Что было в небе над Денвером и над Маастрихтом? "Новая нормальность" турбин авиалайнеров

Feb 24, 2021 09:55

Как и было обещано в теме https://alex-rozoff.livejournal.com/355035.html 2021-02-22 Движок Boeing-777 разваливается в воздухе над городом: "Новая реальность" качества следим за расследованием аномального разрушения турбореактивного двигателя авиалайнера в США... И, как подтвердилось, почти одновременного аномалного разрушения таого же двигателя грузового самолета в Нидерландах.
23.02.2021 Почему взорвались двигатели на самолетах Boeing?
Два похожих инцидента, произошедшие в один день показывают, какая опасность таится под крыльями самолета. Под вопросом оказалось целое семейство популярных авиадвигателей.
(На пассажирском лайнере Boeing 777 и на грузовом самолете Boeing 747-400F)
Установленная на том Boeing 747-400 силовая установка типа PW4056 была разработана одним из лидеров авиадвигателестроения, американским концерном Pratt & Whitney в середине 1980-х годов. Семейство PW4000 является одним из базовых типов авиадвигателей: на сегодняшний день выпущено более 2500 силовых агрегатов этой серии. Они используются на самых различных моделях самолетов, например, на Airbus A330 или Boeing 777, 767 и 747-400.
- Грузовой вариант лайнера Boeing 747-400 взлетел в голландском Маастрихте, направляясь в Нью-Йорк. Едва 30-летняя машина оказалась в воздухе произошел взрыв левого двигателя. Вылетевшие в результате лопатки турбины упали на землю. Оказались легко ранены пожилая женщина и ребенок.
- Boeing 777-200, принадлежащий авиакомпании United Airlines и выполнявший рейс UA328 из Денвера в Гонолулу на Гавайях, поднялся в воздух в субботу днем. На борту находились 231 пассажир и десять членов экипажа. Вскоре после взлета произошел взрыв правого двигателя того же типа PW4077 от Pratt & Whitney. В результате была практически полностью разрушена обшивка двигателя.Пассажирам же рейса UA328 предстало драматическое зрелище: ревущая турбина без обшивки, у которой спереди явно не хватало двух лопаток, вращалась на ветру, ее задняя часть горела, самолет ощутимо вибрировал.

Во время происшествия с рейсом UA328 изначально показалось, что часть защитной обшивки двигателя, изготовленная из высокопрочного кевлара, сохранилась и предотвратила разлет опасных обломков. Однако при осмотре фюзеляжа выяснилось, что пассажирам, вероятно, повезло куда больше, чем предполагалось вначале: обломок двигателя пробил в основании крыла большую дыру - всего в нескольких сантиметрах от заполненных основных баков с топливом.
Национальный совет по безопасности на транспорте США поделился первыми результатами расследования.
Согласно им, причиной аварии могла стать усталость металла одной из полых внутри титановых лопаток. В результате она сломалась у основания. Соседняя лопатка переломилась посередине, и ее часть следователи нашли во внешней кевларовой оболочке.
Тип двигателя PW4077 применялся на самолетах 777-ой серии с середины 1990-х годов, пострадавший Boeing эксплуатируется с 1995 года. Только в декабре 2020 года аналогичный инцидент произошел с Boeing 777-200 авиакомпании Japan Airlines, почти три года назад на аналогичном лайнере United Airlines.
Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) в воскресенье объявило о проведении незамедлительных и усиленных проверок двигателей данного типа. "Необходимо провести более серьезные испытания полых лопаток двигателя, которые используются только в этом варианте двигателя и только на Boeing 777", - заявил глава FAA Стивен Диксон.
https://p.dw.com/p/3pkOn

Аналогичный вывод публикуется тут, но есть важное дополнение:
22 февраля 2021 Поломка двигателя "Боинга" над Денвером: насколько редки такие аварии и чем они опасны?
FAA распорядилось дополнительно проверить все самолеты Boeing 777 с двигателями Pratt & Whitney 4000.
"После субботнего инцидента мы изучили все имеющиеся отчеты по безопасности и на основе предварительной информации пришли к выводу, что необходимо сократить интервалы между проверками полых турбинных лопаток, которые имеются только у этой модели двигателей, которыми, в свою очередь, оснащены только самолеты Boeing 777", - заявил представитель FAA Стив Диксон.
Тревогу вызывает и тот факт, что нынешняя авария очень напоминает инцидент, который поизошел с бортом той же United Airlines в 2018 году.
https://www.bbc.com/russian/news-56160851

Возвращаемся почти на три года в прошлое
20 апреля 2018 Уникальная авария: что произошло на борту Southwest Airlines
Обрыв лопатки вентилятора двигателя, последующее повреждение фюзеляжа, разгерметизация салона, из-за которой пассажирку буквально вытянуло из самолета по пояс, случаются настолько редко, что таких происшествий в авиации не было много лет.
"Взорвался двигатель" - Именно так пассажиры описали то, что произошло с Boeing 737-700 Southwest Airlines на высоте примерно девяти километров.
На фотографиях самолета после посадки видно, что у левого двигателя практически отсутствует обтекатель, который закрывает его переднюю часть. Под ним видны лопатки вентилятора - он расположен в передней части двигателя. Этот вентилятор создает существенную часть тяги.
Кроме вентилятора, в современном двухконтурном реактивном двигателе также существует турбина - это лопатки на диске в задней части двигателя. Она раскручивается потоком горячих газов из камеры сгорания и приводит в движение либо компрессор (для сжатия воздуха и подачи в камеру сгорания), либо вентилятор (для создания тяги двигателя).
На некоторых снимках видно, что у поврежденного мотора не хватает одной из лопастей именно вентилятора. Глава Национального управления США по безопасности на транспорте (NTSB) утверждает, что, по предварительным данным, одна из 24 лопаток двигателя на большой скорости оторвалась из-за усталости металла.
"Она оторвалась прямо на втулке винта, и есть признаки усталости металла на месте слома", - сообщил он журналистам.
https://www.bbc.com/russian/features-43824623

...Мой любительский комментарий.
1). После кризиса 2008 и начала Великой рецессии (третью волну которой мы наблюдаем сейчас), специалисты в авиационной отрасли все больше заменяются "эффективными менеджарами".
2) "Эффективные менеджеры" понимают в технике чуть меньше, чем ничего (как правило, у них вообще гуманитарное образование). При этом слова "оптимизация бизнес-процессов" и "сокращение издержек" стали для отрасли ключевыми.
"Новая нормальность" турбин авиалайнеров
3) В ходе "оптимизации бизнес-процессов" и "сокращения издержек" прои сходит следующее:
- Все больше работ по изготовлению (и по капитальному ремонту) ответственных элементов передается на аутсорс во все более дешевые страны третьего мира, где слова "контроль качества" считается западным ритуальным заклинанием, которое состоит в рисовании птичек в контрольной карте и составлении формального протокола, не более.
- Все больше симпатий у Советов Директоров суперкорпораций получают предложения, начинающиеся со слова "экономия". В результатте доходит до таких технических инноваций, при которых экономия материалов и технологических операций вступает в конфликт с надежностью изделия.
- Еще большей симпатией у Советов Директоров суперкорпораций пользуются предложения о том, чтобы удлиннить срок службы дорогостоящих элементов за счет неких "цифровых методов мониторинга", в результате чего теряется адекватность данных о реальном износе этих элементов. Таким образом, в воздухе может все с большей вероятностью оказаться машина, элементы двигателя которой уже выработали свой ресурс и находятся на грани разрушения. "Цифра все стерпит" - в отличие от металла, терпение которого ограничено законами физики.

...Такие дела...
Previous post Next post
Up