Учет зубров в Кавказском заповеднике в феврале 2018 года. Исторический транскавказский поход.

Dec 28, 2019 20:52

Мы планировали посчитать зубров на Солонцовом хребте и вернуться назад, как обычно. Но при этом, как обычно, держали в уме план Б - не возвращаться, а пройти дальше и пересечь заповедник с запада на восток. Сразу скажу, что нам удался план Б. За 6 дней мы прошли от устья Киши до устья Уруштена через Умпырь. Это первый зимний переход через весь Кавказский заповедник, который совершили научные сотрудники за последние 20 лет! А до этого подобный поход состоялся лишь в 1934 году! Тогда отряд под руководством научного сотрудника А.А. Насимовича перешел заповедник по маршруту Киша - Порт-Артур - Бурьянистая поляна - лаг. Холодный - Красная Поляна. Мы частично повторили этот маршрут, но с Бурьянистой поляны пошли по долине Алоуса на Умпырь и спустились по Малой Лабе. Этот поход мне посчастливилось пройти вместе с Сергеем Трепетом, одним из авторов книги "История Кавказского заповедника". Он много лет мечтал повторить свой поход 20-ти летней давности и после возвращения вручил мне памятный сертификат, который я храню теперь как реликвию)
Более того, в этом году по поручению Сергея я оказался в гостях у сына первопроходца Андрея Александровича Насимовича. Юрий Андреевич Насимович любезно согласился предоставить фотоархив своего отца, и моей миссией было съемка этих фотографий для архива заповедника и для новой книги. Юрий Андреевич, конечно же, рассказывал и о зимний экспедиции отца. Оказалось, что в отчет, который является не только научным, но и настоящим художественным произведением, вошли далеко не все приключения отряда, который чудом не погиб в лавинах. Юрий Андреевич, кстати, продолжил династию: он автор Биокосмогонической теории, знаток природы Москвы и Московской области, автор ботанических стихов (!) и вообще настоящий ученый!
Некоторые фотографии из архива Насимовича будут впервые опубликованы в книге «История Кавказского заповедника» (авторы С. Трепет., Д. Андреев и Ю. Спасовский).
В книге собраны сведения для учителей, краеведов, туристов, экскурсоводов, ученых, всех, кому интересна история нашего края и заповедника.
В новом издании описаны исторические события на территории Западного Кавказа с древнейших времен до современности: загадка дольменов, ацангуарные комплексы древних пастухов, наскальные рисунки, средневековые крепости Великого Шелкового Пути, события Кавказской войны, путешествия первых естествоиспытателей, Кубанская охота Великих Князей Романовых, история организации Кавказского заповедника, события Великой Отечественной войны, история восстановления зубра на Кавказе. Отдельные главы посвящены достижениям ХХ века и современности. Большинство фотографий и свидетельств никогда ранее не публиковались.
Книга будет выпущена в подарочном формате: (25×35 см), 200 страниц, тканевый твердый переплет с тиснением, ляссе-закладка, ограниченным тиражом.
Стоимость одного экземпляра - 1650 рублей. Все участники сбора средств для выпуска книги будут указаны в «Благодарностях».
Сбор предзаказов осуществляется до 20 января 2020 г. После этой даты книга будет издана и разослана по адресам участников или вручена лично.
1650 р. можно сразу переводить на карту 4276801010165264. Сергей Алексеевич Т. Пожалуйста, напишите от кого!
Контакты для связи: +7(928)4676094 (WhatsApp); trepetsergey@gmail.com Трепет Сергей.

А теперь я приглашаю Вас пройти со мной через Кавказский заповедник на снегоступах)

2. Цикламены. В конце февраля внизу уже почти массовое цветение первоцветов.

3. Подснежники.

4. Понимаемся выше. На границе облаков, около 1000 м над ур. м., становится морозно и влажно - лес покрывается инеем.

5. Сказочный лес, сказочная погода!

6. Еще встречаются буки, но их уже меньше, чем пихт.

7. Пихты...

8. Мой любимый снимок леса за последние два года

9. Ночевать останавливаемся до Порт-Артуровских полян на месте старого балагана, который я уже не застал. Высота около 1500 м.

10. Прекрасное утро. Идем дальше.

11. На домик решили не заходить, чтобы не терять время и высоту.

12. На Солонцовом хребте сразу же встречаем первое стадо зубров.

13. Дальше еще одно.

15. Решено было идти дальше - на Джугу. В долине Бамбачки снега было уже намного больше. Идти вниз это не мешало, а наоборот было очень легко и весело, но подниматься по склону с метровым слоем рыхлого снега казалось местами почти невозможно. Кое-как мы выкарабкались, отошли от берега на пологий скло и поставили палатку прямо на снегу. Подложили под пенки рюкзаки и вполне неплохо переночевали. Казалось, что было около 5-10 градусов мороза, но на метеостанции нам позже сказали, что в ту ночь было всего -1 - 2.

16. Утро было серым, срывался легкий снежок. В верховьях Бамбачки мы заметили стаю из 5 волков. Некоторые из них несли какую-то темную шкуру, другие отбирали её стараясь заигрывать. Видно было, что они сытые довольные и шкуру тащат только ради развлечения. Нас они на удивление не заметили.

17. Прошли склон Бамбак траверсом. Зимой он показался намного круче, чем летом. Вышли на Туриную крепость - здесь, как положено по названию, паслось стадо туров. Местные туры научились профессионально прятаться в условиях всего одной скалы - кажется бежать некуда, но они куда-то исчезают, а через пару минут оказывается, что они снова на скале.

18. Некоторые пошли в лес и мы за ними.

19. В лесу случайно заметили ласку.

20. На подходе к метеостанции в березняках заметили тетерку. Это была и единственная встреча кавказского тетерева за весь поход.

21. Подходим к метеостанции. Замечаю следы медвежонка, но какие то странные. Иду по ним и понимаю, что это леопард. Догоняю Сергея около метео площадки, где он уже замеряет и фотографирует следы. Мы нашли следы леопарда по имени Ахун - его выпустили в июле 2016 года и через месяц он сумел снять ошейник, который передавал сигналы о его местоположении. С тех пор об этом леопарде было ничего не известно!

22. Ятыргварта

23. Джуга

24. Алоус и следы леопарда. Дальнейшее обследование окрестностей месеостанции и опрос метеороогов показал, что Ахун здесь обитал с ноября 2017 по конец февраля 2018.

25. Пихтовый лес в долине Алоуса.

26. Он же через 3 секунды

27. Алоусский перевал

28. Здесь мы иногда останавливаемся в палатках.

29. Алоус

30. Спуск на Умпырь

31. 23 км. Очередной исторический бук.

32. Загадка. Очень характерный и довольно редкий объект скатологии)

33. Малая Лаба в Шах-Гиреевском ущелье

34. Крокусы цветут...

35. И подснежники. А цикломенов в долине Малой Лабы почему то не было.

36. Документ!

Во время похода у меня в первый же день разрядились два аккумулятора, хотя обычно, одного хватало на 1000 кадров, поэтому я в основном снимал на телефон в том числе видео и гугл мне потом за полминуты сделал небольшой фильм. Он раскрывает наш поход с другой стороны.

Спасибо, что читаете и смотрите!
И помните, что лучший подарок книга! В этом году это книга "История Кавказского заповедника"

С наступающим! Всех благ!

Данный материал опубликован с помощью системы Sitgine.Blogine студии PNL, оригинал находится по адресу birds.caucasia.ru/site/b/blog/6