218.Письма Гинкмара Реймского

Jan 18, 2017 14:51

Как я уже писал по поводу имени Рорик/Рурик(http://alex-oleyni.livejournal.com/58764.html), это имя не является скандинавским, и было распространено среди представителей духовной и светской власти в государстве франков, причем задолго до появления каких-либо известий о нападениях норманн на Европу. В частности у Гинкмара Реймского мы обнаруживаем упоминания как Рорика Дорестадского(Ютландского), так и Рориков, графов Мэна. Bмя «Рорик» было хорошо известно франкам и его носили представители высшей знати. Крайне сомнительно предполагать заимствование этого имени у пиратов, грабивших побережье. Скорее как раз наоборот, имя «Рорик», дорестадский конунг получил в крещении от епископов галльской церкви. То, что Рорик Дорестадский был крещен, мы находим в двух письмах Гинкмара Реймского. Привожу перевод этих писем.
MGH Epistolae (in Quart) (Epp.)// 8,1: Epistolae Karolini aevi (VI). Hincmari archiepiscopi Remensis epistolae, P.120

155 .*
Hinkmar an den Normannenführer Rorik , besonders wegen der Ehesache Balduins . Гинкмар к предводителю норманн Рорику, в частности, из-за брачного дела Балдуина.
862 .
Schrörs Reg . 162 .Regest Flod . Hist . Rem . eccl . III , 26 ( MG . SS . XIII , 541) :
Rorico Nordmanno ad fidem Christi converso, ut semper in Dei voluntate et mandatorum illius observatione proficiat, sicut et eum velle ac facere per multos audiebat, et ut nemo ei persuadere valeat , quo contra Christianos paganis aut consilium aut adiutorium prestet, quia nihil ei proderit baptismum Christianitatis accepisse, si contra Christianos aut per se aut per alios quoscumque perversa vel adversa fuerit machinatus; et cetera, quae prosequitur, episcopaliter intimans, quantum in tali sit machinatione periculum; monens etiam , ut Balduinum a Dei spiritu , quo canones sancti sunt conditi , per episcopalem auctoritatem propter filiam regis, quam in uxorem furatus fuerat, anathematizatum nullomodo reciperet neque solatium vel refugium aliquod apud se habere permitteret, ne illius peccatis et excommunicatione involvantur tam ipse quam sui atque dampnentur; sed talem se exhibere procuret, quatinus ei orationes sanctorum proficere valeant .

«Рорику Норманну, к вере христианской обращенному, чтобы он всегда по воле Бога и под наблюдением ходатаев( святых) его преуспевал,  как и он(Гинкмар) слышал через многих, что он(Рорик) желает и делает, и чтобы никто не мог убедить его(Рорика), против христиан или совет, или помощь предоставлять язычникам, поскольку не принесет ему никакой пользы принятие крещения христианского, если против христиан, или сам, или посредством других, когда бы то ни было затеет злые или враждебные ухищрения;  и другое, о чем речь идет далее, по-епископски извещая,  какая опасность может быть в таком ухищрении; напоминая также, чтобы Балдуина, анафематствованого Духом Божьим, которым каноны святые исполнены, через епископскую власть из-за дочери короля, которую выкрал в жены, никоим образом он (Рорик) не принимал,  и не пускал к себе иметь утешение и убежище, чтобы и он сам, и его [люди] не опутывались грехами его и отлучением, а также не были осуждены; но чтобы он заботится показать себя настолько,  насколько могут помочь ему молитвы святых».
156 .*
862 .
Hinkmar an Bischof Hunger von Utrecht , besonders wegen der Ehesache Balduins . Гинкмар, епископу Утрехта Хунгарию, в частности, по поводу брачного дела Балдуина.
Schrörs Reg . 163 . Regest . Flod . Hist . Rem . eccl . III , 23 ( MG . SS . XIII , 529) :
Hungario  episcopo pro excommunicatione Balduini, qui Iudith viduam , regis filiam, sibi furatus fuerat in uxorem, unde et ab episcopis huius regni fuerat excommunicatus. Hortatur autem eundem Hungarium , ut admoneat Roricum Normannum nuper ad fidem Christi conversum, ne recipiat eundem Balduinum neque presidium ferat ; sed et , si ceteri Nortmanni per eius consilium, ut audierat , post conversionem ipsius istud regnum depredati fuissent, hoc digna poenitentia emendare studeret .

«Епископу Хунгарию,
про отлучение Балдуина, который Юдифь, вдову, дочь короля похитил себе в жены, откуда и епископом его королевства был отлучен. Побуждается в равной мере Хунгарий, чтобы увещевать Рорика Норманна, недавно к вере христианской обращенного, не принимать этого самого Балдуина, и защиту не предоставлять; но и, если иные норманны по его совету, как он (Гинкмар) слышал, после обращения его самого это королевство разорили, то это он (Рорик) старался бы исправить должным раскаянием».

Письма датированы 862 годом, что опровергает предположения ряда историков о тождестве Рорика Дорестадского, с Рюриком русских летописей.  Это как раз дата призвания Рюрика на Русь. Но как видим, Рорик был причастен к делу Балдуина с похищением Юдифи и находился в Западной Европе. Из письма Хунгарию также становится понятно, что незадолго до этого (т.е. вряд ли ранее 860 г.) Рорик Дорестадский был крещен. Крайне сомнительно, что язычники-словене призвали христианина. Да и в летописи нет на это никаких намеков, более того, подчеркивается язычество родственника Рюрика, князя Олега Вещего.

Гинкмар Реймский, rorico, roric

Previous post Next post
Up