92. Свидетельство Жеффрей Гаймара

Feb 20, 2012 02:08

Жеффрей Гаймара написал стихотворную «Историю англов» между 1135-1140 годами.
«История англов» Жеффрея Гаймара охватывает значительный период английской истории - от 495 до 1099 г.
Нас интересует эпизод, который касается детей Эдмунда II Железнобокого, (988-1016), который правил очень недолго с 23 апреля по 30 ноября 1016 года. Он был из Уэссексской династии, второй сын короля Этельреда Неразумного и его первой жены Эльфгифу. Эдмунд успешно противостоял датчанам, которые к тому времени захватили большую часть Англии и даже разбил их в нескольких сражениях, но после его смерти вся Англия перешла под власть датского короля Кнуда I. От Эдмунда осталось двое малолетних детей: Эдмунд и Эдуард Изгнанник. Кнуд, по наущению своей жены Эммы, приказал их отправить в Данию, вероятно с намерением уничтожить возможных будущих соперников в борьбе за английский престол. Людьми Кнуда был убит дядя Эдуарда, Эадвиг, сын короля Этельреда II. Но Эдуарду и Эдмунду удалось спастись - сторонники англосаксонской династии тайно увезли мальчиков.
Вот как в своей истории Жеффрей Гаймара рассказывает о судьбе детей Эдмунда Железнобокого:
«Об этом заговоре услышал один [человек], который хотел, по возможности, повернуть это дело иначе. Тогда он быстро попросил Вальгара, надзиравшего за детьми, [чтобы] если они ему дороже всего, он отослал их прочь, ибо, если их найдут, наверняка отравят. Добрый человек не стал медлить. Он оставил свою землю троим сыновьям. Лишь с тремя кораблями пустился он в море и завершил свое путешествие [таким образом], что всего за пять дней проехал Русию(Russie) и прибыл в Венгерскую землю».
Из приведенного отрывка видно, что бегство из Дании в Венгрию Эдуарда и Эдмунда, было организовано через Русию. Некоторые отечественные историки пытаются усмотреть в этом путешествие детей в Венгрию через Ладогу, Новгород и Киев. Но это крайне сомнительная концепция. Странно, что в Венгрию нужно было добираться таким кружным путем. Кроме того, за пять дней никак Русию пройти было нельзя. Поэтому вполне логично предполагать, что речь здесь идет о другой Русии, в землях вагров и ободритов, через которые лежит прямой путь в Венгрию, и которую действительно можно было пройти за пять дней. О том, что какие-то земли южнобалтийских славян назывались Русией, мы знаем из Хождения на Флорентийский собор в мае 1438 года митрополита Исидора: "кони митрополичи гнали берегом от Риги к Любку(Любеку) на Русскую землю". Митрополит от Риги до Любека плыл морем, а коней его гнали берегом до Любека и земля возле Любека названа Русской землей. Если посмотреть на карту, то станет понятно, что из Дании, как морем, так и по суше, прямой путь в Венгрию пролегает через Любек или прилегающие земли, которые и были землями варягов, южнобалтийских славян.
Более того, в одной из в старших списков Истории Жеффрея Русия называется не «Руссия», а «Сусия». Славянское племя «сусов» было известно источникам, и оно было знакомо под таким именем как раз авторамXI- XII вв., в частности Адаму Бременскому и Гельмольду.
Адам Бременский(I, 38): «В 12-й год господина Римберта умер Людовик Благочестивый, великий цезарь. Он так сокрушил чехов, сорбов, сузов и прочие славянские племена, что заставил их платить дань».
Гельмольд (I, 7) «Ибо богемцы, сорбы, сусы и остальные славяне», которых он облагал данью, сбросили теперь иго рабства.»
Сусы - одно из сербо-лужицких племен, живших у впадения Салы в Лабу. Через их земли, возможно, также пролегал путь беглецов, что и заставило внести изменения в хронику одного из переписчиков.
Таким образом, это еще одно косвенное подтверждение того, что путь Эдуарда и Эдмунда пролегал через земли западных славян в Венгрию. И скорее всего на Руси они никогда не появлялись.
Об этих же событиях есть запись и в другом старинном английском документе. У Роджера из Ховедена(ум.1201 г) в его Хронике в Юридических дополнениях (комментарий к так называемым Законам Эдуарда Исповедника) относящихся к 1180 году, есть следующая запись, которая сохранилась в двух вариантах:
Вариант 1
[XXXV.] У этого выше, помянутого Эдмунда был некий сын по имени Эдуард, который вскоре после смерти отца, страшась короля Кнута, бежал в королевство догов, которое мы предпочитаем называть Руссией. Когда же король [этой] земли по имени Малескольд узнал, кто он, с честью принял его.
Вариант 2
У этого вышеназванного Эдмунда был некий сын, которого звали Эдуард ; он по смерти отца, страшась [короля Канута],бежал из этой земли в землю ругов, которую мы называем Руссией. Король этой земли, по имени Малесклод, когда услышал и понял, кто он, с честью принял его.
Земля ругов названа Русией, а ее князь носит имя Малескольд или Малесклод. Попытки Алексеева доказать, что это Ярослав Мудрый выглядят неубедительно(Алексеев М. П. К вопросу об англо-русских отношениях при Ярославе Мудром// Научный бюллетень ЛГУ, 1945). Это просто подгонка, основанная на сопоставлении дат бегства детей Эдмунда и того, кто из князей правил в это время на Руси. Но даже с учетом того, что в крещении Ярослава звали Георгий(Юрий) усмотреть в нем Малескольда крайне трудно. Как правильно указал Кузьмин А.Г. вторая основа имени clod имеет ясную кельтскую этимологию, означающую «славный». Кузьмин считает, что имя состоит из двух компонент имеющих основания в кельтских языках Mal - князь, и clod - славный, что должно давать имя со значением «славный князь». Трудно сказать насколько эта этимология правильная. По крайней мере, и основа Mal встречается в славянских именах(Мал, Маломир) и вторая компонента clod в славянском осмыслении «слав». Интересно, что в это время у ободритов был князь Мечислав (983-1018), чье имя могло послужить прототипом для английских хроник. Конечно, вопрос с именем князя требует дальнейшей разработки. Но, с учетом сообщения Жеффрея об этих же событиях, искать это имя нужно, прежде всего, у западных славян южного побережья Балтийского моря, а не на Руси.
Таким образом, сообщения Жеффрея Гаймара, а за одно, и Роджера из Ховедена подкрепляют версию автора летописной статьи от 862 года о том, что варяги, пришедшие с Рюриком, назывались русью. И дают, в свою очередь ориентир, где нужно искать родину этих варягов. Она никак не связана со Скандинавией, и расположена в землях южнобалтийских славян.

Русь, Киевская Русь, История России, Славяне, Варяги, Жеффрей Гаймара, Варяги и Русь

Previous post Next post
Up