= А шкафчик-то типа "Гей, славяне!", - подумал посетитель, - тут много не возьмешь. Нет, это не Рио-де-Жанейро (Илья Ильф, Евгений Петров, "Золотой телёнок", 1931 г.)
= Мулаты, бухта... Полтора миллиона человек, и все поголовно в белых штанах! (там же).
Нет, Минск это не Рио-де-Жанейро, и Беларусь не Бразилия. Но сходства все-таки есть.
1. Беларусь и Бразилия близки по уровню средней зарплаты (примерно 550 долларов до вычета налогов и примерно 470 после такового).
2. Беларусь и Бразилия это страны мировой футбольной славы. Бразилия уже 100 лет в этом качестве, а Беларусь только с 2020 года. Вот тут завязывается политическая интрига.
"Болельщики со всего мира следят за белорусским чемпионатом по футболу из-за отсутствия альтернативы: игры в других странах приостановлены из-за пандемии коронавируса... Зарубежные телеканалы покупают права на трансляции чемпионата Беларуси, резко растет объем ставок." (BBC-Russian).
Итак, интрига. Беларусь это типичная небогатая европейская страна с населением 9.5 миллиона, с аграрно-индустриальной экономикой, и с умеренно-авторитарным режимом образца советской Перестройки. Александр Лукашенко (президент страны с 1994-го) ранее с 1985 по 1987 был секретарем парткома колхоза имени Ленина, затем директором совхоза «Городец» в Могилевской области, и в 1988-м внедрил в совхозе арендный подряд (нечто вроде НЭПа).
В общем, эти пункты биографии достаточно характеризуют режим Лукашенко, который за 25+ лет не сделал бывшую Белорусскую ССР существенно лучше... Но точно не сделал ее хуже. Это последнее обстоятельство (определяемое совхозным социально-экономическим мировоззрением президента Лукашенко) внезапно, на фоне т.н. пандемии COVID-19, превратило беларусский режим в самый дееспособный на территории Европы, и один из самых дееспособных на планете.
Следует особо отметить: это не потому, что режим Лукашенко стал хорошо править страной, а потому, что режимы других европейских стран стали вести себя совершенно по-идиотски.
Эпидемия COVID-19 началась в Беларуси 28 февраля 2020, и Лукашенко отреагировал, как в Советском Союзе полагалось реагировать на сезонные эпидемии гриппа. Он не стал вникать в разницу между ортомиксовирусами - вызывающими грипп и коронавирусами - вызывающими гриппо-подобные (influenza-like) ОРВИ. На гневные требования ВОЗ (WHO) склониться перед короной и прочими сакральными атрибутами уханьского коронавируса, Лукашенко отвечал в том смысле, что рекомендации ВОЗ, конечно, будут изучены, однако для беларуской нации грипп и есть грипп - хоть в ушанке с короной, хоть в бейсболке с козырьком. Никто тут из-за гриппа не будет останавливать экономику, что же касается карантина, то таковой будет объявляться там, где больные (и не будет объявляться там, где здоровые).
ВОЗ и другие международные организации (которым почему-то выгодна паника вокруг COVID-19) стали распространять эту панику и в Беларуси, которая входит через интернет и обычные СМИ в европейское и мировое инфо-пространство и медиа-пространство. Разумеется, это в значительной мере повлияло на отношение значительного числа жителей Беларуси к эпидемии. Совершенно тот же PR-эффект индуцированной паники имел место в Швеции, где правительство повело себя, как дееспособное, однако вынуждено было пойти на некоторые уступки общественному мнению, заимствовавшему панику из интернета и мировых СМИ.
Но в Беларуси (в отличие от Швеции), политический режим привычно проигнорировал общественное мнение. Обычно такое игнорирование суть свинство, однако в данном конкретном случае это был наилучший вариант.
Click to view
Беларусская социальная сфера и экономика продолжала крутиться без принципиальных изменений. Медицинские службы были усилены, как при сезонном гриппе, а в местных СМИ появились соответствующие рекомендации для жителей (в основном - списанные со старых советских источников, в общем, вполне адекватных).
На сегодняшний день (через два месяца после начала эпидемии) ситуация в Беалруси такова:
- выявлено тестами 13.181 случая инфицирования COVID-19
- умерло 84 человека с положительным тестом COVID-19
- выздоровели и выписаны - 2.072 пациента, поступивших с положительным тестом COVID-19
Для справки: общая статистика смертности в Беларуси 13.4 человека на 1000 в год.
Т.е. при населении примерно 9.5 миллиона, это в среднем около 350 смертей в день от различных причин.
Конечно, любая смерть обычного человека - это трагедия.
При этом демографическая статистика цинична по определению. И в демографической статистике Беларуси "смерть от респираторных заболеваний с положительным тестом COVID-19" попадает в область малозначимых на фоне массовых причин смерти.
Пропорциональным оказывается и внимание к COVID-19 со стороны беларуских СМИ. Сегодня в выпуске "БЕЛАРУСЬ СЕГОДНЯ" (SB.BY) нашелся лишь один заголовок с его упоминанием:
"Пакет важных мер: первый заместитель Премьер-министра Дмитрий Крутой - о том, как государство поддержит экономику в условиях распространения COVID-19".
Там первый заместитель премьер-министра Дмитрий Крутой рассказывал о мерах поддержки экономических субъектов Беларуси не в связи с эпидемией в Беларуси (уровень значимости которой показан выше), а в связи с мировым экономическим кризисом из-за пандемии. Дословно было сказано следующее:
"Конечно, ВВП сократился на 0,3 процентных пункта, и примерно один пункт к нашим же квартальным прогнозам мы недотянули. В основном это вызвано циклическим шоком из-за внешних факторов, вызванных пандемией COVID-19, а также структурным шоком из-за продолжения действия российского налогового маневра... Правительство было вынуждено оперативно с января-февраля переориентироваться на отрасли, которые не зависят от этих моментов, и сделать упор на их развитие. И я считаю, что у нас получилось."
Какое непочтение к короне коронавируса! Т.н. мировое общественное мнение возмущено подобным цинизмом. Это ведь просто не по-товарищески! Весь мир по уши в коронавирусе, и только какая-то Беларусь - в белых штанах, подобно воображаемому жителю Рио-де-Жанейро из детской мечты великого комбинатора Остапа Бендера.
P.S. Репортаж БЕЗВИРУСНАЯ БЕЛАРУСЬ (25 апреля 2020 г., Михаил Ширвиндт)
Click to view
...Такие дела...