Крайне эпатажная книга "Against The Grain: A Deep History of the Earliest States" (James C. Scott, 2017) - "Против зерна: глубинная история древнейших государств" Джеймса Скотта (не только антрополога, но и практического полевого политолога) стала скандалом и по опросам получила симпатии 87% прочитавших.
(
Read more... )
Плотность населения, кормящегося охотой и собирательством, не просто низка, а очень низка. Мне попадались оценки антропологов к примеру по европейским странам- на территории Чехии к примеру охотой и собирательством могло прокормиться 900-1100 человек. При такой численности и плотности населения вряд ли речь могла идти о более- менее значимой специализации.
Идем дальше. Регулярные колебания численности пищевой базы приводили к аналогичным колебаниям численности людей. В условиях малых групп это приводило к полным вымираниям части малых племен (больших племен не водилось по определению)- со всеми вытекающими.
Дефицит детских останков для охотничьих племен имеет, увы, не особо веселое объяснение: низкая кальцификация скелетов малышей и общие проблемы сохранности останков для неоседлых групп.
Так что с этим- к автору много вопросов.
А что до низкого массового уровня жизни в ранних аграрных общества- эть все правильно. Да и в случАе к примеру раннего Египта- кто эти самые общества возглавлял? Да в основном речные полукупцы- полубандюки- именно из них и выросли протоцари совсем древнего Египта. Египтяне на очень раннем этапе импортировали примитивную письменность от северных соседей- и несколько имен протоцарей сохранились, к примеру Хватала второй- в очень вольном переводе.
Типо так :)
Reply
Так что "прогнать стадо" это далеко не примитивная технология.
Reply
Там где нет зимы со снегом зачем это?
Reply
Reply
А лоси, вон, например, в первом поколении уже никуда не разбегаются
Reply
Загон - это для оседлых поселений.
Reply
Reply
Reply
Птицам резали крылья и птенцы оставались рядом.
Reply
Reply
Reply
Reply
Более того, все кочевники-скотоводы как правило обладают весьма развитыми ремесленными технологиями - они шьют удобную одежду, сооружают достаточно сложные юрты. выделвыают неплохое оружие.
Все это свидетельствует о том, что кочевые кочевые скотоводческие культуры возникают не в процессе плавной эволюции охотников-собирателей. а как результат бегства из оседлой земледельческой (возможно, обладающией государством) культуры. С уносом оттуда не только культуры разведения копытных, но и кучи других полезных технологий.
Reply
Все это свидетельствует о том, что кочевые скотоводческие культуры возникают не в процессе плавной эволюции охотников-собирателей. а как результат бегства из оседлой земледельческой (возможно, обладающией государством) культуры. С уносом оттуда не только культуры разведения копытных, но и кучи других полезных технологий.
Очень и очень спорно. Кто кому чего и от кого унёс. И уж точно не из оседлой земледельческой культуры. Как раз наоборот :)
Reply
Reply
О том-то и речь, что любые кочевые скотоводы обязательно должны были в своей истории пройти достаточно продоллительный период оседлой жизни, либо заимствовать свой скот у другого, более развитого наорда.
Возможно, конечно, будущих северных оелневодов в этот период кормило не земледелие, а море.
Reply
Leave a comment