Хребет Зигальга - один из самых красивых хребтов Южного Урала, наряду с хребтами Машак, Нары, Кумардак. В далеком 2002 году мы уже побывали на его вершинах, спустя десять лет хотелось обновить воспоминания.
Маршрут решили оставить тот же - зайти на Шелом из Верхкатавки и выйти с Поперечной в Тюлюк. Формат похода - «прогулка по фен-шуйным местам» (с) Чикушкин.
недельный рацион - овсянка, гречка, курага, изюм, горошек, мед, чеснок, оливковое масло.
Выехали в пять утра из Уфы, без приключений добрались до Тюлюка. Погода традиционная для начала маршрута - накрапывающий дождь, густая низкая облачность, прохладно. Начали искать варианты заброски в Верхкатавку. «Роза ветров» сразу отказалась, в «Тайге» попросили 5 тысяч за «Ниву». В итоге, с помощью менеджера «Розы ветров» Натальи вызвали из Юрюзани такси - «волгу», уточнив, что будет четыре человека с рюкзаками. Этот вариант обещал быть самым экономичным - оператор озвучил полторы тысячи.
Такси приехало примерно через час, это время мы скоротали в беседке на территории «Розы ветров». Прибывшая «волга» ездила на газу, поэтому солидную часть багажника занимали баллон с запаской. Запихнуть в багажник удалось три рюкзака, четвертый взяли с собой в салон и приготовились к трехчасовому переезду. Официально мы вызывали такси до Верхкатавки. Посулили водителю накинуть сверху, если докинет под Шелом. Дорогу обещали показать =)
Снова едем по дороге в Тюлюк, только теперь в обратном направлении. Меседа, Юрюзань, а вот и Катав-Ивановск. После Катав-Ивановска начинались места воспоминаний - десять лет назад мы шли здесь пешком, эта дорога в Верхкатавку только-только прокладывалась.
Вот и поворот в саму Верхкатавку. Проехали мост, около которого в прошлый раз останавливались искупаться. В деревню нам заезжать было не нужно, поэтому смело свернули на дорогу, которая, как нам казалось, ведет по направлению к Шелому и покатили дальше.
Дорога петляла по лесу, «волга» повторяла ее изгибы как раллийный автомобиль, настроение было приподнятым… Где-то через полчаса начала закрадываться мысль о том, что машина едет не совсем туда, куда надо. Слишком уж хорошей была дорога. По воспоминаниям она должна была быть другой. Пришлось малодушно включить GPS в телефоне. Он показал поразительную вещь - мы двигались обратно в Катав-Ивановск! Получается, что мы свернули на альтернативную дорогу и начали движение обратно. И даже успели проехать добрую ее половину. Это было суровой правдой, не все ее сразу приняли. Десять минут рассматривания карты и GPS, и, наконец, все согласились с неизбежностью обратного пути. Водитель такси начал косо посматривать в нашу сторону, но признаков отчаяния пока не подавал.
на въезде в верхкатавку
Развернулись и помчались обратно в Верхкатавку. «Волге» было все равно, в какую сторону ехать и мы так же споро двигались в теперь уже правильном направлении, как вдруг… Снаружи машины начал раздаваться какой-то подозрительный звук. Притормозили, вышли - так и есть, пробили колесо. Но есть же запаска! Вытащили рюкзаки, переставили колесо, утрамбовали рюкзаки обратно в багажник и поехали дальше.
Поездка стала менее беззаботной. Больше десяти километров до Верх-Катавки. Что будет, если мы пробьем второе колесо? Бац! Не успели мы об этом подумать, как снаружи опять зашелестела покрышка. Так и есть - пробили второе!
«Вечер переставал быть томным». Мы посреди леса, на дороге, по которой вряд ли кто ездит чаще, чем раз в неделю. А то и реже. Запаски у нас уже нет. Сеть не ловится. Похоже, приключения начинаются. В этот момент водитель, наверное, окончательно убедился, что зря ввязался в эту авантюру.
Шелом поливает
Попробовали накачать шину. Сильный свист со стороны бескамерной покрышки показал тщетность наших усилий. Тем не менее, мы даже пробовали несколько раз, накачав колесо, проехать на нем некоторое расстояние. Но оно спускало буквально через 300 метров. Немудрено - пять человек, рюкзаки, баллон, да запаска - солидный груз.
В очередной раз подкачивая колесо, обратили внимание, что порез боковой. Дыра была небольшая. Чем бы ее заделать? Ремкомплекта не было. Вкрученный саморез ситуацию не исправил. Решили применить имеющийся в избытке обычный, рулонный пластырь. Затолкали жгут в порез, снаружи налепили солидную заплатку. Качаем. Свиста не слышно. Колесо приобретает форму. Держит! Тем временем водитель выловил случайно залетевшие волны сотовой связи и позвонил своему сыну, велев ему брать запаску и мчаться в Верхкатавку.
Накачав колесо до нормального состояния, прыгаем в машину и едем. Прислушиваемся - вроде не слышно шуршания. Через несколько километров останавливаемся, смотрим - держит хорошо. Немного успокаиваемся и дальше без потерь добираемся до Верхкатавки.
Зигальга в облачках
Заезжаем в деревню. На въезде останавливаемся и начинаем ждать машину с запаской. Одновременно пробуем остановить проезжающие мимо машины, чтобы подрядить их на заброску под Шелом. Три-четыре машины останавливаются, но отказываются везти под разными предлогами.
Спрашиваем у проходящего мальчугана, кто бы мог нас довезти. Он машет рукой куда-то в глубь деревни. Просим показать более конкретно. Гоша с Саней уходят с парнишкой, а мы с Маратом остаемся торчать в «волге».
Есть время пофотографировать. В деревне светит солнце, но над Зигальгой ходят темные тучи и видно, как хребет вовсю поливает дождь.
Где-то минут сорок ожидания приезжает сын водителя волги с запаской и они начинают менять пробитое колесо. В это же время подъезжает «нива», из нее выходит мужик и представляется кем-то типа старшего егеря. Спрашивает, куда мы собрались и сразу говорит, что Шелом в заповеднике. Я отвечаю что-то типа - знаем, что в заповеднике, но мы туда не пойдем, а пойдем только туда, где разрешено. Буквально в эту же секунду подъезжает уазик, из него выходят Гоша с Саней и говорят, что они договорились с машиной и она нас довезет под Шелом. Из машины выходит водитель, старший егерь спрашивает - есть ли у нас разрешение. Водитель кивает утвердительно.
замена колес
Оказывается, что Гоша с Саней не только смогли найти кого-нибудь, кто нас забросит, а еще и получили разрешение на пребывание в заповеднике.
спасительный УАЗик
Что ж, кажется, дела налаживаются. Расплачиваемся с таксистом и грузимся в УАЗик. Внутри все по-спартански. Размещаемся, впрочем, вполне свободно. Поехали!
Через пару сотен метров понимаем, что наши идеи насчет «дать денег таксисту и проехать под Шелом» были розовыми наивными мечтами. Дорога такая, что и «Нива» вряд ли бы справилась. УАЗ же хрустит раздаткой и прыгает по кочкам, вытрясая всю душу, но, тем не менее, вполне уверенно продвигается вперед. Ближе к Шелому появляются и вовсе едва проезжаемые колеи и ямы, через которые даже УАЗик пробивается со своим солидным грузом, только вполне изрядно поднатужившись. Что тут творится в дождливую погоду - страшно представить.
Около часа скачек по ямам - и мы подъезжаем к шлагбауму. Отсюда в сторону вершины ведет тропа, а в полусотне метров внизу - отличная стоянка на берегу Катава. Выгружаемся из машины, прощаемся с водителем и спускаемся к реке. Для двух палаток ровное место найдется.
Котел облизывают рыжие языки веселого костра, палатки установлены - самое время вспоминать приключения сегодняшнего дня. Что и говорить, день начинался необычно, но разрешился самым лучшим образом. Мы очутились под Шеломом и даже не прошли сотни метров пешком! Везение, да и только. Остается надеяться, что следующие дни удача также будет сопутствовать нам.