Эра классики: когда капитализм был капитализмом, коммунизм - коммунизмом, а человек - человеком

Sep 29, 2020 12:32


Сочинения Александра Амфитеатрова (1862  - 1938) не считаются относящимися к социологии, политологии и политэкономии - и, похоже, напрасно.
Амфитеатров считается лишь литературным критиком, в то время, как на самом деле он (обладая, между прочим, юридическим образованием и знакомствами с многими выдающимися политологами своего времени) сам хорошо разбирался в политических течениях, причем смотрел на них немного со стороны - что весьма ценно.
Отдельная ценность - само время, в течение которой он создавал свои новеллы и эссе.
Это - конец XIX века. В Европе и Америке - эра разогрева Второй Индустриальной революции.
В технологическом смысле - это начало массового освоения энергетики, механического транспорта, автоматики, и прикладной науки. То, из чего произошло все благополучие, построенное в течение следующих 100 лет.
В политологическом смысле - это время кристаллизации идейных концептов, которые через 100 лет уже были размыты.
А в 1890-х они существовали в неожиданно-  четком виде. Итак...
..."Я уже не раз задумывался над этим странным для вас совпадением взглядов. И пришел к убеждению, что оно вовсе не странно. Взгляды совпадают, потому что совпадают цели. Только средства разные, а в сущности, и капиталист, как я, и анархисты заняты одним и тем же делом: разрушают ваше общество и уничтожают вашу цивилизацию. Анархист работает во имя отвлеченных идеалов уравнения человечества; капиталист работает на свой собственный карман, а толк-то один и тот же. Если не в идейных целях, то в практических конечных результатах. Они же выражаются в короткой теореме: "Чтобы сравнять общество, надо уничтожить его современный строй, возвратить его к первобытным образцам". Затем разница лишь в способах доказательства теоремы: в средствах. Анархист хочет уравнять всех, опрокинув мир к первобытной дикой свободе. А на взгляд капиталиста, удобнее уравнять людей, возвращая их понемногу в первобытное же состояние рабства. И так как полной свободы и равенства никогда нигде нет, не было и не будет, то всегда тот, кто будет равнять общество, будет и его повелителем. Если он станет на первое, повелевающее место во имя анархических теорий свободы -- он повелитель-обманщик; если он равняет общество, порабощая его для себя, он лишь последовательный деспот. Вот и все". (Александр Амфитеатров. "Отравленная совесть", 1895 год).

Теперь о любопытных пунктах в этом рассуждении.

1. В конце XIX века анархизм воспринимался как коммунизм, и наоборот - коммунизм как анархизм. Сегодня это выглядит абсурдом, но взглянем на определения:
"Анархизм - политическая философия, основывающаяся на свободе и имеющая своей целью уничтожение всех типов принуждения и эксплуатации человека человеком. Анархизм предлагает заменить сотрудничеством индивидов власть, существующую за счёт подавления одних людей другими и благодаря привилегиям одних по отношению к другим. Это означает, что, по мнению анархистов, общественные отношения и институты должны основываться на личной заинтересованности, взаимопомощи, добровольном согласии и ответственности (исходящей из личной заинтересованности) каждого участника, а все виды власти (то есть принуждения и эксплуатации) должны быть ликвидированы." (портал анархизм)
"Коммунизм - политическая идеология, стремящаяся установить будущее без социальных классов или формализованной государственной структуры, и с организацией общества, основанной на общественной собственности на средства производства." (портал коммунизм).
...В наше время коммунизм и анархизм радикально разошлись.
- Коммунизм мутировал в номенклатурную политическую схему и стал ощутимо смыкаться с более поздним фашизмом, в соответствие с коротким тезисом Амфитеатрова: "тот, кто будет равнять общество, будет и его повелителем".
- Анархизм сосредоточился на главном вопросе: об уничтожении институциональной власти, политической элиты, в общем - пирамидальной надстройки, как социального концепта. В этом плане конструктивный анархизм внезапно оказывается ближе не к новому мутировавшему коммунизму, а к классическому капитализму, речь о котором ниже.
2. Уже тогда, в конце XIX века наметилась системная деградация капитализма: от классической пассионарной версии - к деперессивной форме, построенной на политической сервильности (т.н. "социально-ответственном большом бизнесе") с опорой на государственное регулирование и государственные финансы.
"Ротшильды, Вандербильты, Гульды, Макеи - хотят быть не властными, а богатыми. Для них деньги не средство, а цель, и потому им нужна охрана закона; а кому необходима дружба с человеческими постановлениями, тот уже обязан общепринятой нравственностью, тот уже связан страхом общества. Кто нуждается в том, чтобы его сторожили, тот уже сам слуга сторожа, который ему служит. Они - номинальные властелины - в сущности, рабы своих капиталов. Капиталы Вандербильтов - благоустроенные лены, тесно связанные взаимным благополучием и охранением со своими баронами" (Александр Амфитеатров. "Отравленная совесть", 1895 год).
В наше время эта системная деградация привела к превращению политической власти и капитала в некую нежизнеспособную конструкцию вроде сиамских близнецов, которая имеет олчень мало общего с капитализмом, классическое развернутое определение которого приведем для ясности:
...."Капитализм обладает следующими отличительными чертами:
а) Основу экономики составляет производство товаров и услуг, а также коммерция и другие виды законной экономической деятельности. Большая часть товаров и услуг производится для продажи, однако натуральное хозяйство тоже не запрещено. Обмен происходит на свободных рынках на основе взаимовыгодных сделок, а не по принуждению, как это имеет место в других экономических системах.
б) Средства производства находятся в частной собственности (См. капитал). Прибыль на вложенный капитал также является собственностью владельцев последнего и может ими использоваться по собственному усмотрению: как для расширения производства так и для личного потребления. Основой для раздела прибыли между владельцами капитала является доля предоставленного капитала.
в) Источником жизненных благ для большинства членов общества является труд не по принуждению, как это имеет место в других экономических системах, а на условиях свободного найма, то есть продажа рабочей силы в форме заработной платы".(портал капитализм).

Парадокс: в наше время классический капитализм и конструктивный анархизм оказываются по одну строну линии фронта, по другую сторону котроого - новый коммунизм (новые левые) и новый капитализм

Выходит,  что Амфитеатров сильно опередил свое время, когда объявил: "капиталист и анархисты заняты одним и тем же делом: разрушают ваше общество и уничтожают вашу цивилизацию".
...Такие дела...
Previous post Next post
Up