Две статьи о маленькой французской фирме, выпускающей элитный кофе. Люди делают свое дело и делают его очень хорошо.
Хабр:
В последнее время мне часто стали попадаться статьи, где ставится знак равенства между малым бизнесом и неудачниками. Пример одной из последних подобных статей: "
Сергей Белоусов о зомби-стартапах от которых никакого толку, а избавиться жалко". Краткий смысл: если компания живет, но не развивается, то значит это провальный проект и пора переходить к новому. Я не согласен с таким направлением мысли. Не могут все компании расти и быть грандиозно успешными. И в этом нет ничего плохо. Если компания живет, это уже хорошо. Они не зомби, а просто нашедшие свою нишу компании. Малый бизнес это замечательно.
В интернете витает мнение, что если бизнес в течение нескольких лет не взлетает до небес, то это провал и пора переходить к новому. Люди, опомнитесь! Это НОРМАЛЬНО. Именно так существует 99% бизнесов вокруг нас. Оглянитесь вокруг. Вот очередной «стратапер», начавший продавать куртки на базаре и за несколько лет обзавелся только двумя палатками. И вокруг него стоят сотни таких же стартаперов. Вот сапожник открывает палатку, даже не мечтая о сети сапожных мастерских. Вот очередной человек решает открыть стопервое такси в городе.
Они все неудачники? Нет. Это люди, занимающиеся малым бизнесом. Возможно звезду с неба они никогда не получат, но, скорее всего, их жизнь намного лучше чем просиживание штанов в офисе. По крайней мере, у них больше свободы, надежды и потенциальных возможностей.
Вы скажите, что это и так всё понятно. Но нет никакого смысла делать бизнес, который останется малым. Уж если делать что-то, то с потенциальным размахом и ростом. Банальной причиной таких желаний является заработать больше, чем продавец на базаре или «таксопарк» из трёх такси.
И снова я не согласен. Малый бизнес вовсе не означает малый доход и скуку! Приведу пару примеров.
Первый из них ближе мне по духу (см.
чем я занимаюсь), хотя большинству читателей покажется не столь понятным. Есть такая компания
EdisonDesignGroup (EDG), которая занимается разработкой библиотеки для препроцессирования и синтаксического анализа Си/Си++ программ. В общем, они делают движок, на основе которого другие разрабатывают компиляторы и статические анализаторы кода. Например, на основе EDG построены анализаторы кода Parasoft и Coverity. Также люди этой компании оказывают существенное влияние на развитие стандарта Си++.
Вы думаете это целая корпорация? Ничего подобного. Не знаю, есть ли у них вспомогательные сотрудники, но судя по
этой странице, у них всего 5 человек!
При этом, их клиентами являются крупнейшие компании, а сами они во многом задают вектор развития языка Си++. Вот такой вот малый бизнес.
Теперь другой, более наглядный пример. Не так давно Алекс Экслер описал жизнь фабрики элитного кофе
TorrefazioneCaffeLelli. Пересказывать не буду, а предлагаю познакомиться с оригиналом:
Фабрика элитного кофе.
Самое важно для нас в статье следующее:
На вопрос, куда делся народ, Леонардо очень просто объяснил, что здесь работают только он (на обжарке) и его сестра (фасовка). Когда заказов слишком много, они нанимают еще пару человек - на упаковку. Но обычно работают вдвоем.
Вот тебе и семейный бизнес. Фирма довольно известная, делает замечательный продукт, но там реально работают только три человека - Леонардо, его сестра и секретарша на телефоне, все!
Кто-то скажет, что они молодцы, но это скукотища, день изо дня жарить, упаковывать и продавать кофе. Ничего подобного:
Леонардо лично ездит по кофейным плантациям всего мира (он сам сказал, что некоторые из таких поездок были весьма экстремальными) и подбирает там поставщиков кофейных бобов для своего продукта.
А процесс обжарки вообще является творческим процессом, требующий экспериментов с разными сортами кофе и их множественными дегустациями. Чем это не инновационные исследования?
Выводов никаких делать не буду, но надеюсь, смог показать картину под другим углом зрения. Иметь несколько углов обзора на что либо полезно в любом случае. Спасибо за внимание. И успехов в любых начинаниях.
И оригинальная статья у Экслера:
Во второй половине дня нашего пребывания в Болонье нас повезли на фабрику элитного кофе
Torrefazione Caffè Lelli. Обещали показать, как делается высококачественный и дорогой кофе. Я себе сразу представил огромные цеха, ряды гудящих машин по обжарке кофе, миловидных обжарщиц, трудолюбивых перетаскивателей упаковок, ну и все такое.
Приехали, нас сразу пригласили в разговорную-дегустационную. Встречал нас сам Леонардо Лелли - основатель фирмы (она была создана в 1996 году), и он на фирме выступает в трех главных испостасях: по всему миру ищет поставщиков высококачественных кофейных бобов, он устанавливает параметры обжарки кофе различных марок, ну и он же является продавцом этого кофе.
Вообще по профессии он дегустатор - оценивал качество пищевых продуктов и напитков (в том числе - кофе). Потом в какой-то момент понял, что его главное призвание - кофе, после чего стал им заниматься по полной программе, основав фирму.
Леонардо лично ездит по кофейным плантациям всего мира (он сам сказал, что некоторые из таких поездок были весьма экстремальными) и подбирает там поставщиков кофейных бобов для своего продукта.
Самое сложное в этом деле, рассказал он, понять, как дегустируемый на плантациях кофе будет вести себя при различной обжарке (различный уровень обжарки - различные характеристики), при приготовлении в турке, френч-прессе, бытовой кофемашине, промышленной кофемашине.
Процесс дегустации обычно проходит примерно так.
После того как канал поставки налажен, приходит черед обжарки. Это тоже дело очень и очень тонкое. Обжарка производится вот в этой машине.
Однако зерна обжариваются не на прямом огне, а сильно нагретым воздухом - так они обжариваются значительно более равномерно. Для каждого сорта кофе - свой режим обжарки, который Леонардо подбирает экспериментально, тестируя различные варианты.
Так как фирма Леонардо предоставляет особо качественный продукт (в числе его клиентов известные рестораны и магазины с элитными продуктами), заранее ничего не обжаривается - обжарка делается под конкретные заказы и от обжарки до поставки проходит буквально несколько дней.
Вот все его продукты, выпускаемые на данный момент.
Мы пробовали часть из них, приготовленных как на промышленных кофемашинах, так и на бытовых.
В обоих случаях кофе был вкуснейший, а вот чем он отличался - я не могу сказать, я не такой спец.
Потом нас повели показывать производство - цех, где делается обжарка и упаковка. Я уже предвкушал увидеть картину тяжелого капиталистического труда наемных работников, но цех выглядел вот так.
На вопрос, куда делся народ, Леонардо очень просто объяснил, что здесь работают только он (на обжарке) и его сестра (фасовка). Когда заказов слишком много, они нанимают еще пару человек - на упаковку. Но обычно работают вдвоем.
Вот тебе и семейный бизнес. Фирма довольно известная, делает замечательный продукт, но там реально работают только три человека - Леонардо, его сестра и секретарша на телефоне, все!
Леонардо нам еще очень интересно рассказывал о различных тонкостях отбора и обработки кофе, но я из этого, если честно, мало что запомнил. Хотя отметил, что в производстве кофе многие вещи очень похожи на производство вина - деление областей выращивания кофе на определенные регионы (терруары) и так далее.
Ну и вот конечный продукт.
Классная фирма, никогда таких не встречал. Я реально думал, что там здоровенное производство. А это, оказывается, маленький семейный бизнес.
Ссылки
хабр и
экслер,
www.caffelelli.com