Что же говорил Августин? - 5

Sep 30, 2013 08:00

Чтобы быть по-настоящему свободной, наша воля не обязательно должна быть всегда в состоянии достичь исполнения желаемого, то есть, по выражению Августина, иметь «власть». К примеру, когда сталкиваются противоположные интересы двух свободно волящих людей, ясно, что достичь желаемого может лишь один из них, но второй от этого не становится безвольным роботом. Августин пишет:
    …наша свободная воля существует, и она-то делает все то, что мы делаем по своему желанию и чего не делалось бы, если бы мы не желали. Если же кто-либо вопреки своему желанию терпит что-либо по воле других людей, воля и в этом случае не теряет своего значения; хотя осуществляется воля не этого человека, а власть Божия. Ибо, если есть только воля [но нет власти], и она не может осуществить того, чего хочет, встречая препятствие со стороны более могущественной воли, то она и в этом случае не перестает быть волей, и волей не кого-нибудь другого, а именно того, кто хочет, хотя и не в состоянии исполнить желаемого. (О граде Божием. Кн. 5, гл. 10)


Обратите внимание, что, подобно некоторым предшествовавшим богословам, Августин решает парадокс свободной воли и предопределения (а предузнание у него выступает эквивалентом предопределения, как это видно из его собственных слов) за счет того, что включает человеческую волю в число вторичных причин, которыми оперирует и которые учитывает божественное провидение. В результате, и Божье предопределение владычествует над всем, и человек ответственен за свои поступки. Более того, если человеческая воля как одна из важнейших причин наших поступков способна реагировать на законы, порицания и похвалы, то «ненапрасны и законы, и порицания, и увещания, и похвалы, и укоризны: [Бог] знал наперед, что и они должны быть, и тем большую они имеют силу, что Он знал наперед, какую они будут иметь силу» (Там же).

богословие

Previous post Next post
Up