«Аврам поверил Яхве, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15:6)
Здесь произошло оправдание Аврама. Поскольку только теперь Аврам был оправдан Богом, мы имеем все основания полагать, что только в этот момент он по-настоящему поверил Божьему обещанию, поскольку настоящая вера всегда сопровождается оправданием. Если раньше Аврам сомневался в Божьих словах и полагал, что его наследником будет усыновленный им слуга (ср. Быт. 15:2), то теперь он всем сердцем поверил в невозможное: Бог произведет наследника из его чресл, то есть от него самого.
Слово «праведность» (евр. צְדָקָֽה) относится к сфере судопроизводства, когда судья объявляет человека либо правым (то есть свободным от наказания), либо виновным (то есть подлежащим наказанию). Аврам был объявлен правым, то есть свободным от наказания.
Важно заметить, что Бог не просто признал Аврама праведным, то есть как бы по факту согласившись с тем, что тот достаточно верен, добр и хорош для Господа. Нет, Бог именно «вменил» ему праведность.
Слово «вменил» (евр. חָשַׁב) означает «засчитал», «помыслил», «назначил». Бог стал считать Аврама правым, то есть свободным от осуждения и вины. То же самое слово встречается в других похожих случаях в контексте книги Бытие. Например, Рахиль и Лия говорили о своем отце Лаване: «…не за чужих ли он нас почитает?» (31:15). На самом деле они не были чужими Лавану, но он посчитал их таковыми. Также и о Фамари сказано, что «…увидел ее Иуда и почел ее за блудницу, потому что она закрыла лице свое» (38:15). На самом деле Фамарь не была блудницей, но Иуда посчитал ее за таковую. Точно так же, когда об Авраме сказано, что Бог «вменил ему это в праведность», это означает, что Аврам не был праведным, но Бог посчитал его таковым.
Что именно было засчитано Авраму вместо праведности? Вера! Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность (15:6). Через веру в Божье обещание Яхве оправдал Аврама, то есть объявил его невиновным и свободным от осуждения и наказания. Что подразумевает такое оправдание? Оно подразумевает, что у самого Аврама не было (достаточной) праведности, но была вера. И Бог засчитал ему веру за праведность. То же самое подтверждает богодухновенный толкователь - апостол Павел, говоря об этом событии в Послании к римлянам: «Ибо что говорит Писание? “Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность”. Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность» (Рим. 4:3-5). Вменение праведности в этих стихах параллельно оправданию нечестивого. Таким образом, оправдание - это когда Бог берет нечестивого человека и начинает считать его праведным через веру в Божьи обетования. Разумеется, это не исключает дальнейшего освящения бывшего нечестивого. Заметьте, что в 1 Коринфянам 6:11 о нечестии верующих говорится в прошедшем времени: «И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего». Тем не менее, основанием для оправдания является не собственная праведность человека, а исключительно Божья благодать, принимаемая и усваиваемая через веру.