Марсианские хроники 2020-х. Сколько разумного оптимизма и здравого смысла осталось в науке?

Apr 09, 2021 02:23

6 апреля "Троицкий вариант" опубликовал статью "Колонизация Марса: pro et contra"*. Точнее три мнения разноплановых участников:
1. Владимир Сурдин, старший научный сотрудник ГАИШ МГУ (Государственный астрономический институт им. Штернберга)
2. Антон Первушин, писатель-фантаст, научный журналист
3. Александр Хохлов, член Федерации космонавтики РФ
С учетом реалий марсианской гонки, стартовавшей летом 2020-го, и сейчас уже достигшей устойчивой системной работы на поверхности Марса, и с учетом того, что команда Илона Маска уже серьезно готовится к пилотируемой миссии на Марс в 2030-м,можно было бы ожидать от такой группы авторов "Троицкого варианта" каких-то представлений о реальных перспективах колонизации Марса.


Рассказываю, что получилось - конспективно.

1. Владимир Сурдин: Пилотируемые межпланетные полеты очень дороги. Экспедиции «Аполлонов» к Луне стоили 25 млрд долл. США в ценах 1973 года; сегодня это около 160 млрд долл. Экспедиции такого же масштаба на Марс с посадкой и возвращением на Землю обойдутся, как мне кажется, на порядок дороже, т. е. в сумму не менее триллиона долларов. С другой стороны, создание, запуск и поддержка работы на Марсе самых продвинутых автоматических лабораторий, таких как Curiosity и Perseverance, стоят около 3 млрд долл. за каждый марсоход. Стационарные аппараты типа InSight стоят менее 1 млрд долл. за каждый (всё в ценах 2020 года). Таким образом, вместо нескольких довольно кратковременных посещений Марса космонавтами мы можем за те же деньги послать туда сотни (!) марсоходов и стационарных аппаратов, которые в течение многих лет детально исследуют все наиболее привлекательные места на планете. Для планетологии очевиден выбор в пользу роботов.
Полет на Марс с помощью современных ракет - это около 7-8 месяцев в одну сторону, или минимум 2,5 года с посадкой на Марсе и возвращением на Землю. Большую часть этого времени космонавты проведут в условиях невесомости и существенно более высокого, чем на МКС, радиационного фона. Даже если по прибытии на Марс космонавт, ослабленный невесомостью и радиацией, будет в состоянии самостоятельно покинуть корабль и начать работу, его эффективность как оператора будет невысока.
Итак мои тезисы:
- Используя роботов, мы рационально израсходуем средства для исследования загадочной планеты!
- Используя роботов, мы сохраним здоровье космонавтов!
- Стерильные роботы сохранят для науки Марс как прибежище внеземной жизни!
Реальна ли постоянно действующая обитаемая база? Это реально, но очень дорого.
Реальна ли почти автономная колония? Реальна лет через сто.

Мой комментарий к мнению-1.
При всем уважении к Сурдину, и к ГАИШ, хотелось бы напомнить: Марс изучается автоматическими устройствами с марсианской орбиты и неспосредсвтенно на поверхности уже ровно 50 лет (!)
«Маринер-9», США, 1971 год - скусственный спутник Марса, начало исследовательских работ с марсианской орбиты.
«Викинг-1», США, 1975 год - начало исследовательских работ на грунте.
«Соджорнер» (Sojourner), США, 1997 года - начало исследования марсоходами.
Причем с самого начала ставились два вопроса:
- Поиски жизни на Марсе.
- Поиски марсианских ресурсов для колонизации
Судя по данным, накопленным за полвека (!) исследований, жизни на Марсе нет (возможно, она ыла, но исчезла в конце Гесперийской эры, 2 миллиарда лет назад), а вот ресурсов для колонизации более, чем достаточно.
Какой смысл откладывать пилотируемую миссию?
Радиационный фон? Это не аргумент. Он уже исследован и не представляет реальной угрозы для человека при минимальных средствах защиты.
Слишком дорого? Это не аргумент. Сейчас в несколько раз большие средсвта тратятся на нелепые военные, цифровые и псевдо-экологические проекты.
Слишком долго? Это неточность. ДостигнутьМарса при существующих технологиях можно не за 7 - 8 месяцев, а за 5.5 месяцев (траектория Маринер-9). Причем новые технологии позволяют сократить это время до 1.3 месяца***.
Когда Сурдин говорит о том, что колония на марсе возможна только через 100 лет, мне хочестя спросить - а как он представляет себе темпы прогресса?
К слову: от первой любительской ракеты с ЖРД (запущенной Годдардом во дворе у своей тетушки) до первого суборбитального ракетного полета прошло, 16 лет, а до первого шага людей по Луне прошло 42 года.
Если считать, что человечество уже никогда не будет способно поддерживать динамику прогресса даже на уровне Второй Индустриальной революции (не говоря уж об НТР), то нам нужны не исследования, а VHEMT (чтобы вымереть с комфортом и достоинством, без лишней суеты).

...

2. Антон Первушин: В ближайшие сто лет пилотируемая экспедиция на Марс, на мой взгляд, не нужна. Мне даже сама идея о скором полете на Красную планету представляется вредной, поскольку порождает завышенные ожидания. Кроме того, высаживать космонавтов на Марс нельзя до тех пор, пока наука окончательно не определится: есть там микроорганическая биосфера или нет. Допустим, мы отправим туда людей со всем необходимым оборудованием - в таком случае по-настоящему масштабное «заражение» станет неизбежным, и наука навсегда утратит уверенность по вопросу, с какими формами жизни мы имеем дело, если они всё-таки будут там найдены.
В любом случае Марс был и остается наиболее привлекательной целью для космической экспансии. Вокруг него создана огромная субкультура, которую невозможно игнорировать. При этом она развивается - от утопических ожиданий прошлого века к твердому пониманию того, что Красная планета «бросает нам вызов», что движение к ней будет способствовать прогрессу человечества в самом широком смысле. Поэтому Марс будут осваивать - роботы и/или люди - вне зависимости от наших желаний или соображений по сему поводу.
Реально ли построить постоянно действующую обитаемую базу на Марсе?
Вопрос денег. Построить можно что угодно и где угодно, если на это выделят достаточный бюджет.
Реально ли построить колонию землян на Марсе?
Лет через двести - почему нет? Если на Марсе возникнет обитаемая база, то с учетом высокой стоимости перелетов логично расширять ее до полноценной колонии. Сейчас уже существуют проекты таких колоний - Mars Society прорабатывает детали и поэтапный план. Понятно, что колонистам придется закапываться в грунт и другими способами обеспечивать свое выживание. Всё это, опять же, потребует привлечения значительных ресурсов на Земле и наверняка вызовет сопротивление значительной части мирового сообщества. С другой стороны, трудно сегодня сказать, как будут выглядеть наука и техника через двести лет. Может быть, к тому времени модификация человеческого организма станет обычным делом - в таком случае колонисты смогут жить на Марсе без дополнительной защиты и осваивать планету как «коренные» жители, приспособленные к местным природным условиям. Впрочем, это, конечно, фантастика, хотя и вполне научная.
Реально ли терраформирование Марса и до какой степени?
Тут можно переформулировать вопрос: а зачем его терраформировать? На мой взгляд, Марс не должен оставаться главной целью космической экспансии даже в том случае, если появятся средства и ресурсы для его освоения. Наоборот, существует гипотетическая опасность, что, увлекшись Красной планетой, человечество утратит более широкое целеполагание - движение к звездам.

Мой комментарий к мнению-2.
Первая пилотируемая экспедиция через 100 лет и колония через 200 лет?
Это очень грубая штука, особенно в исполнении писателя-фантаста и научного журналиста.
Если человечество еще 100 лет просидит на родном грунте, медитируя на Грету Тунберг и тупя в тикток, то поколение XXII аека будет похоже на теплокровные шампиньоны, которые не то что на соседнюю планету, а даже на соседнюю грядку не смогут переместиться.
А тезис: "увлекшись Красной планетой, человечество утратит более широкое целеполагание - движение к звездам" - напоминает мне в этом старый советский анекдот
Собрание колхоза "Красный Помидор им. Чингачгука".
На повестке дня - два вопроса:
Первый: строительство сарая
Второй: строительство коммунизма.
Поскольку досок нет, предлагается перейти сразу ко второму вопросу.

...

3. Александр Хохлов: (в начале выступления приводится исторический экскурс разуития космонавтики от 1960-х до 2020-х). Исторический экскурс помогает понять, почему к началу третьего десятилетия XXI века на Земле отсутствует транспортная система для полетов людей на Марс.
Единственный положительный момент заключается в том, что у США появились партнеры по второму этапу - освоению Луны: в первую очередь это Европа, Япония и Канада. Представители космических агентств разных стран (включая Россию и Китай) объединились в международную экспертную группу The International Space Exploration Coordination Group (ISECG). Ее цель - сделать единую дорожную карту по освоению космоса человечеством. Регулярно обновляемый публичный отчет не является указанием к действию для участников, но позволяет всем заинтересованным сторонам понять, куда двигаться, с кем сотрудничать, чтобы внести свой вклад в будущее освоение Луны и Марса. Сейчас в группу входят 26 космических агентств и организаций. И хотя в этой дорожной карте пилотируемые экспедиции на Красную планету запланированы на 2040-е годы, сама стратегия ставит важную задачу: космическая техника, разрабатываемая для полетов на Луну, должна быть относительно легко адаптирована для полетов на Марс.
Единственная организация на Земле, которая в ближайшие два десятилетия планирует начать пилотируемые полеты на Марс, - это американская компания SpaceX, созданная в 2002 году предпринимателем Илоном Маском. Сейчас эта компания проектирует сверхтяжелую многоразовую ракету-носитель Starship, предназначенная для доставки грузов и людей на Луну и Марс. От успеха этой работы и от стоимости эксплуатации транспортной системы Starship будет зависеть возможность создания обитаемой базы на Марсе к середине XXI века.
Говоря о реалистичности марсианского поселения, мы в любом случае от научно-технических вопросов должны перейти к экономическим и политическим, что требует не менее серьезных исследований, чем обеспечение выживания человека на Марсе.
Масштабы космических проектов, их стоимость, обеспечение технической базы на Земле и необходимость создания межпланетной экономики не вселяют оптимизм. Не зря философ Сергей Хохлов назвал освоение Марса «экзаменом на разумность», который люди могут никогда не сдать

Мой комментарий к мнению-3. О небеса, черные и голубые! (как говаривал астронавт Эл Брегг, вернувшийся со звезд). Хоть один из трех участников высказался взвешенно и разумно. Можно порадоваться и поаплодировать. Здравый смысл в науке и космонавтике жив. По крайней мере, пока.

...Такие дела...

--------------------------------
*) 06.04.2021 Троицкий вариант (№ 326) Колонизация Марса: pro et contra
https://trv-science.ru/2021/04/kolonizaciya-marsa-pro-et-contra/
**)24 июля 2020 Марсианская гонка. Почему сразу три страны отправляют миссии на Красную планету
https://www.bbc.com/russian/media-53520560
31.07.2020 Марсианская гонка: страны-участницы и что они запускают
https://naukatv.ru/articles/816
24.03.2021 Илон Маск пообещал отправить людей на Марс до 2030 года
https://3dnews.ru/1035665/ilon-mask-poobeshchal-otpravit-lyudey-na-mars-do-2030-goda
Предыдущее обещание: 02.06.2016 Основатель компаний SpaceX и Tesla Motors изобретатель и миллиардер Илон Маск на технологическом форуме Code Conference в Калифорнии заявил, что уже в 2024 году сможет отправить людей на Марс.
https://www.kommersant.ru/doc/3002465
08.04.2021 Марсианский вертолёт подвигал лопастями в рамках подготовки к полёту
https://3dnews.ru/1036900/marsianskiy-vertolyot-podvigal-lopastyami-v-ramkah-podgotovki-k-polyotu
***) 25 ноября 2016 Сколько лететь до Марса? National Geographic Россия
https://nat-geo.ru/special/mission-to-mars/skolko-letet-do-marsa/
27 марта 2021 Достичь Марса за 39 дней на ракете с магнитоплазменным двигателем
https://naukatehnika.com/dostich-marsa-za-39-dnej-na-rakete-s-magnitoplazmennyim-dvigatelem.html
naukatehnika.com

Иллюстрация: справа - реальное фото Марса, а слева карта иллюзорных марсианских каналов из серии книг Персиваля Лоуэлла, изданных 1895 по 1908.
http://www.astronet.ru/db/msg/1194973/eng/
При всех ошибках первых наблюдателей Марса и конкретно Персиваля Лоуэлла - его вклад в популяризацию идеи межпланетных полетов огромене.
Previous post Next post
Up