50 лет в 2020 - на растяжке между мирами

May 30, 2020 15:53

Пару своих комментов вывел в пост. Источник ЖЖ моего френда: дедов ежедневник с вклеенными в него вырезками из советской прессы

- Наткнулся я на артефакт - дедов ежедневник с вклеенными в него вырезками из советской прессы (года 60-е), с анекдотами. Почитал и удивился, зачем эту ерунду вырезать и клеить на странички? Может чего я не знаю и какой-то смысл (между строк, контекст) мне не доступен? Не смешно нисколько, скорее глупо. Вот как взять какой-нибудь современный бумажный журнал "Тёщин язык" или "Зятёк".

- На счёт деда - это ты зря. Человек живущий в мире информационного изобилия, не поймёт что такое мир информационного дефицита. Я тоже делал вырезки из журналов, статей, картинок и замёток. Это сейчас можно все это сфоткать на айфон и никогда не смотреть )) и поэтому никто этим и не занимается. А культура анекдотов в ссср это ключ к центру внимания и любимцу общества. Новый анекдот это способ вхождения в любую новую и старую компанию на позитиве.

- В 60-е ему уже было за 40 и вряд ли он собирал анекдоты чтобы ими делиться. Похоже, что они нравились ему. И вот это странно. Т.к. с одной стороны он любит поэзию Саши Чёрного, знает огромное количество хороших стихов наизусть, с другой - в доме осталась масса крайне посредственных советских книжек про подвиги. Большую часть книг со столь низким уровнем повествования я читать не могу, сразу по тексту понятно. Зачем эти книжонки покупались? От скуки? От того, что ничего другого купить было нельзя? Интеллектуальный уровень советской интеллигенции можно увидеть сегодня взяв в руки книги Стругацких или послушать на том же ютубе живые выступления Андрея Тарковского. Да тот же БГ на которого в 80-е молились. Дефицитно, похоже, здесь было всё, если такие мыслители имели огромную славу.

У меня закрадывалась мысль, что мы интеллектуально растём, но в то же время, я всегда вспоминая своё детство считал, что падаем (сколько книг раньше люди читали!). Когда я приходил к дедушке в гости, он у меня на глазах вырезал из бумаги замок, клеил и получалась игрушка. Такого не смог бы сделать ни папа, ни я. В шахматы, карты, бильярд и теннис его было не переиграть. И в то же время сейчас я вижу много легкомыслия, не было ответственности перед детьми и внуками. Такое впечатление, что люди жили для себя (ездили на море, в санатории), а о детях не думали. Вроде как сами во всём разберутся (и всем обзаведутся). С другой стороны, с определённого возраста, люди в массе, похоже, перестают думать о ком-то кроме себя. И даже о своих детях не думают. Эгоизм, мне кажется, был очень распространён в советском обществе. Люди жили себе в удовольствие. По советским мультфильмам видно, что уже с начала 80-х их уровень падает. Катастрофически. Лучшие мультфильмы это 60-е, 70-е года.

Самиздат, который также сохранился от дедушки, сегодня выглядит очень ущербно. Сейчас легко можно купить эти книги (и они никому не нужны), а тогда это всё набиралось на каких-то жутких машинках или первых ЭВМ. Читать это сейчас - сломаешь глаза. И вот чем был ценен СССР, тем что всего было мало? Тем, что многого не знали? Да, в этом есть определённая ценность, когда магнитоальбом заслушан до дыр, а любимое кино разошлось на цитаты. Цветное фото из журнала шло на вырезки и крепилось либо на кульмане, либо на стене, либо в альбоме. Бережное отношение и экономность это всё конечно оттуда, корнями из советской бедности. Но сохранять стоит достойное! И вот к этому у меня возникают вопросы.

- Легкомысленность - а почему бы и нет? Государство заботилось )) И о детях и о стариках. Не сравнить с 90-ыми..

Книги о подвигах? Я и сам их читал. В них тоже были живые искры человеческого опыта - вершины духа! А не вершины торгашества и продажности.

Самиздат у меня до сих пор пара книг. Так и остались для меня непревзойдёнными источниками - не сравнить с уже изданными теми же книгами, которые я позже купил, но читать их не хочется. А эта подшивка ксерокопий до сих пор прикасаюсь как к реликвии и как к скрижалям с особым доверием к содержимому. Как откровения. А не коммерция.

Сегодня 99% того что мы читаем написано чтобы заработать на читателях - втерев им какую то дичь и превратив в потребителей какого то продукта. А раньше писателю хватало гонорара за то, что он честно поделился информацией. Сегодня задача сделать из читателя и зрителя (на ютубе) - покупателя, а не научить его чему то полезному.

А ссср был ценен тем, что не пускали сюда этот информационный шлак, о котором я выше написал. Поэтому литература доходила или научная или классика художественная. И без этой пропаганды чуждого образа жизни... Ирония в том, что через самиздат распространялось именно то, что и составляло эту самую пропаганду чуждых СССР ценностей и идеологий. Те самые книги в самиздате которые повлияли на меня: Ошо, Дзен тексты от Судзуки, книга Брюс Ли, трактаты по сексуальным практикам, практики медитаций, Карате, Йоге и стихи Высоцкого.. Через самиздат тексты получали ещё и заряд доверия к тому, из чьих рук ты их получил.

- Эти книги про подвиги воспитывали в людях самопожертвенность. Делали из своего читателя человека идейного, идеалиста, наивного романтика. Но реальная жизнь очень отличалась от этого. Я всё-таки за то, чтобы жизнь знать. Конечно, люди, которые не столь меркантильны мне очень нравятся и общаться с ними приятно. А вот циничные реалисты..

Но, я всё-таки против того, чтобы человек обманывал себя, себя постоянно в чём-то убеждал. Глазами видел одно, а убеждал себя в другом. Просто получается, что вот этот наивный и не понимающий жестокую жизнь человек получается жертвой. Везде он жертвует собой, кто-то им манипулирует, кто-то эксплуатирует, использует. Он и рад служить людям во имя всего хорошего. И не помышляет о том, как сам кого-то о чём-то попросит, в чём-то ущемит и т.д. У меня папа такой, он всех в автобус пропустит и последним войдёт, хоть придёт и первым. И стоять будет, не сядет. И жалко ему людей, даже тех, кого жалеть не стоит.

- Почему же? Если бы все были идейными романтиками, то реальность была бы именно такой как она учит.. Я тоже всю жизнь учился зубы и цинизм наращивать. Но это вызывает все равно внутренний диссонанс.

Фромм гуманистический психолог и неофрейдист же не зря был марксистом. Он верил что «быть» важней чем «иметь». СССР на словах стремился к тому же. И кто этим словам поверил - таковым и был.

Мне кажется именно в этом диаметральное отличие идеологий ссср и - снг до и после. Ценности гармоничного развития личности против ценностей рыночного успеха. Мотивация должна быть ради проявления творческого начала или ради материальных благ?

Но все не могли быть творцами - оставалась и скучная работа. ИИ возможно приблизит этот время и эти ценности - тк он эту скучную работу возьмёт на себя, и останется только творческая..

Но пока что 90% людей лучше замотивированы ценностями потребления. А потребление всегда эгоистично. Творчество же предполагает это для людей, а не для себя. Радость только в этом - для других и получения благодарности!

Добавлю на счёт творчества. Творец творит из себя из своей потребности. И далеко не всегда это находит отклик снаружи от других. Многие его не понимают.

Радость творчества это два момента: выразить своё, и получить понимание и одобрение окружающих. Поэтому Инстаграмм так успешно - простой творческий акт и лайки в ответ. Одобрение окружающих это обратная связь для творца которая управляет этим процессом и самим творцом. Творец может учитывать обратную связь, но если будет слишком прогибаться под вкусы толпы - погибнет как творец. Станет ремесленником.

Вот в этом конфликте и заключается точка развития творчества и творца. Предельно выразить в творчестве себя и своё видение, своё побуждение. И при этом попасть в общественный тренд и получить признание. Одно без другого не даст счастье. А стремление к этому и составляет всю основную мотивацию творца и его счастье.

В этом конфликте и происходит развитие и творческий жизненный огонь закаляет человека! Не прогнуться и не стать слишком твердолобым и оторванным от реальных людей вокруг себя! Этот конфликт и развитие позволяет прожить более интересную жизнь, чем жизнь потребителя.

Бизнес как предпринимательство - это тоже может быть творчеством. Там наиболее предельная обратная связь от людей посредством денег, вместо лайков. Но так же велико искушение просто получать деньги, уступая вкусам толпы. Этим например отличаются фильмы жвачки сделанные ради прибыли и авторское кино... Бизнесмен как творец уступает всегда ради бабла свои идеи - потребителям, изучая их вкус, делая то, что от него ожидают, а не то, что он сам, вероятно хотел бы. В этом плане огромный респект таким как Маск который делает то, что хочет сам ))

успешный успех, ЖЖ Френды

Previous post Next post
Up