Летающий микроавтобус: как это делалось 80 лет назад (Вторая авиация - продолжение)

Oct 15, 2019 16:37

В теме "Вторая авиация. как снятием одного запрета дать людям удобный дешевый авиатранспорт"
https://alex-rozoff.livejournal.com/164577.html
Обсуждался вопрос о дешевом летающем микроавтобусе (авиа-маршрутном такси), способном выполнять рейсы, скажем, в пределах 1000 км. Разумеется, были затронуты ТТХ такой авиа-маршрутки (цена машины, расход топлива, скорость, вместимость, безопасность, требования к аэродрому, и т.п.). Посмотрим, как это делалось 80+ лет назад.
Это - 12-местное сверх-экономичное пассажирское летающее крыло ХАИ-3.




Первый полет - 1936 год, эксплуатировалась на коротких местных авиалиниях.

ТТХ ХАИ-3
Размах крыла, м 22.40
Длина самолета, м 5.80
Площадь крыла,м2 78.60
Масса, кг
пустого самолета 1440
максимальная взлетная 2200
Тип двигателя 1 ПД М-11
Мощность, л.с. 1 х 110
Максимальная скорость, км/ч 130
Крейсерская скорость, км/ч 120
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: до 12 пассажиров




Группа работающих на Украине членов Всесоюзного научно-технического авиационного инженерного общества («Авиавнито»), возглавляемая Александром Алексеевичем Лазаревым, спроектировала и построила под двигатель М-11 в 100 л.с. экспериментальный самолёт-бесхвостку, максимально приближенную к чистому типу «летающего крыла». Самолёт назвали ХАИ-Авиавнито-3.
Крыло этой оригинальной машины площадью 78,6 м2 - трапециевидное, с прямой задней кромкой, по которой шли элероны, работавшие и как рули высоты. Маневр по горизонтали выполнялся с помощью интерцепторов - пластин, прилегавших к поверхности крыла и отклоняемых для создания дополнительного сопротивления у его концов. Интерцепторы управлялись ножными педалями. Первоначально до освоения интерцепторов на крыле были смонтированы киль и руль направления. Самолёт имел две закрытые пассажирские кабины на 6 мест каждая. Вес пустого - 1440 кг, взлётный - 2200 кг.
Испытания начались в середине сентября 1936 года в Харькове. Проводил их известный летчик ГВФ, ранее планерист В. Бородин. Первый полет по кругу состоялся 23 сентября 1936 года.
Затем прошли всесторонние летные испытания с полетным весом от 1750 до 2 тыс. кг, подтвердившие хорошую устойчивость и управляемость аппарата.
Выполнение посадки и виражей на ХАИ-3 из-за своеобразной системы управления было несколько необычным. Однако после того, как летчик осваивался с самолетом, пилотировать его становилось совсем нетрудно. Во время летных испытаний на ХАИ-3 был даже совершен рекордный прыжок е высоты 80 м парашютистом-спортсменом Б. Козулей методом срыва с задней кромки центроплана. После окончания заводских летных испытаний летчик В. Бородин вместе с ведущим инженером М. Самойловым совершили перелет без посадки из Харькова в Тамбов. Рейс прошел успешно, несмотря на очень плохую погоду: самолет попал в грозовую облачность.
ХАИ-3 стал первым в мире "летающим крылом", работавшим как транспортный самолет: некоторое время он использовался для перевозок на местных линиях.

Информация к размышлению о ТТХ:
Мощность двигателя ХАИ-3 (100 л.с. или 73.5 кВт) примерно равна мощности двигателя обычных современных наземных микроавтобусов с той же пассажировместимостью 12 человек.

Информация к размышлению о расстояниях:
Расстояние Тамбов - Харьков по трассе составляет по прямой 474 км.
Примерно как расстояние от Киева до Одессы,
или от Одессы до болгарского курорта Варна,
или от Варны до греческого региона Халкидики.
Полетное время < 4 часов является вполне приемлемым для пассажиров с небольшим бюджетом.

Эпилог.
Разумеется, я не призываю сейчас копировать пассажирский планеролет летающее крыло ХАИ-3
Было бы странно после НТР и прочих научно-технических достижений копировать машину 83-летней давности.
Но ТТХ этой машина показывают: если даже тогда (83 года назад) делались авиа-маршрутки, которые оказались бы востребованы на рынке сейчас - то, наверное сейчас можно сделать что-то существенно лучшее в смысле ТТХ, и в смысле надежности, и в смысле экономичности.
Такие дела.

------------------------------------
3d-графика с сайта
https://karopka.ru/community/user/17732/?MODEL=413823
История, ТТХ и эскизы по данным с сайтов
http://www.airwar.ru/enc/cw1/hai3.html
http://www.sovplane.ru/readarticle.php?article_id=95
Previous post Next post
Up