Николай Лелиовский для Alex-Pro-1
В своей прекрасной экспозиции 1 Коринфянам 12-14, д-р Роберт Томас даёт описание 18 духовных даров. В предыдущих постингах мы рассмотрели дары:
слова знания,
различения духов,
пророчества и
апостольства, которые, как было отмечено во
вступлении, относятся к первой из четырёх групп.
Настала очередь второй группы.
Дар языков
Природа дара языков
Дар языков как принадлежность ранней стадии созидания церкви заключался в особой способности к владению иностранным языком без изучения его обычными методами. Языки, о которых идет речь в Деян. 2:4 и 11, определяются как таковые употреблением в Деян. 2:6 и 8 слова dialekto («наречие»), которое не может означать ничего иного, кроме человеческого языка.
В день Пятидесятницы имело место не чудо слышания, а чудо говорения. Не неверующие были наделены даром, помогающим им услышать, а верующий остаток получил дар говорения на других языках. Суждение, что дар языков состоял в произнесении невразумительных слов, едва ли здраво. Толпы, собравшиеся в Иерусалиме в день Пятидесятницы, вряд ли обратили бы внимание на тех, кто произносил бы что-то непонятное. Каждый слышал и понимал что- то, сказанное на его родном языке, наряду с тем, что они не могли понять, и именно это привлекло внимание, возник вопрос, не пьяны ли эти люди, и таким образом аудитория для проповеди Петра была обеспечена. Некоторые, легко соглашаясь с тем, что в Книге Деяний речь идет об иностранных языках, высказывают сомнения в том, что в Послании коринфянам речь идет о них же, и аргументируют свою точку зрения тем, что эта книга была написана двадцать пять лет спустя Пятидесятницы. Однако приписывание языкам в Послании коринфянам иной природы безосновательно. Не имеется никаких указаний на то, что за двадцать пять лет в природе дара произошли изменения. К тому же Книга Деяний, описывающая события в день Пятидесятницы, была написана еще позднее - примерно через семь лет после написания I Послания коринфянам. Концепция иностранных языков прекрасно соответствует контексту I Послания, где говорится об этом даре.
Эта особая способность могла подразумевать даже владение ангельским языком (1 Кор. 13:1), если бы в этом возникла необходимость. Однако сомнительно, чтобы такой случай имел место. В 1 Кор. 13:1 Павел просто имеет в виду максимальный уровень языковых способностей, который - ничто при отсутствии любви.
Предназначение дара языков
Предназначение дара языков отчетливо определено в 1 Кор. 14:22: «языки суть знамение не для верующих, а для неверующих». Слово semeion, переведенное здесь как «знамение», широко используется в Новом завете. Оно обозначает чудесное событие, имеющее духовное или символическое значение. Это же слово используется ранее в сочетании с «силами» и «чудесами», когда нечто замечательное и удивительное указывало на Божье присутствие и поддержку. В своей проповеди (Деян. 2:22-) Петр говорит об Иисусе из Назарета как о «Муже, засвидетельствованном [народу израильскому] от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди [этого народа]». Такие сверхъестественные деяния подтверждали, что апостолы и пророки представляют Бога и говорят от Его имени. Как было с Иисусом, так же было и с апостолами, которых Он поставил, и с пророками, которых Он вдохновлял.
Это же слово «знамения» используется в связи со служением Павла и Варнавы в Иконии во время их первого миссионерского путешествия (Деян. 14:3). Они свидетельствовали о Господе и слове благодати Его, когда Бог давал знамениям и чудесам совершаться их руками. Сверхъестественные деяния указывали иудеям и язычникам, которым Павел и Варнава служили, что они уполномочены Богом говорить от Его имени.
В то время, когда в Средиземноморье языком межнационального общения был греческий, дар языков был особой, данной Богом способностью творить знамение для подтверждения богодухновенности сказанного. В доме Корнилия (Деян. 10:44-46) дар языков был знаком для Петра и его собратьев христиан из иудеев, что Бог дал язычникам пережить рождение свыше и принять Святого Духа так же, как и евреям (Деян. 2:14). В Деян. 19:5-6 дар языков был свидетельством Павлу и его товарищам, что ученики Иоанна в Ефесе, будучи научены Павлом, получили Святого Духа. Хотя языки не упомянуты прямо, верующие в Самарии получили какое-то видимое подтверждение принятия Святого Духа, - вероятно, посредством этого же дара языков, поскольку Симон волхв увидел происшедшее и пожелал получить Духа Святого (Деян. 8:17-18).
Это основное предназначение дара языков объясняет, почему Павел мог сказать коринфянам, что более их всех говорит языками (1 Кор. 14:186). Как апостол у язычников, он обоснованно использовал свой дар среди народов, говорящих на многих языках, когда по прибытии к ним свободно говорил на их языке, - таким образом подтверждая, что действительно представляет Бога. Коринфяне не использовали свой дар так широко, и, конечно, не применяли его по предназначению, для благовестил другим народам, - они использовали дар скорее для собственного удовольствия.
Согласно 1 Кор. 14, дар, по-видимому, имел и второе предназначение. В 1 Кор. 14:2 указывается, что говорящий на языке говорил тайны. Обычное значение слова тайны в Новом завете - нет оснований считать 1 Кор. 14:2 исключением - это указание на новое и иное откровение того, что ранее было сокрыто, а теперь открывается Божьим представителем. Сообщение на иностранном языке, по всей вероятности, имело смысл, и содержание его могло быть понято полностью только при использовании дара истолкования (1 Кор. 14:56,13). Говорение на языке на христианском собрании должно было сопровождаться истолкованием, потому что смысл нового откровения мог быть доступен слушателям только благодаря дару истолкования. Фактически, языки с истолкованием были параллельны пророчеству (см. Деян. 19:6). Ясно однако, что пророчество было более эффективным способом получения богодухновенного сообщения, так как делалось на родном языке слушающих.
Упоминание языков вместе с пророчеством и знанием (1 Кор. 13:8-11), таким образом, указывает на роль этого дара в подтверждении двух даровоткровения - пророчества и знания. Когда Богу было угодно прекратить откровение через пророчество и знание, - на определенной стадии своего развития тело Христово располагало полным окончательным откровением, достаточным для обеспечения его возрастания, - дар языков, как средство подтверждения такого откровения прекратил действие, так как в нем более не было нужды (1 Кор. 13:8). «Совершенное» (1 Кор. 13:10) - более точным переводом было бы «зрелое» или «завершенное» - подразумевает эту ступень в возрастании тела Христова. Определение этого уровня зрелости связано с вопросом о продолжительности действия дара языков.
Идея временности действия таких даров подтверждения как языки представляет для некоторых затруднение. Возможно, его разрешению будет способствовать тщательное исследование библейской истории. Библия рассказывает о трех периодах чудес, и на протяжении всех трех чудеса имели конкретное предназначение. Возрастание их количества имело место при жизни Моисея и Аарона, когда Бог выводил Свой народ из египетского рабства. В этом случае чудеса должны были продемонстрировать фараону Божье присутствие со Своим народом и убедить его отпустить их. Второй всплеск чудес произошел во время деятельности пророков Илии и Елисея. Это было время, когда Израиль отошел от Бога, и чудеса должны были подтвердить полномочия истинных Божьих пророков, когда при великом множестве лжепророков народ не мог определить, кто говорит от Бога. Чудеса удостоверили, что Илия и Елисей действительно представляют Бога.
Третьим периодом чудесных проявлений было служение Христа и Его апостолов. Эта эпоха была связующей между временем, когда Бог общался исключительно с Израилем, и временем церкви - духовного тела, состоящего из евреев и язычников. Добавление к откровению Ветхого завета было достаточно неожиданным, и существовала нужда в особых указателях на то, что новое откровение - действительно от Бога.
Дар языков - лишь одно из таких подтверждающих знамений, но он сыграл весьма значительную роль в тот период, когда евангелие распространялось среди других народов Римской империи.
Продолжительность действия дара языков
Уже была высказана мысль об ограниченности периода действия дара языков. Возможность, что некоторые из духовных даров были предназначены только для ранней стадии развития христианской церкви, очевидна и вытекает из приведенного выше исследования дара апостольства. Никто не мог обладать даром апостольства после того, как ушло из жизни поколение очевидцев воскресения Иисуса, то есть приблизительно после 100 г., когда умер апостол Иоанн. Можно предполагать, что дары подтверждения должны действовать столько же, сколько один из даров откровения - дар апостольства. Эти два типа даров сопутствуют друг другу, оба относятся к периоду основания церкви (Ефес. 2:20). Когда был заложен фундамент, произошел переход к следующим стадиям строительства.
Ограниченность предыдущих периодов действия даров подтверждения служит аргументом в пользу пониманию «совершенного» (1 Кор. 13:10) как «зрелого». Когда Павел писал о завершении откровений и подтверждений, ему, конечно, было известно, что это уже имело место в определенные моменты в прошлом. Поэтому он должен был знать, что языки и другие два дара - пророчества и знания - должны были прекратиться, когда Божье откровение будет завершено. Ему также было известно, что Ветхий завет был завершен и более четырехсот лет к нему не делалось добавлений. Исходя из этого, он мог с уверенностью предполагать, что тело Христово, о котором он так подробно писал в 1 Кор. 12, когда-то достигнет такого уровня развития, при котором эти явления, характерные для начального этапа, более не будут иметь места. Тело постепенно достигало такого этапа развития, когда младенческие черты должны были упраздниться. Излагая такую возможность, Павел сравнил возрастание тела со своим собственным ростом (1 Кор. 13:11). Этот рост происходил постепенно от младенчества к взрослости. До того, как он стал мужем, он прошел стадии детства, отрочества, юности и т. д. Постепенно детские черты одна за другой отходили и упразднились совершенно к тому времени, как он стал взрослым мужчиной. Павел представлял себе, что подобным образом будет развиваться тело Христово. Характерной для начального, младенческого этапа чертой была нужда в постоянном получении информации от небесного Отца. Когда этих данных получено достаточно, тело достигло стадии, когда для продолжения роста оно более не нуждается в прямом откровении и дарах его подтверждения.
Но Павел признавал и другую возможность. Он предполагал, что Иисус может вернуться до того, как откровение будет полностью завершено, и сформулировал такую возможность в 1 Кор. 13:12. В этом случае тело Христово достигнет зрелости в момент возвращения Христа, и все, кто во Христе, будут восхищены в сретение Господу на воздухе. Постепенное возрастание тела завершится полным уподоблением Христу (Ефес. 4:13).
Дары вообще, и эти три дара в частности, следовательно, временны и менее значимы, чем любовь (1 Кор. 13:8-13). По-видимому, дары пророчества, языков и знания будут действовать не так долго, как вера, надежда и любовь (13:13а), поскольку эта триада достоинств, несомненно, пребудет до пришествия Христа. Любовь, однако, выделяется и здесь, потому что останется и после, когда в присутствии Господа в вере и надежде более не будет нужды.
Таким образом, языки действовали только приблизительно до конца I века, и дар этот исчез со сцены одновременно с дарами откровения, которые он поддерживал.
Дар истолкования языков
Дар истолкования языков - это способность переводить на родной язык с иностранного, которая не приобретена естественным способом. Посредством этого дара, сопровождающего дар языков, сообщение на иностранном языке, непонятное непосредственным слушателям, могло стать понятным и, следовательно, духовно полезным.
В Новом завете нет конкретных примеров использования этого дара, но Павел подробно рассказывает о его правильном использовании в 1 Кор. 14. В семи стихах он говорит о бесполезности языков без истолкования для христианского собрания (14:6-12), а в следующих семи - о полезности языков с истолкованием (14:13-19). Фактически, языки с истолкованием были равнозначны пророчеству, так как представляли собой откровение тайн Божьих (см. 1 Кор. 14:2) и, следовательно, служили назиданию. Однако истолкование отличалось от пророчества зависимостью от предыдущего высказывания на языках. Пророчество же основывалось исключительно на прямом внутреннем откровении от Бога.
Только дар истолкования дает основания для применения дара языков на собрании христиан. Языки без истолкования на собрании христиан неуместны.