80.Как франкский скрамасакс стал скандинавским

Jan 20, 2012 14:02

О том, как пытаются с помощью археологии «натиражировать» доказательств массового присутствия скандинавов на Руси, и тем самым доказать норманнство варягов, красноречиво свидетельствует следующая статья А. Р. Артемьева. Я специально полностью приведу ее, чтобы все сами смогли убедиться, чем занимаются у нас некоторые «специалисты» от истории.

О НАХОДКЕ В ПСКОВЕ ОДИННАДЦАТОГО НА ТЕРРИТОРИИ ДРЕВНЕЙ РУСИ СКРАМАСАКСА
А. Р. Артемьев
Летом 1985т. в ходе работ Псковской археологической экспедиции в Среднем городе на ул. Ленина в раскопе VI (начальник экспедиции и раскопа В.В.Седов) был найден боевой нож - скрамасакс (Рис. 1). Он был обнаружен в поле кургана 42 городского некрополя Пскова X - начала XI в. Нож имеет длину - 37,5 см, ширину - 2,4 см; Длина его лезвия - 25 см, коней черенка рукояти загнут. Последний из размеров немного не отвечает требованиям Я.Петерсона к боевым ножам, который полагал, что они должны быть не менее 30 см длиной, 3 см шириной [Петерсен, 1951, с 188]. Тем не менее сомнений в боевой принадлежности ножей с шириной лезвия менее 3 см у исследователей нет.
Помимо Норвегии, узколезвийные скрамасаксы этого времени найдены в Бирке, на Готланде, в Финляндии, Эстонии и Латвии где являются франкским по происхождению наследием эпохи Меровингов [Arbman, 1940. табл VI, 5; 3, с. 63, табл. X, 5; 4, табл. ХIII: 1, с. 160, сноска 2; 5, с. 393, 494; 6, с. 18, 19,рис. 15: 1-5; 7, с. 240-242; 8, табл. 55: 25, 60: 28, 64: 16].



Скандинавское происхождение этого вида оружия в Древней Руси несомненно. Все десять ранее найденных на древнерусской территории ножей происходят из богатых дружинных курганов. Два из них, датируемые второй половиной X в., обнаружены в Юго-Восточном Приладожье. Остальные, относящиеся к X в., встречены: четыре в Шестовицком могильнике, по одному в Михайловском могильнике под Ярославлем и Гнездове [Кирпичников А. Н., 1966, с 102], а также на некрополе Херсонеса [Колесникова Л. Г., 1975, с 265-267, рис. 1а].
По внешнему облику к нашему экземпляру ближе всего стоит скрамасакс из кургана 145 Шестовицкого могильника [Блiфельд Д., 1977., с 189, табл. XXXVIII: 6]. У него тоже загнут конец черешка и практически та же ширина лезвия - 2,4 см. Однако он длиннее псковского - 51 см, из которых на лезвие приходится - 42 см. -Нахождение в Пскове столь редкого атрибута северной дружинной культуры свидетельствует о несомненном присутствии в нем в X в. скандинавского этнического компонента и включении города в систему трансевропейских культурных связей.
Других находок, кроме двух трупосожжений, курган не содержал.
Из статьи мы видим, в 1985 году был найден в Пскове скрамасакс. Это франкский боевой нож. Франкское оружие было очень популярно в Европе. Его покупали, вывозили, копировали. В том числе вывозили русские купцы и на Русь. Естественно, что находки этого оружия были и в других странах. Артемьев пишет : «Помимо Норвегии, узколезвийные скрамасаксы этого времени найдены в Бирке, на Готланде, в Финляндии, Эстонии и Латвии где являются франкским по происхождению наследием эпохи Меровингов».  Очевидно, что из-за того, что оно было широко распространено по Европе оно не является этническим маркером, позволяющим определить национальную принадлежность погребенного. Если в погребении археологи находят скрамасакс, это еще не означает, что владельцем скрамасакса был скандинав, также точно, как и то, что сделан он в Скандинавии или скандинавами привезен. Но что заявляет Артемьев.
Оказывается «Скандинавское происхождение этого вида оружия в Древней Руси несомненно». Как он это устанавливает? «Все десять ранее найденных на древнерусской территории ножей происходят из богатых дружинных курганов».  Вот и все доказательства! Другими словами, если погребение дружинника богатое, то оно скандинавское. Откуда это следует совершенно не понятно. Есть масса примеров, богатых славянских погребений.
Затем, если даже предположить, что в этих погребениях, где были найдены скрамасаксы, были другие вещи, которые позволяют однозначно утверждать, что там погребены скандинавы, то, какое отношение это имеет к данной находке? Что
славянский дружинник не мог носить скрамасакс? Очевидно, что вполне мог. Само наличие скрамасакса в данном случае никак не доказывает, что погребение скандинавское. Обратите внимание, в погребении ничего кроме этого скрамасакса
не нашли. Артемьев пишет  в самом конце: «Других находок, кроме двух трупосожжений, курган не содержал».  Другими словами, вообще нет никаких доказательств, что погребение скандинавское.  Но и о доказательствах того, что остальные десять тоже принадлежат скандинавам Артемьев особо, как вы видите, не распространяется. Тем не менее, он уверенно заявляет о несомненности скандинавского происхождения  скрамасакса, тем самым как бы подталкивая и к выводу, что погребенный человек был скандинавом.  Это типичная подгонка археологического материала, под определенные теории. В данном случае Артемьев занимается подгонкой археологических данных под теорию норманнизма. Это вопиющее безобразие, творящееся в отечественной науке, когда так неприкрыто занимаются подтасовками и подгонками.

норманнизм, История России, Скрамасакс из Пскова, Рюрик, Варяги, Древнерусское государство, Русь, антинорманнизм, Славяне, Варяги и Русь

Previous post Next post
Up