Как сделать науку снова великой? Рассуждение простого дворника о секуляризации науки.

Jun 06, 2020 13:55

Проблема обозначалась ранее тут*, и сводится примерно к следующему.
- Полезная работа ученых состоит в том, чтобы производить знания, конвертируемые в технологии, применение которых повышает благополучие людей, расширяет их возможности, приносит конкретную практическую пользу. Ни для чего другого наука не нужна. Ученые, конечно, могут в своих университетах заниматься чем-то еще (вроде поиска истины и ответов на смысложизненные вопросы), но обществу это безразлично. Это примерно как работа дворника: общество платит ему за чистоту на улице. Дворник, конечно, может заниматься в своей дворницкой чем-то еще (вроде флористики), но обществу это безразлично.
- Наука в XIX веке и большей части XX века занималась тем, за что ей платят, и благодаря этому материальное благополучие людей стремительно выросло по всем параметрам, однако в конце XX века уже появилась какая-то гниль**: "ситуация требует разумного контроля развития достижений науки. Человек вынужден сделать шаг навстречу природе, стать на один уровень с ней, изменить свое сознание. Homo sapiens должен осознать, что он не царь природы, а лишь ее часть".
СТОП! Люди уж точно содержат науку не для того, чтобы она рассказывала им, как встать на один уровень с воронами, коровами и елками. Люди содержат науку как раз за обратное.
- Наука в XXI веке это уже почти сплошная идеологическая гниль. Ученые в основном махнули рукой на будущее своей профессии, и просто отрабатывают гранты, выдавая в качестве «научного результата» - фрикламу: любой абсурд, который угоден заказчику. В результате полностью стерлась грань между полезным ученым и изготовителем фрикламы***.
Наука постепенно перестает решать реальные проблемы людей, вместо этого изобретая вымышленные угрозы, и создавая искусственные проблемы (по сути так же, как это делают мировые религии).
В результате этого: "Представители так называемого поколения миллениалов теряют здоровье быстрее, чем их предшественники, следует из отчета Федерации независимых американских страховщиков Blue Cross Blue Shield Association. Миллениалы, или Поколение Y - это люди, родившиеся в 1981-1996 годах. Здоровье миллениалов ухудшается быстрее, чем у предыдущих поколений, и смертность может в ближайшем будущем сильно возрасти"****.
Впервые за 150 лет в развитой стране следующее поколение оказалось менее здоровым и менее благополучным, чем предыдущее. Это четкое указание на поворот науки и прогресса НЕ ТУДА.
ВОПРОС: Как простому постсоветскому дворнику разобраться, и отделить науку от фрикламы, если (см материалы***) сами научные учреждения неспособны сделать это?
Попробуем разобраться.

Прежде всего, требуется тотальное дерегулирование науки. Потому что все регулировщики оказались жульем, ворьем, и дебилами - это факт (см. материалы** и ***). Требуется:
- снять все запреты и ограничения (кроме тех, которые налагаются на любую деятельность исходя из банальных требований техники безопасности),
- отменить все формы корпоративного бизнеса на копирайте и промышленных патентах, включая запрет выкупа изобретений ради их изъятия и «похорон в архиве».
- ликвидировать все национальные министерства и международные комитеты по науке (или опирающиеся якобы на науку), и все централизованные программы финансирования науки,
- лишить всех финансовых привилегий все частные/неправительственные фонды, финансирующие якобы науку.
Тут опять вопрос: кто же будет финансировать настоящую науку?
Ответ простейший: это будут, по крайней мере, те же, кто финансирует инженерию - как инструмент, практически полезный для материальных технологий (но не только они).
Науке жизненно необходимо стать понятной сциенженерией (инженерией научных знаний) - какими были естественные науки в конце XIX и начале XX века.
Необходимо вернуть четкий принцип, известный со времен энциклопедистов XVIII века. Знание бывает только о природе, и только реализуемое в конкретных технологиях. Все остальное - не знание, а мусор, не нужный людям, а зачастую даже вредный.
Ученый - только тогда настоящий ученый, когда он может объяснить свою область занятий обычной публике с приличным школьным образованием.
Ученый - только тогда настоящий ученый, когда он способен выстроить ясную цепочку из семи звеньев:
1. Научная идея
2. Формулировка гипотезы
3. Экспериментальная проверка гипотезы
4. Корректировка гипотезы
5. Формулировка научно-прикладной теории
6. Технология, построенная на научно-прикладной теории
7. Практическое применение в социально-экономической практике, приносящее конкретную материальную пользу неограниченному кругу людей.

Маленькое, но крайне важное добавление. Наука (настоящая) как и искусство (настоящее) требует значительной доли романтики и авантюрного любопытства. Без этого ничего не получится. Вот на этом этапе как раз может сработать полное дерегулирование науки, которое позволяет:
- ученым (настоящим, в т.ч. любителям) - заниматься любой научной практикой в любом месте, за любые собранные средства, и с полной публикацией своих действий с целью получения донатов от обычной интересующейся публики.
- обществу (каждому конкретному человеку) - экономическим или иным путем участвовать в генерации нового научного знания, хотя бы просто из любопытства.

В каком-то смысле такое требование семи звеньев - это схема секуляризации науки (т.е. отделения настоящей науки от гуманитарного и прочего квази-религиозного мусора).
Этим путем можно сделать науку снова великой.

Предвижу возражение «кто же это разрешит»? А это уже вопрос политический, который лежит за рамками данной статьи. И очень важно установить принцип: структура науки в обществе, это вопрос именно политический, а не какой-либо иной.

...Такие дела...

------------------------------
Материалы по теме:
*) Предыдущие публикации тут в хронологическом порядке
20.01.2019 "Сверхновая история науки: спасение утопающих - дело рук тех, кому не все равно."
https://alex-rozoff.livejournal.com/80246.html
08.05.2020 "Почему официальная наука теряет доверие общества? Потому что она забыла, зачем нужна"
https://alex-rozoff.livejournal.com/244007.html
24.05.2020 "Мировая наука отряхнется от грязи - или станет фрикламной грязью на свалке истории?"
https://alex-rozoff.livejournal.com/248068.html
**) Наука в XIX и XX веке
Изобретения 19 века. От благодарных потомков
http://solla.site/2017/izobreteniya-19-veka/
Научные открытия 20-го века (в конце XX века уже появилась какая-то гниль).
https://www.epochtimes.com.ua/ru/science/technology-and-discoveries/nauchn-e-otkr-tyja-20-go-veka-94452.html
***) Наука XXI века, как фриклама
The Guardian (Великобритания): государства и ВОЗ изменили стратегию борьбы с covid-19 на основании сомнительных данных крошечной американской компании
https://inosmi.ru/social/20200604/247556971.html
"Существование сумасшедших идей беспокоит". Билл Гейтс - о чипировании и вакцине против коронавируса
https://www.bbc.com/russian/features-52878763
https://ru.wikipedia.org/wiki/AstraZeneca
"Грани XXI века"
http://www.gpntb.ru/novosti-i-sobytiya/113-meropriyatiya/6/4540-grani-xxi-veka.html
****) Миллениалам предсказали бедность и быструю смерть
http://www.demoscope.ru/weekly/2019/0835/gazeta09.php
Previous post Next post
Up