Насколько испорчена природа человека?

Mar 10, 2014 08:00

Итак, во-первых, насколько испорчена природа человека? Сильно или не сильно? От ответа на этот вопрос зависит очень многое. В конце IV в. в Риме был такой популярный христианский учитель - Пелагий. Он был человеком весьма одаренным, изучал богословие и юриспруденцию. Будучи родом с британских островов, он свободно владел также латинским и греческим языками. Очень быстро у него появилось много последователей из римской интеллигенции. Он рассуждал так: человек обладает свободой выбора, а значит, он должен быть способен и выбирать добро, и воплощать его в жизнь, творить добро. Следовательно, говорил Пелагий, называть человека падшим и неспособным к добру - это ложь и извращение. По его мнению, человек рождается невинным и способным к добру, а грешить начинает лишь в результате дурного примера окружающих людей.



Однако Библия говорит, что человек рождается не добрым, а злым. Библия также учит, что природа человека испорчена абсолютно, полностью, совершенно. В невозрожденном человеке не остается никаких духовных способностей, никаких добродетелей, никаких способностей к истинному добру. И Давид это прекрасно понимал. В другом своем псалме он излагает одно из самых значительных утверждений об абсолютной греховности во всем Ветхом Завете. Это более подробное учение самого Давида о человеческой греховности мы находим в Псалме 13:1-3:
    1 Сказал безумец в сердце своем: «Нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро. 2 Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. 3 Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.
Обратите внимание: в первом и в третьем стихах Давид повторяет одну и ту же фразу - нет делающего добро. Она образует как бы скобки вокруг всего отрывка и задает ему тему. Это универсальное описание всего неверующего человечества. Здесь используются такие слова, как: «сыны человеческие», «все», «нет», «ни одного». То есть то, что здесь говорит Давид, относится не к отдельным неверующим людям, а ко всему человечеству. Дальше в псалме упоминаются «народ Божий» (ст. 4) и «род праведных» (ст. 5) - это относится к верующему остатку Израиля, то есть к возрожденным верующим. Но это лишь подчеркивает, что без Божьей благодати, без даруемого Им возрождения все люди - такие, как описано в первых трех стихах.

Далее обратите внимание, что Давид упоминает разные человеческие способности или органы, которые затронуты грехом. В 1-м стихе: «сказал» - речь человека искажена грехом; «безумец» - разум человека искажен грехом; «в сердце своем» - сердце человека искажено грехом; «они развратились» - мораль человека искажена грехом; «совершили гнусные дела» - дела человека искажены грехом. Во 2-м стихе: «есть ли разумеющий» - человек не способен понимать духовную истину; «есть ли… ищущий Бога» - человек не способен искать Бога, то есть его духовная воля порабощена грехом. В 3-м стихе: «все уклонились» - то есть, даже если поставить человека на верный путь, он не сможет на нем удержаться; «сделались равно непотребными» (буквально «загнили, протухли») - развращение человека столь велико, что человек в духовном отношении смердит. Таким образом, все существо человека и все его способности - от дел и речи до разума и воли - искажены грехом и не способны к добру.

И заканчивается все категоричным выводом: «…нет делающего добро, нет ни одного» (ст. 3). Хотя мы видим, что люди могут творить отдельные благие поступки, они не могут сделать ничего, что было бы духовным добром, добром по отношению к Богу.
___________

Книгу "Библейское покаяние" можно приобрести на iTunes или заказать почтой.
___________

богословие, полная испорченность

Previous post Next post
Up