Худшие законы - те, которые создаются государством и церковью

Nov 16, 2019 01:05

Сначала (с некоторым сокращением) цитируются тезисы https://ancapchan.info
«С точки зрения устроителей государства, оно должно быть монополией на легитимное насилие и монополией на принятие окончательных решений. Это требуется для того, чтобы осуществлять две ключевых функции государства: грабёж и самоуправство, сиречь налогообложение и нормотворчество. И если в сфере экономики в общем-то понятно, что без грабежа лучше, чем с грабежом, и все экономические блага, которые тщится предоставить государства, частник на свободном рынке предоставит лучше и дешевле, то с нормотворчеством многие встают в тупик: кто же обеспечит соблюдение всеми единых правил?
К счастью, эту задачу и не нужно решать. Правила не обязаны быть едиными, они обязаны быть удобными. Представление о правилах вшито в человека буквально на биологическом уровне. Правила вырабатывают даже маленькие дети для игры в песочнице. Чем более устоявшейся оказывается компания, тем более чёткие и проработанные в ней правила.
Правила появляются в любом чате или ином клубе, и к ним реально апеллируют даже с большей серьёзностью, чем к государственным законам, потому что государственные законы пусть юристы изучают, а правила самим нужны.
Вопрос о том, как быть, если у разных групп будут разные правила, также надуман. Правила футбола и шахмат не конфликтуют, каждые созданы для своей игры, а если футболист и шахматист идут в бар, то они соблюдают уже правила поведения в баре. Если же вдруг оказалось, что люди находятся в ситуации, когда правил нет, или каждый привык руководствоваться своими, то они либо стараются друг друга не задевать, либо вырабатывают общие нормы».
Теперь мой комментарий. На самом деле государство (и господствующая церковь - в тех странах, где таковая есть) создает наихудшие законы из всех мыслимых. И это вполне логично, поскольку любая бюрократия старается замкнуть на себя любую деятельность, которую ей отдали под контроль. Бюрократа (государственного или церковного) вовсе не интересует удобство, и даже исполнимость закона. Напротив, ему важно, чтобы законы противоречили обычной человеческой практике и здравому смыслу.

Действительно, если законы просты и удобны для большинства людей, то юридическая бюрократия окажется слабо занята, и верховная государственная власть может просто сократить юридические и полицейские департаменты в несколько раз.
Надо заметить: в сообществах, где правила устанавливаются просто путем соглашения участников, нарушения довольно редки, а доля нарушителей-рецидивистов крайне мала.
Иное дело - законы, которые устанавливаются государством. Число более-менее здоровых людей, которые не нарушили ни одного закона, СТРОГО РАВНО НУЛЮ.
К этому можно добавить еще особенность: гигантский объем государственных законов с чудовищную скорость роста их объема и их запутанности.
Общеправовой принцип «законы формулируются так, чтобы каждый гражданин знал, какие законы его касаются, и был способен понять их» - давно отброшен.
Граждане даже чисто технически не в состоянии прочесть все законы. Которые их касаются. Никто не в состоянии. На этом надо остановиться подробнее.

Законы двенадцати таблиц состояли из 26000 знаков (15 типовых книжных страниц)
http://ancientrome.ru/ius/i.htm?a=1446588975
Эти законы были составлены около 450 года до н.э. и действовали без существенных изменений почти весь период классической республики в Риме.
Разумеется, эти законы во многом отличаются от современных европейских обычаев, однако большинство ключевых принципов права остались неизменными до сих пор. Подчеркнем: это изложено на 15 страницах.
А теперь взглянем на современные своды законов. В новейшей истории они сначала укладывались примерно в объем Британской энциклопедии, и постепенно росли вместе с энциклопедией (это удобная мерка). Но появление компьютеров позволила ускорить на несколько порядков бюрократический процесс разбухания законов.
Сработала известная закономерность: бюрократическое нормотворчество ограничена только техническим пределом скорости порождения и объема хранения информации.
Сегодняшние своды законов, будь они распечатаны, вообще было бы невозможно прочесть. Их было бы невозможно даже составить. Лишь инструменты компьютерного редактирования и автоматического генерирования гипертекстов позволили создать эти грандиозные памятники уродливой бюрократической словесности.

Можно еще добавить сюда тот общеизвестный факт, что законодатели, как правило, заинтересованы в принятии законов определенного направления (попросту говоря - коррумпированы через лобби-схемы). Но это отдельная история. А для этой истории достаточно просто самих принципов работы бюрократии. У государственной бюрократии просто нет иного способа повысить свое благополучие, кроме как путем порчи общего правового пространства по изложенному выше механизму.
Вот почему худшие законы - те, которые создаются государством.
Та же схема относится к церковной бюрократии - в странах, где у церкви есть какие-то юридические функции.

В общем, государство (как и во всех прочих случаях) присвоив себе некую социальную функцию, реализует эту функцию наихудшим из возможных способов. Такие дела.
Previous post Next post
Up