Следующее выражение, которое в Новом Завете указывает на существование относительно обособленных групп внутри поместных церквей - «домашняя церковь». Оно представляет собой закономерную эволюцию фразы «по домам». Если первоначально не существовало какого-то особого термина для обозначения собраний, проходивших в домах у верующих, то потом их стали называть «домашними церквями». Ближе к дословному это выражение можно перевести как «собрания, которые по домам» (hai kat oikus ekklēsiai).
Важно отметить, что сама по себе греческая фраза, переведенная как «домашняя церковь», едва ли может пониматься в узком смысле, как «семья» или просто «церковь, которая есть дом». В этом случае апостол бы сказал что-то наподобие: hē ekklēsia hētis estin oikos (приложение: «церковь, то есть дом») или hē ekklēsia tu oiku (родительный падеж приложения, ~ «церковь [чего?] дома»). Здесь же мы находим иную конструкцию с другим смыслом. Предлог kata придает этой фразе значение местоположения: «церковь, которая [располагается] дома».
Выражение «домашняя церковь» встречается в четырех посланиях: Римлянам, 1 Коринфянам, Колоссянам и Филимону. Следовательно, оно относится ко времени 3-го миссионерского путешествия Павла (во время которого были написаны Римлянам и 1 Коринфянам) и к более позднему периоду - его 1-му римскому заключению (во время которого были написаны Колоссянам и Филимону).
Ради удобства изложения сначала поговорим о домашних собраниях в римской церкви. В Послании к римлянам 16:3-4 Павел пишет: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе … и домашнюю их церковь». Из вышесказанного можно сделать вывод, что речь идет не о большой семье Акилы и Прискиллы, о существовании или отсутствии которой Новый Завет вообще умалчивает, а о собиравшихся у них дома верующих.
Такие же домашние церкви, скорее всего, имеются в виду и в других стихах этой главы: «Приветствуйте домашних Аристовула», «Приветствуйте домашних Наркисса, которые в Господе», «Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ермия, Патрова, Ерма и братьев, которые с ними», «Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана и всех с ними святых» (Рим. 16:10, 11, 14, 15).
Логично предположить, что ядром домашней церкви была какая-нибудь семья, которая распахивала двери своего дома для посетителей . Состоятельные семьи, у которых была большая прислуга, могли сами по себе быть достаточно большими, чтобы называться «домашними собраниями». Вероятно, такие семьи как раз и имеются в виду в стихах 10 и 11 («домашние Аристовула», «домашние Наркисса»). С другой стороны, некоторые домашние церкви состояли из людей, не связанных родственными отношениями и не являющихся жителями одного богатого дома. Именно о таких группах говорится в стихах 14 и 15. Впрочем, о них мы поговорим ниже.
Однако в свете рассмотренных стихов ни в коем случае нельзя делать заключение о том, что в Риме было несколько поместных церквей. Наоборот, весь характер послания указывает на то, что в этом городе существовала единая христианская церковь. Павел, обращаясь к римским христианам, неоднократно прибегает к обобщению:
• Павел говорит о том, что во всем мире возвещается вера всех их, а не отдельных групп (Рим. 1:8);
• он вспоминает обо всех них в целом, а не об отдельных группах (Рим. 1:9);
• желая придти в Рим, он надеется увидеться со всеми ними (Рим. 1:10-11);
• намереваясь послужить римским верующим, Павел не разделяет их на отдельные церкви. Он говорит не: «Преподать некоторым из вас дарование духовное», не: «Преподать у вас в церквях…», а просто: «…преподать вам некое дарование духовное» (Рим. 1:11, курсив наш. - А.П.), рассматривая их как целое;
• он желает насладиться общением со всеми римскими верующими (Рим. 15:24), хотя не планирует надолго задерживаться в Риме (Рим. 15:28);
• Фиву, которая, скорее всего, и принесла в Рим это послание, Павел представляет всем верующим как единой группе («представляю вам…», Рим. 16:1);
• приветствия отдельным верующим и разным группам, коих в одном послании необычно много (см. 16 главу Послания к римлянам), скорее всего, подразумевали, что все они поддерживали друг с другом близкое общение;
• апостол не просит прочитать это послание в других церквях Рима, в отличие от Послания к колоссянам, которое нужно было прочитать и в Лаодикии (Кол. 4:16);
• Павел предостерегает римскую церковь от «производящих разделения» (Рим. 16:17), следовательно, римская церковь по сути своей рассматривалась Павлом как единое и неделимое целое.
Так вот, внутри этой в целом единой церкви, как мы увидели, существовали отдельные группы. Нетрудно заметить, что Павел передает им приветы в послании, которое должно было прибыть в Рим, вероятно, через несколько недель или даже месяцев после его написания. Следовательно, эти группы должны быть достаточно постоянными.
Высказывается предположение, что вся римская церковь состояла из домашних групп, по отдельности собиравшихся еженедельно, а вместе встречавшихся реже - возможно, раз в месяц. По крайней мере, такой практики придерживались многие социальные и религиозные организации того времени. Так или иначе, внутри поместной церкви были относительно обособленные группы, регулярно собиравшиеся по домам. И если приплюсовать сюда информацию из Деяний апостолов, то можно сделать вывод, что римская церковь не была оригинальной в своем подходе к служению. Она собиралась «всенародно и по домам», как и другие церкви в иудейских и языческих регионах.
Заказать книгу "Малые группы" можно по адресу stsspi на gmail.com. Стоимость символическая - 70 р. плюс стоимость почтовой пересылки.