97. Альдейгьюборг

Apr 03, 2012 19:38

Обычно норманнисты любят ссылаться на статью  T. Джаксон, как на филологическое обоснование происхождения названия Ладоги от скандинавского названия Альдейгьюборг.
Обоснование названия хотя бы одного города Руси от скандинавского очень важно для норманнизма, так как до сего дня никто не мог привести доказательств основания городов на Руси и присвоения им скандинавских названий, что делает сомнительными любые теории норманнистов о шведском или вообще скандинавском происхождении Рюрика, который почему-то основывает города со славянскими названиями (Новгород, Изборск, Белоозеро и т.д.) Текст статьи можно найти на сайте:

http://altladoga.narod.ru/newsarh/2006/ald.htm
В самой статье утверждается, что скандинавское название Альдейгьюборг происходит от финского названия реки Alode-jogi (joki) - "Нижняя река". Доказательств того, что именно от этого названия происходит название  Альдейгьюборг Джаксон не приводит, как не приводит и доказательств необоснованности славянских этимологий названия Ладоги.
Я приведу полностью отрывок, посвященный «доказательству» Джаксон происхождения названия Ладоги от Алдейгьюборг:
«К настоящему времени
можно считать почти доказанным, что сначала возникло название реки, затем
города и лишь затем озера. По общему мнению исследователей, название происходит
из прибалтийско-финских языков. Скорее всего, исходный гидроним -
финск.*Alode-jogi (joki) - "Нижняя река" По А.И. Попову, последовательность такова: 1) "прибалтийско-финский или саамский оригинал", 2) "русская передача (курсив мой. - Т.Д.) этого названия (Ладога) с последующим переносом на торговый пункт - г. Ладогу", 3) перенос имени города на озеро (Попов 1981. С. 55-56, 90-91). Древнескандинавский топоним Aldeigja (Aldeigjuborg) приводится исследователями большей частью лишь как параллель к древнерусскому (Попов
1981; Нерознак 1983). Однако, как со всей убедительностью доказал И.Миккола, исходным является сочетание al, а не la в начале слова, ибо только последнее может быть объяснено из первого, но не наоборот (Mikkola 1906). Соответственно, можно утверждать, что из финского названия реки Ладоги (совр.: Ладожки) произошел скандинавский топоним Aldeigja (вероятнее всего, сначала как имя реки, а затем -
поселения), а из него (с метатезой ald > lad) - древнерусское Ладога.
Возникновение древнерусского названия Ладога не прямо от субстратного
*Alode-jogi, а через посредство скандинавского Aldeigja требует своего объяснения. Еще недавно Г.Шрамм мог только предполагать, что если славянское имя произошло от скандинавского, то славянский поток достиг Ладоги десятилетиями позже (Schramm 1986. S. 369). На сегодня это можно считать уже доказанным: новейший анализ стратиграфии, домостроительства и топографии Ладоги VIII-X вв. (Кузьмин 1989; Кузьмин, Мачинская 1989) показал, что первыми поселенцами в Ладоге в начале 750-х гг. действительно были выходцы из Северной Европы, а импульс продвижения славян дал себя знать лишь к концу 760-х гг. Соответственно, археологический материал, как парадоксально это ни звучит, подтверждает топонимические данные.» (Т. Джаксон АЛЬДЕЙГЬЮБОРГ: АРХЕОЛОГИЯ И ТОПОНИМИКА)
Из текста хорошо видно, что никакого филологического обоснования  в статье нет. Для обоснования своего утверждения Джаксон ссылается на археологов и в частности на Кузьмина С.Л., который занимался стратификацией Старой Ладоги. Такая ссылка некорректна,  так как археологи ссылаются на Джаксон, а Джаксон ссылается на археологов. Это просто порочный круг. Кроме того, выводы археологов-норманнистов работающих в Ладоге далеко не бесспорны, и в любом случае, археологический материал не может иметь однозначной интерепретации и не позволяет делать однозначные выводы в филологии.
Одну из его статей Кузьмина С. Л. я уже разбирал. (Кузьмин
C. Л., Ладога в эпоху раннего средневековья (Середина VIII-начало XII века ).
http://alex-oleyni.livejournal.com/11850.html
Тенденцизность Кузьмина в попытках любой ценой обосновать
норманнское происхождение Ладоги настораживает. И выводы, которые он делает,
исходя из его собственных отчетов, представляются не бесспорными. Но даже если
согласиться с его выводами, то перед нами предстанет следующая картина.
Ладога была основана приблизительно около 750 года выходцами
из Скандинавии. Это было маленькое поселение, из нескольких десятков человек. Спустя 10-20 лет поселение исчезает и заменяется славянским поселением. С 770 года это уже преимущественно славянское поселение. Вот как об этом пишет сам Кузьмин С.Л.: « В середине или 2 половине 760-х годов жизнь колонии обрывается, и поселение занимает группа выходцев из более южных районов Восточной Европы, которых вполне уверенно можно отождествить с продвинувшимися на север славянами (II ярус). Именно это движение "замкнуло" сеть восточноевропейских коммуникаций и стало одной из предпосылок становления путей с Балтики на Восток».
Таким образом, Джаксон нас пытается уверить, что именно
несколько десятков скандинавов, которые прожили не больше 20 лет на территории
Ладоги и быстро оттуда ретировались (если не были убиты или захвачены), были
теми, кто заставил выучить и преобразовать скандинавское название Ладоги и
распространить его по всей Руси. Ну конечно более многочисленные финны, которые
жили там веками и контактировали со славянскими колонистами, этого сделать не
могли! Должны были обязательно появиться скандинавы, чтобы забитым славянам
объяснить, как по-фински называется Ладога. Более нелепых и притянутых за уши
теорий, которые распространяет Джаксон даже сложно представить.
Кроме того, Джаксон занимается и выдумыванием необоснованных
теорий. Из приведенного выше отрывка мы видим, что Джаксон  утверждает более позднее появление славянских колонистов в районе Ладоги по сравнению со скандинавами( «…импульс продвижения славян дал себя знать лишь к концу 760-х гг.»).
Это явно не соответствует данным, которые приводят историки и археологи, в том числе и норманнисты.
Вот что пишет норманнист Войтович Л. В.( ВИКИНГИ В ЦЕНТРАЛЬНО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ: ЗАГАДКИ ЛАДОГИ И ПЛИСНЕСКА (I), 2011г) :
«И все же славяне проникли сюда немножко
раньше. Ближайшее славянское поселение было на горбе противоположного берега
Волхова на Любши (2 км ниже по течению Волхова). Любшанское финское городище (возможно, с капищем, существовавшим здесь, судя по находкам, с III-IV вв. [108]) было уничтожено где-то в конце VII в. или начале VIII в. и возродилось уже с
дерево-земляно-каменными укреплениями, что уникально для Восточной и Северной
Европы (подобные крепостцы в это время былы только в славянских районах
Подунавья [94. С. 17]). Судя по женским подвескам, население городища было
смешанным славяно-финским [94. С. 18]».

Как видим, славяне жили там уже в конце VII в. или начале
VIII в. Естественно, что и с финнами как-то общались, и речку Ладожку как-то
называли, и озеро Ладожское. И «помощники»-скандинавы для этого были не нужны.

Вот данные из статьи Чернова А. Ю. ЛЮБША И ЛАДОГА, хронология
по материалам раскопок Е. А. Рябинина 1973-2001 гг.

IV      Конец VII - до 750 г. Приход на Любшу словен с
берегов Южной Балтики. Финский острог сожжен. Ритуальная запашка площадки и
строительство каменно-земляной крепости с двумя подпорными стенами. (Аналоги
в Подунавье.) Кострище перекрыто тонким слоем песка.

IV 753 г. - начало Ладоги (Альдейгьи). На
Земляном городище кузнечно-ювелирная мастерская вендельцев, выходцев,
предположительно, с Готланда. Деревянные мостки около нее уложены на торфяной
слой. Ниже торфа - горизонт голубой глины.

V Словене-любшанцы контролируют устье Волхова. Заселяя Южное Приладожье, они
захватывают Ладогу и делают ее центром своей экспансии. Отсюда словене идут
вверх по Волхову к плодородным землям Ильменского Поозерья. Любша - их
северный форпост.

V Ок. 760 г. Гибель вендельской мастерской в
пожаре. Рядом с мастерской клад из двух дюжин кузнечно-ювелирных и слесарных
инструментов, фигурка Одина, два кресала - скандинавское и славянское. Конец
вендельской Ладоги.

Мы видим, что и Чернов и Рябинин, который непосредственно занимался раскопками в Приладожье, приводят хронологическую периодизацию Любши и Ладоги, из которой следует, что в Любше славяне появились как минимум на 50 лет раньше основания Ладоги. Более того, они связывают появление первых славян именно с выходцами с Южной Балтики. Откуда и происходят собственно варяги. И основание Ладоги они связывают с вендельцами с острова Готланд, которые тоже были выходцами с Южной Балтики, а не с шведами. Сам остров Готланд был заселен смешанным населением, в том числе и южнобалтийскими славянами, который только
спустя много веков стал полностью принадлежать шведам. В самой Ладоге были
найдены в самых ранних слоях относящихся к 750-м годам славянские височные
кольца. Как видим, на основании археологических данных нет доказательств ни
более раннего заселения Приладожья скандинавами, ни однозначных доказательств
скандинавского происхождения Ладоги. Даже если бы археологические данные давали бы более однозначные выводы о происхождении Ладоги, ссылаться на них было бы некорректно, для филологических доказательств, а так, это вообще седьмая вода на киселе.
Таким образом, мы видим, что никакого филологического обоснования происхождения названия Ладоги именно от скандинавского названия Альдейгьюборг или Альдейга не существует. Все что может привести Джаксон, это сослаться на археологов-норманнистов, которые в нужном свете подают археологический материал. При этом по пути еще выдумывается теория про более позднее появления славян в районе Ладоги по сравнению со скандинавами.

критика норманнизма, Киевская Русь, История России, Альдейгьюборг, Варяги, Альдейга, Русь, Варяги и Русь

Previous post Next post
Up