Пролетая над очередью за масками: люди тупеют от ложного усложнения простых вещей.

Feb 27, 2020 02:28

"На крупнейших онлайн-площадках Amazon и Alibaba медицинские маски начали исчезать из продажи, пишет Bloomberg. По данным издания, в данный момент фактически невозможно купить самые популярные респираторные маски N95 производства 3M Со. У другого онлайн-ритейла Taobao маски пока имеются в наличии, но их число ограничено. За два последних дня компания продала рекордные 80 млн масок, заявив, что запасы на складах уменьшаются. Некоторые продавцы перестали продавать их поштучно и разрешают заказать только партии от двух до десяти тысяч масок" [1].
"Журналисты южнокорейской газеты Maeil Shinmun сняли с дрона кадры огромной очереди за медицинскими масками, которая растянулась больше чем на километр в городе Тэгу" [2].

Речь пойдет о массовой эпидемии тупости в современном обществе. Дело даже не в безоглядном доверии к СМИ, распространяющих апокалиптическую панику вокруг просто очередного ОРВИ. И не в тупом доверии к маске, как панацее. Дело в чудовищном дефиците здравого смысла. Тысячи людей часами стоят в очереди за масками, не задумываясь, насколько повышают риск заразиться любой контактной инфекцией в этой очереди. Людям даже не приходит в голову, что можно без проблем сделать такую маску - самостоятельно, из подручных материалов, дома в комфорте, слушая музыку и развлекаясь в процессе [3]:

image Click to view

.

Итак: массовая эпидемия тупости в современном обществе. Дело не в эпическом коронавирусе и не в идиотской погоне за масками. Дело в принципе. В том, как люди массово перестали понимать происхождение вещей, которыми пользуются. Люди перестали понимать, что многие вещи изготавливаются просто. Людям кажется, будто любые вещи очень сложные, и единственный путь получить их - это купить в супермаркете (или в спец-магазине).
Так что разговор не о вирусах или масках, а о структуре материальной цивилизации.

Чтобы сразу обозначить тотальный характер проблемы, охватывающей все сферы жизни - от простейших бытовых предметов, до автомобилей, самолетов, или электростанций - приведу цитату о верхнем уровне этой проблемы.
"По мнению колумниста The Atlantic Дерека Томпсона, десятилетия спустя историки, вероятно, будут вспоминать начало XXI века как период, когда самые умные люди богатейшей страны мира (имеются в виду США) тратили свой талант, время и капитал на весьма узкую сферу применения человеческого интеллекта - цифровые технологии. Благодаря усилиям этих умов мы получили беспрепятственный доступ к информации и различным удобствам. Но перемен в реальном, физическом мире компании Big Tech так и не совершили.
Если вы оторвете взгляд от экрана своего смартфона, то поймете, что прогресс становится все сложнее увидеть. Например, электрический свет, автомобили, самолеты появились в конце XIX-начале XX веков. Кажется, реальный мир уже полностью «изобретен», замечает Томпсон. Сегодня большая часть инноваций сосредоточена в невидимом мире байтов и программных кодов. Сторонники Big Tech утверждают, что программирование сделало человечество более изобретательным, позволив нам беспрепятственно общаться, учиться, продавать и покупать. Безусловно, это так. Никто не поспорит с тем, что теперь легче, например, публиковать свои работы или синтезировать музыку. И все же экономика инноваций находится в упадке.
В 2015 году у среднестатистического американца было гораздо меньше шансов основать компанию, чем в 1980-х годах. Одно из объяснений - Кремниевая долина. Крупные технологичные компании (Microsoft, Facebook, Google) превратились практически в монополии. У венчурных инвесторов по этому поводу даже появился термин «зона поражения» - компании-лидеры отбрасывают огромную «тень» на весь рынок" [4].

Подчеркну центральный тезис: "электрический свет, автомобили, самолеты появились в конце XIX начале XX веков - реальный мир уже полностью изобретен".
И вот что интересно:
Тогда, в начале XX века, достоинством пользовательского предмета считалось простое устройство, минимум деталей, и возможность починки в бытовых условиях. Знаменитая "жестянка Лиззи" (автомобиль Ford-T 1908 года - поставивший Америку на колеса) это машина из минимума деталей с простой компоновкой, позволяющей устранить любую неисправность и поменять любую деталь в деревенской мастерской. Это, кстати, определяло и относительную дешевизну таких машин.
"В обществе не может быть настоящего благосостояния, пока рабочие, вырабатывающие предметы обиходного потребления, не могут их купить" (Генри Форд).

Что мы видим сегодня? Автомобиль (при тех же функциях, что 100 лет назад) - это чудовищное нагромождение сложно сочлененных деталей, спроектированное настолько нелепо, что некоторые виды ремонта невозможны на обычной станции технического обслуживания. Только в заводских условиях.
Хуже того - даже рабочие на производстве, и сертифицированные мастера ремонта, как правило, знают лишь устройство нескольких узлов, и очень смутно представляют себе функционирование всех узлов автомобиля в процессе его нормальной эксплуатации.
И даже еще хуже - недавно мне довелось лично убедиться, что этого не знают даже инженеры-проектировщики. У них тоже все расписано по узлам и подсистемам.

Итог (типичный для XXI века): люди пользуются устройствами, которые избыточно усложнены, и о которых никто из людей (никто!!!) не владеет полной информацией.

Дополнение: власти целенаправленно принуждают людей к беспомощности в обращении с бытовыми устройствами. Например "В Виктории, одном из самых густонаселённых штатов Австралии, поменять лампочку самостоятельно является незаконным, если только вы не квалифицированный электрик" [5].

Результат (на примере самолетов Boeing): Boeing передал властям переписку сотрудников о разработке самолета 737 MAX, полеты которого были приостановлены после двух авиакатастроф. Сотрудники авиаконцерна, как следует из переписки, относились к новейшей модели весьма скептически. Один из них заявил, что не стал бы покупать семье билет на такой лайнер. Другой заявил, что самолет «проектировали клоуны под руководством обезьян».
В другом сообщении один из сотрудников спрашивает другого: «Ты бы посадил семью в самолет, обучение на который проходило на симуляторе MAX? Я бы нет». «И я нет», - отвечает его респондент.
Один их коллега прямо написал: «Наше высокомерие - наша смерть». А другой в мае 2018 года признал: «Я все еще не прощен Богом за то, что скрыл в прошлом году». Он не уточнил, о чем идет речь, но добавил: «Больше я не смогу так поступить. Ведь врата в рай будут закрыты».
В других электронных письмах сотрудники выражают разочарование в культуре компании, которая стремится находить самых дешевых поставщиков и устанавливать «сжатые до невозможности графики» работы. «Я не знаю, как это исправить. Это система. Это культура. Это факт, что у нас есть высшее руководство, которое очень мало разбирается в бизнесе, и тем не менее, ведет нас к определенным целям», - писал сотрудник Boeing в июне 2018 года.
...Самолеты новейшей серии Boeing 737 MAX начали эксплуатироваться в октябре 2017 года. Первая катастрофа произошла через год: самолет индонезийской авиакомпании Lion Air упал в море вскоре после вылета, погибли 189 человек. Пять месяцев спустя еще один 737 MAX разбился в Эфиопии, погибли 157 человек. После этого полеты Boeing 737 MAX были приостановлены [6].

Теперь сравним с самолетами Boeing 1940-х. Это знаменитые B-17 Flying Fortress.
Вот как они реставрируются в авиа-мастерской-ангаре через 70+ лет [7]:

image Click to view


И вот как они летают после реставрации [8]:

image Click to view


Напомним: самолет в 1940-х и в 2020-х выполняет одну и ту же функцию: перевозить по воздуху пассажиров и грузы из пункта А в пункт Б.
Эта функция не стала сложнее за 80 лет.
То же самое касается любой машины.

Так что не надо говорить. что мол "мир стал сложнее".
Физический мир техники - такой же, как 100 лет назад...
...Ах да! Компьютеры! И что? Люди стали производить компьютеры дополнительно к другим видам техники.
Напомним: компьютеры были придуманы чтобы УПРОСТИТЬ техническую жизнь, а не УСЛОЖНИТЬ ее.
Компьютеры не должны были создать дополнительной сложности ни в каких утилитарных машинах. И компьютеры не создали дополнительной сложности. Эту дополнительную (паразитную) сложность создали гига-корпорации, об уровне разумности в которых можно судить по внутренней переписке в корпорации Boeing (см. выше).

Кстати о компьютерах. 30 лет назад любой специалист по компьютерам знал, как они устроены, каковы функции их элементов, и как производятся вычисления. Он представлял себе внутреннюю логику процесса до уровня блок-схем. А программист мог осознанно создать программу, которая после отладки не имела скрытых внутренних ошибок - поскольку было понятно, как она работает (от первой и до последней строчки кода).
Ах да, компьютеры тогда были проще.
Разумеется. Но были ли они принципиально хуже?
Вот такой компьютер в 1969-м...


...управлял посадкой корабля миссии "Аполлон-11" на Луну [9]


А теперь о современных компьютерах в той же роли:
11 апреля 2019 года израильский лунный космический аппарат "Берешит" разбился о поверхность Луны.
6 сентября 2019 года лунный космический аппарат "Викрам" - посадочный модуль миссии "Чандраян-2" разбился о поверхность Луны.
Причина в обоих случаях - сбой автоматического управления.

Так что хватит уже искусственно усложнять вещи. Пора упрощать. Пора определить тот уровень, при котором сложность - оправдана, а человек (любой технически образованный человек) разбирается или может достаточно быстро разобраться в том, как устроена и как функционирует любая утилитарная машина. Тогда решится и проблема медицинских масок, и проблема электрических лампочек, и проблема автомобилей, и проблема самолетов, и проблема компьютеров, и проблема космических кораблей...
..Такие дела.

----------------------
1)Маски нарасхват: как аптеки наживаются на коронавирусе. Средний чек на покупки медицинских масок вырос на треть. Ксения Чемоданова 30.01.2020.
https://www.gazeta.ru/business/2020/01/30/12936092.shtml
2) Километровая очередь за медицинскими масками в Корее, кадры с дрона.
https://www.currenttime.tv/a/30453076.html
3) Делаем вместе. Do it youself with Natali Krupp
https://www.youtube.com/channel/UCMbq1Rf2wlHZ6USLqyPCwJg
4) Тени гигантов: почему компании Кремниевой долины неспособны изменить мир.
Колумнист The Atlantic Дерек Томпсон рассуждает, почему технологические гиганты - не локомотивы прогресса, а глобальная проблема современности
https://www.rbc.ru/trends/innovation/5e1867509a79471959227806
5) Австралия: замена лампочки накаливания
https://multiurok.ru/blog/22-avstraliia-zamiena-lampochki-nakalivaniia.html
6) «Этот самолет проектировали клоуны под руководством обезьян»: что сотрудники Boeing говорили о 737 MAX
https://www.forbes.ru/biznes/390923-etot-samolet-proektirovali-klouny-pod-rukovodstvom-obezyan-chto-sotrudniki-boeing
7) B-17 Champaign Lady Restoration
Dewey Davenport
8) B-17 Flying Fortress Low Flybys - Thunder Over Michigan 2018
AirshowStuffVideos
9) Компьютер, посадивший американцев на Луну, был в 25 миллионов раз слабее iPhone
https://hi-news.ru/technology/kompyuter-posadivshij-amerikancev-na-lunu-byl-v-25-millionov-raz-slabee-iphone.html
Previous post Next post
Up