Что делает церковь церковью?

Nov 01, 2011 20:51

Есть много организаций, которые именуют себя церковью, однако в библейском смысле этого слова церковью не являются. В связи с этим возникает вопрос: что делает церковь церковью? Или каковы отличительные черты библейской церкви? Чтобы ответить на этот вопрос, мы сначала рассмотрим, что является фундаментом Церкви, без которого она не может существовать. Вслед за этим мы назовем необходимые признаки Церкви.

I. Фундамент Церкви
На каком основании строится Церковь? Мы постарались найти в Новом Завете те места, которые говорят - прямо или косвенно - о фундаменте, на котором строится Церковь. Оказалось, что этот фундамент складывается из нескольких ключевых элементов, которые все между собой взаимосвязаны. Вот главные элементы этого фундамента:

a. Христос
• 1 Кор. 3:11 «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос».
• Еф. 2:20-22 «…имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем], 21 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, 22 на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом».

Самый главный элемент фундамента Церкви - это Христос. Он - Лоза, а мы - ветви. Без живой духовной связи с Христом не может быть Церкви.

b. Исповедание веры в Христа
• Матф. 16:16-18 «Симон же Петр, отвечая, сказал: “Ты - Христос, Сын Бога Живого”. 17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: “Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; 18 и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее…”»

Католики, отталкиваясь от этого текста, утверждают, что фундаментом Церкви после вознесения Христа стал апостол Петр. А Петр в последние годы своей жизни трудился в Риме и в Риме же умер. Следовательно, после себя он передал роль фундамента Церкви следующему епископу Рима, а тот - следующему. И так до сих пор именно папа римский занимает место Христа - является наместником Господа - в роли фундамента Церкви. Однако давайте сделаем несколько наблюдений об этом важном тексте:
    • Во-первых, именно в ответ на исповедание Петра («Ты - Христос, Сын Бога Живого») Господь сказал: «Блажен ты…» Так что исповедание веры в Христа как обещанного Богом Мессию здесь играет ключевую роль.
    • Во-вторых, данное исповедание Христос назвал Божьим откровением: «…не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой…» Божье откровение всегда занимает в Писании приоритетное положение.
    • В-третьих, важно заметить, что в оригинале здесь используется игра слов. Христос говорит: «Ты - Петр» - по-гречески «пе́трос», то есть камешек. Однако сразу же вслед за этим Он говорит: «На этом камне…» - здесь уже другое слово, по-гречески «пе́тра», то есть скала.
    • То есть, Христос как бы специально разграничивает: есть «петрос», а есть «петра». Человек - «петрос», маленький камешек. На нем и двух кирпичей вместе не положишь. А Божье откровение о Христе - «петра», то есть огромная скала, на которой прочно будет стоять вся Вселенская Церковь.
    • Таким образом, Церковь зиждется все-таки не на апостоле Петре и не на римском епископе, а на Божьем откровении о Христе. На исповедании веры в Иисуса как обещанного в Ветхом Завете Мессию.
(Продолжение следует)


церковь, богословие

Previous post Next post
Up