолковать аборигенам ценность работы. Поскольку «воспитательный налог» нужно было уплачивать вскоре после сбора урожая, крестьянам было проще всего получить деньги, продав часть собранного риса китайским или индийским торговцам, которые быстро обосновались в мелких городках страны. По очевидным причинам после сбора урожая рыночные цены на рис были минимальны; если кто-то продавал слишком много риса, это означало, что ему могло не хватить на пропитание семьи в течение всего года и тогда он должен был покупать собственный же рис в кредит у тех же самых торговцев, но уже по гораздо более высокой цене. В результате крестьяне
влезали в огромные долги (торговцы брали ростовщические проценты).
Было легче всего выплатить долг, начав выращивать какую-нибудь товарную культуру на продажу - кофе или ананасы - или отправляя одного из детей на заработки в город или на одну из плантаций, которые устраивали на острове французские колонисты. Весь этот проект может показаться не более чем циничной схемой эксплуатации дешевого крестьянского труда. Таким он и был, но у него была еще и другая цель. Колониальное правительство откровенно говорило (по крайней мере в документах, предназначенных для внутреннего пользования) о том, что у крестьян должно оставаться на руках хоть немного денег и что они должны привыкнуть к безделушкам вроде зонтиков, губной помады и печенья, которые продавались в китайских магазинах. Важно было привить им новые вкусы, привычки и создающие потребительский спрос ожидания, которые сохранятся после ухода завоевателей и навсегда привяжут Мадагаскар к Франции.
Но люди в массе своей не идиоты, и большинство мальгашей прекрасно поняли, что
пытались сделать с ними завоеватели. Некоторые решили сопротивляться. Через шестьдесят с лишним лет после покорения острова французский антрополог Жерар Альтаб наблюдал, как жители деревень на восточном побережье послушно приходили на кофейные плантации, чтобы заработать деньги на уплату подушного налога, а уплатив его, намеренно игнорировали товары, продававшиеся в местных лавках, и отдавали все оставшиеся деньги старейшинам рода, которые покупали на них скот для принесения жертв предкам.
(конец цитируемого текста).
Небольшая ремарка по истории Мадагаскара.
"Цивилизованные" французские власти действовали на Мадагаскаре в течение всего периода колониальной оккупации (1897 - 1958) несравнимо более жестоко и более отвратительно, чем гитлеровские оккупанты в самой Франции (1940 - 1944).
Причем, что интересно - всем на Мадагаскаре было ЗАРАНЕЕ известно, что европейцы будут действовать именно так.
Сейчас у историков-популяризаторов принято удивляться "бешеной жестокости" мадагаскарской королевы Ранавалуна I (правившей островом с 1828 по 1861). С чего это она изгоняла миссионеров, расправлялась с христианами, ставила в портах охранку для присмотра за иностранными коммерсантами, а узнав в 1857-м о попытке придворных заключить тайное соглашение с французским правителством - вообще изгнала европейцев с Мадагаскара, и учинила массовые казни местных жителей по малейшему подозрению в про-европейской деятельности?
На самом деле, королева (ясно понимая смысл европейской политики и схему европейского государства) действовала единственно-разумным образом, и благодаря этому, Мадагаскар превратился в колонию сравнительно поздно.
Еще один интересный момент - все дальнейшие антиколониальные восстания проходили под знаком борьбы против "морализаторского налога", и сопровождались казнями не только захваченных французов и местных сотрудников администрации, но еще и обыкновенных торговцев, обеспечивающих сбыт товара из метрополии.
Последнее восстание началось в 1947-м, длилось до 1950-го, и было подавлено жесточайшим образом.
В общем - с середины 1940-х французская колониальная власть держалась исключительно на штыках своего Иностранного легиона. И это не могло продолжаться долго, поскольку местное население готово было приветствовать и поддерживать любую третью силу, которая уничтожила бы этот колониальный строй.
Появление американских или советских "зеленых человечков" на Мадагаскаре было лишь вопросом времени. 14 октября 1958-го, Рене Коти и Шарль де Голль сочли за лучшее подписать акт об автономии Мадагаскара.
...Такие дела...
(продолжение следует)