May 12, 2010 16:36
1. Оригинальной
В России, по меньшей мере, половина рекламодателей уверены в том, что реклама это некий вид художественного творчества, призванный обособить их компанию не только на рынке, но и в мировой истории. Начитавшись книг «великих и умных» и восхитившись самыми яркими образцами рекламного искусства, такие рекламодатели твердо решают сделать что-то подобное, очень «каннское». Результаты, как правило, бывают следующими:
a) Долгие «хождения по креативным мукам», испорченные нервы эккаунта, полная потеря веры в человечество у креаторов и копирайтеров, а также глухой запой у дизайнеров. Сами рекламные материалы, в итоге, получаются такими оригинальными, что их смысл и суть не могут понять даже их создатели, не то, что потенциальные потребители. К объекту рекламы все это имеет очень отдаленное отношение, как, собственно, и к рекламе, в целом.
b) После недолгих выяснений, становится понятно, что оригинальность клиента до степени смешения схожа с оригинальностью какого-то очень известного ролика или постера, увиденного клиентом на «Каннских львах» или «Ночи пожирателей рекламы». В одном хорошем агентстве, для таких клиентов специально приготовлены диски с работами-победителями различных фестивалей. Клиент тычет пальцем в понравившийся экземпляр, и ему изготавливают репликант, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Минус данной схемы в том, что иностранный оригинал создавался под определенный менталитет, под определенную ситуацию на рынке, да, и в конце концов, он мог быть просто был неудачен, в качестве рекламы, а получил признание лишь на ниве фестивалей.
Если помыслить рационально, то легко можно прийти к тому, что оригинальное в нашем мире создается не так уж и часто. Помните, даже великий Шекспир заимствовал сюжеты почти всех своих знаменитых произведений. Можно потерять уйму времени, ну, или принести рекламную составляющую в жертву оригинальности. В общем, зачастую, погоня за оригинальностью - это потеря времени и денег.
2. Эротической
Вся страна в едином порыве, с самого конца 80-х годов, доказывает сама себе и всему остальному миру, что секс у нас еще как есть! Если учесть, что мотив секса, действительно, один из сильнейших мотивов, то на выходе мы получаем неуемные попытки воткнуть (прошу прощения за это слово в данном контексте) секс везде, где только это возможно. Особенно часто прибегают к этому в тех случаях, когда рекламодатель уже устал метаться среди мириад вариантов и идей. Эротика, в его понимании, универсальна, на это нужно только решиться. И вот все моральные нормы отброшены в сторону. Но не тут-то было! Не действует рекламка! А дело вот в чем. Да, действительно, обнаженное тело, как по формуле AIDA, привлекает внимание, вызывает интерес и возбуждает желание, но, к сожалению, зачастую, только к самому телу, а не к объекту рекламы. Сколько раз вам лично приходилось слышать что-то подобное: «Там такая деваха, вау! Че-то там рекламируют, не помню че»? А сколько раз «семейным» товарам и заведениям пытались прилепить эротику! Сеть магазинов бытовой техники и супер развратная снегурочка на бордах! А потом удивляются, что народ не идет. Да, как он (народ) пойдет, когда у нас за микроволновкой всей семьей, как на праздник, ходят! А в публичный дом детей и жен, как известно, с собой не берут!
А вот еще случай! Студия мебели, дорогой и, как водится, итальянской, решила продвигать кухни. Разместили рекламу в журналах. В рекламе девушка лет 19-20, на кухне, ночью, она отражается в полированной поверхности шкафов. Крастота? Да, безусловно! Только вот, основная целевая аудитория женщины 35-50, жены богатых мужей. А теперь угадаем, кто для них эта девушка?)) Правильно! Страшный сон! Молоденькая любовница мужа. А на первый взгляд, все выглядело красиво и эротично.
А вот еще мебельно-эротическая история. Рядом с одним дорогих салонов мебели поставили рекламный щит этого же салона. На щите была изображена соблазнительная девушка, эротичный слоган, что-то наподобие «Будет стоять долго!», телефон салона и стрелка в его сторону. Результатом стали многочисленные звонки от не совсем трезвых мужчин с сакраментальным вопросом «Сколько час, сколько ночь?», некоторые, особо отважные любители продажной любви, приезжали в салон, который работал до поздней ночи, и настойчиво просили выдать им прайс на девушек.
Ну, и, пожалуй, еще один скользкий момент, эротика - штука тонкая. Всегда есть риск оказаться пошлым.
3. Юмористической
Юмористическая реклама - это мечта многих рекламодателей после серии роликов соков «Моя семья». Сделать смешно и чтобы рекламировало хорошо, невероятно сложно. Да, даже просто сделать смешно удается далеко не каждому и не каждый раз. Вот и плодится «петросянщина» на просторах нашей сказочной страны. Ну, и на сам продукт неплохо иногда посмотреть. Весело, конечно, позубоскалить над тещей, но если речь идет о банковских вкладах или об инвестициях, то как-то не всегда уместно это все получается.
4. В стихах (в песнях)
Ну, не может страна Пушкина, Лермонтова и комсомольских агитбригад избавится от неумной тяги к художественной рифме! Рифмуют все и вся! В последнее время все чаще стали рифмовать те, кому по делу сказать особо нечего, например, банки. В смысле, сказать и есть что, но им очень не хотелось бы это рассказывать. И вместо условий кредитования и процентов, льется из рекламных материалов на разум потребителей складные строчки. Вот из почти свежих нетленок:
«Если из мужа не вышел пилот, значит, возьмет он кредит без хлопот!»
«Хочешь нравиться мужчинам, возьми кредит, купи машину!»
«Иди ты, иди ты, в «Казне» автокредиты!»
Продающие моменты, понятное дело, канули в рифму. Сюда же можно отнести и рекламные песенки. Спору нет, запоминается рифмованный текст, да, еще и под музыку, порою лучше. Скажем так, на слух хорошо ложится, но иногда и эта особенность играет злую шутку с рекламодателями. В одном городе-миллионнике, одна стоматологическая клиника запустила ролик. В ролике шли в ряд зубики с ножками и пели радостную песенку на мотив «Jingle Bells». Текст песенки являл собой номер клиники, который, по уверению авторов, каждый должен знать. Каково было удивление клиента, когда в первую же неделю проката на клинику обрушился шквал звонков! Но особых причин для радости не было. Звонили, в основном, дети дошкольного возраста, которые спрашивали, как поживают зубики. В итоге пришлось поменять номер телефона, в который уже не один год вкладывались рекламные усилия и деньги.
Стишки и песенки это, конечно хорошо, но только тогда, когда это, действительно нужно, когда это подходит, когда это соответствует продукту, когда содержание стишков и песенок отражает основные свойства продукта, его конкурентные преимущества, продающие моменты. А если все это ради красивой рифмы, то проще написать на заборе «Пакля дешево» и все.
5. Эпатажной
Ну, не Европа у нас!!!!!!!!!!!!!! У нас, вообще, с эпатажем глухо дело обстоит. Особенно, когда ЦА старше 30. Не воспринимают маргинальные коды, хоть ты тресни! И потом все, что остается рекламодателю, так это с гордостью рассказывать, что «Все вокруг говорили о моей рекламе!». А еще надо учитывать, что и ФАС у нас организация ортодоксальная и не очень любит подобные штуки. Так что, обидно бывает, когда деньги за разработку, изготовление и размещение уже заплачены, и тут всем приходит ФАС. Потом остается только утешать себя унылым враньем о том, что «любое упоминание это уже реклама» или о том, что «зато о нас написали в федеральных СМИ». Но деньги потрачены, время упущено, эффекта не было.
6. Тизерной
Да, загадки и ребусы это у нас в крови с детского сада, НО… есть пара проблем. Во-первых, зачастую, проще сказать прямо «У нас есть вот это, оно делает вот это, по вот такой цене!», чем загадывать загадки. Во-вторых, это дороже по размещению. В-третьих, не всегда просто придумать интересную и неожиданную разгадку, ровно как, не менее сложно закрутить интригу. В-четвертых, надо вовремя разместить ответ, а иначе этим могут воспользоваться. Пример, в одном сибирском, а ныне, уральском городе, производитель фасованных круп разместил тизер со словом Христофор (там связано с ТМ), а через две недели, по мотивам первой части разгадку разместил местный развлекательный центр «Колумб». Вот так «Христофор» оплатил половину рекламной кампании «Колумба».
7. Модной (альтернативной и не попсовой)
Вот любят у нас новомодные течения! Как только появляется что-то новое в рекламе, этому тут же приписывают все возможные волшебные свойства. Если становится популярным какой-то вид рекламы, это не значит, что он подходит Вам и Вашему товару (услуге). Зачем интернет-вирус, если Вы производите растительное масло, основные потребители которого, женщины 35-55, на которых слово «Интернет» уже навевает священный ужас и трепет.
8. Красивой
Эстетически прекрасная реклама это хорошо, когда это в поле продукта, а когда продукт дешевое мыло или стиральный порошок, то эстетика означает, зачастую, для потребителя «Дорого». Вспомним РК того же «Тайда», когда они шли к тем, кто еще кипятил. Картинка, стилизованная под любительское видео, немного туповатые сюжеты и люди тщательно стилизованные под неактеров. И продукт воспринимался, как дешевый, доступный, для народа. Что помогало продавать.
Ну, и, в конце концов, бывает так, что в борьбе за исключительность завитушек в макетах проходит вечность, а время, как известно, деньги.
9. Универсальной (для всех и на все случаи жизни)
Логика мысли рекламодателя в данном случае проста: «У меня в магазины приходят все: и пионеры и пенсионеры. Значит, и рекламу будем делать для всех и для каждого». Не бывает рекламы для всех! Даже рекламные материалы Coca-Cola таргетируются на определенные группы. Делается с помощью, так называемых кодов: лингвистических, визуальных и прочих. Другими словами, то, как герои рекламы одеты, как они говорят, чем занимаются, уже указывает на определенные группы потребителей.
К тому же, эти самые «ВСЕ» не являются ядром целевой аудитории. У хороших маркетологов даже есть прекрасная фраза, специально заготовленная для отшивания надоедливых менеджеров по продажам различных медиаселлеров, которые обещают, что их носители «охватывают всех». Фраза звучит лаконично и эффектно: «Мне не нужны все, мне нужны мои!» И помните, друг всем - никому не друг!
10. Манипулятивной (заставляющей купить)
Серьезные психотехники, способные заставить человека сделать что-то против его воли, требуют коррекции в зависимости от первоначальной реакции. Ну, и вряд ли удастся загипнотизировать потребителей с помощью волшебных картинок. Да, и реклама, напичканная сверх меры манипулятивными элементами, как правило, вызывает у аудитории некое чувство отторжения. К тому же, манипуляция хороша, когда она не видна тем, кем манипулируют. Но когда манипуляция будет раскрыта, вернуть доверие вернуть будет, практически, невозможно! Самый простой пример: человек поверил рекламным уловкам, а продукт этим обещаниям не соответствует, в таком случае потребитель, как правило, чувствует себя обманутым, а обманутый потребитель, мало того, что не покупает сам, но еще и советует не покупать всем, кому может посоветовать.
11. Продающей (в прямом смысле этого слова)
Искренне уважаю Александра Павловича Репьева, но иногда его, безусловно, полезные семена рекламного знания падают на неподготовленную почву отечественного регионального рекламного рынка. Термин «продающая реклама» воспринимается некоторыми представителями рекламодательского цеха буквально. И начинается увлекательный процесс впихивания уймы информации о продукте. В результате получается каша, которую не в состоянии воспринять самый сообразительный потребитель.
Как говорил один хороший клиент: «Реклама доводит моего потребителя до двери салона, а дальше он попадает в руки продавцов-консультантов». Продают продавцы, а реклама доносит до потенциального потребителя те моменты, которые вызывают интерес и желание попробовать, ну, или желание узнать больше о продукте. Пытаться в рекламе ответить на все вопросы, которые могут возникнуть у покупателей, занятие ненужное и весьма бесполезное.
Также бесполезно ожидать, что реклама сама все продаст. Если у Вас продавцы некомпетентны, то и никакая реклама не поможет
12. Короткой и частой
«Давайте сделаем 5-секундный ролик, и мы сможем купить 500 прокатов!» Ради интереса попробуйте засечь, сколько информации вы лично сможете выдать за 5 секунд. А теперь попробуем сделать то же самое за 10 секунд. Если Вам кажется, что «бодрая и динамичная начитка» это хорошо, то запишите ее на диктофон и дайте послушать незнакомым людям. И после попросите их рассказать, о чем все это было. Результаты не будут блистать точностью. Можно ужать информацию до минимума, но что можно сказать за 5 секунд? Успеть выпалить в эфир название марки, да, и то не каждой.
P.S. Какой же должна быть реклама, спросите вы? Да любой из вышеперечисленных, если это будет хорошо восприниматься ЦА, соответствовать сути продукта! Просто, не стоит искать волшебный вид рекламы, его не существует.
Маркетинг