Насколько испорчена природа человека? - 2

Mar 17, 2014 08:00

Недавно я разговаривал с одним другом, который снимает квартиру. Он радовался, что хозяйка за несколько лет ни разу не приходила проверить квартиру. То есть, он мог чувствовать себя вполне спокойно и независимо. Ну и вы знаете, как это бывает неприятно, когда снимаешь квартиру, а хозяин чуть ли не каждый день к тебе приходит и проверяет, все ли в порядке. Так вот, до момента нашего духовного рождения грех живет в нас не как арендатор, а как полноправный хозяин. Он всегда в квартире - никуда не уходит. Он распоряжается всеми нашими способностями, он пользуется всеми комнатами и не оставляет нам ключей ни от какого шкафчика.

Греховная природа подобна лихорадке. Когда вы болеете гриппом и у вас температура шкалит под 40 градусов, вы можете сменить климат, выйти на улицу, натереться снегом, однако болезнь от этого никуда не исчезнет.



Абсолютной испорченности человеческой природы учит и все Священное Писание. «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время…» (Быт. 6:5). Таков диагноз, который Бог поставил первой человеческой цивилизации, однако с тех пор природа человека не изменилась. Человек сильно развращен: все мысли и помышления сердца у него - зло. Иными словами, у невозрожденного человека нет ни одной по-настоящему доброй мысли. Далее, Господь сказал, что все мысли… их… зло во всякое время - это значит, что нет такого времени, когда бы человек мыслил или желал добра. В его природе не остается места ничему по-настоящему хорошему.

Пророк Иеремия говорит: «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер. 17:9; курсив наш. - А. П.). Иными словами, нет ничего более обманчивого, чем человеческое сердце. В нем нет никакой истины - оно исполнено обмана, заблуждений и лжи. Оно не просто чуть-чуть испорчено, а крайне испорчено.

Через Иезекииля Бог дает обещание: «…и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное…» (Иез. 11:19). Эти слова подразумевают, что сердце неверующего человека каменное, то есть совершенно мертвое, не имеющее духовной жизни. Оно черствое, не способное к принятию истины. Оно неподвижное, не способное поддерживать духовную жизнь. Оно холодное, не способное желать ничего доброго.

Провозглашая Свой суд, Бог говорил иудеям: «Может ли ефиоплянин переменить кожу свою и барс - пятна свои? Так и вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое?» (Иер. 13:23). Таким образом, даже самые религиозные из невозрожденных людей имеют врожденную привычку - привычку делать злое. И потому не могут делать доброе. Для невозрожденного человека это настолько же невозможно, как для чернокожего изменить цвет кожи и для барса - убрать свои пятна. Чтобы у чернокожего изменился цвет кожи, у него должны измениться гены, должна поменяться его внутренняя природа.

Широко известно, что Майкл Джексон хирургическим путем изменил цвет кожи. Но на самом деле он не изменил цвета своей кожи. Ему просто пересадили чужую кожу, и чтобы она не отторгалась, ему приходится пить мощные лекарства, подавляющие иммунитет. И все равно операцию по пересадке кожи периодически приходится повторять, потому что даже пересаженная кожа темнеет - природа берет свое. Как чернокожий не может изменить цвета своей кожи, потому что не может изменить своей внутренней природы, так и невозрожденный человек не может творить добра, потому что не может изменить своей внутренней природы.

В начале Послания к римлянам апостол Павел описывает Божий суд над язычниками (гл. 1) и иудеями (гл. 2). В третьей главе он подводит всему этому итог и делает вывод о состоянии всего человечества: «…как написано: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога… <…> …Они не знают пути мира. Нет страха Божия перед глазами их» (Рим. 3:10-18). Согласно ясному учению апостола, никто из неверующих - в буквальном смысле никто - не ищет Бога. Воля неверующего человека сама по себе не способна искренно взыскать Бога. Неверующий человек сам по себе не способен устрашиться Его.

В Послании к ефесянам Павел говорит о состоянии необращенного человека следующее: «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим… и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом…» (Еф. 2:1-5). Неверующий человек в духовном отношении подобен трупу. Он мертв по преступлениям и грехам.

Австрийский философ и логик Людвиг Витгенштейн был одним из самых значительных философов XX в., а некоторые профессионалы даже считают его самым важным философом со времен Иммануила Канта. Так вот, в течение нескольких лет он мучился от мысли, что растрачивает себя на мелочные заботы и беспокойства, которые только разъедают его собственную жизнь. Он уехал в Норвегию, где в уединенной обстановке его часто посещали мысли о самоубийстве. Витгенштейн писал, что не имеет права жить в мире, в котором он презирает других людей и досаждает им своим нервным темпераментом. Великий философ признавался: «Моя жизнь наполнена самыми ненавистными и мелочными мыслями и поступками (и я не преувеличиваю)». Он понимал, что его великие мыслительные способности были порабощены греху и что сам он не в силах от этого освободиться.

Итак, по своей природе каждый из нас без исключения полностью испорчен. От рождения, в нашем неверующем состоянии, в нас нет никакого качества, никакой духовной способности, при помощи которой мы могли бы прийти к Богу, спастись или прекратить грешить. Это не значит, что каждый из нас совершил все грехи, которые возможно совершить. И это также не значит, что каждый из нас достиг крайних степеней развращения - стал гомосексуалистом, детоубийцей или что-то в этом роде. Но это значит, что у каждого из нас испорчены все составляющие нашей природы. Грех прокрался во все ее уголки и не оставил ничего свободным, не порабощенным греху. И это также значит, что в каждом из нас нет ничего духовно доброго и неиспорченного, чем мы могли бы угодить Богу. Даже если мы творим что-то доброе с обычной человеческой точки зрения, это добро непременно несет на себе печать порока и осквернения и не является абсолютным добром в глазах Бога.

___________

Книгу "Библейское покаяние" можно приобрести в формате ePub на iTunes (доступно для американских и европейских аккаунтов), в формате Kindle на Амазоне (доступно для всех аккаунтов) или заказать почтой.
___________

богословие, полная испорченность

Previous post Next post
Up