О разуме и чувствах

Dec 06, 2016 08:36



Искусственный интеллект развивается гораздо стремительнее, чем можно было ожидать еще пару лет назад. Став за эту пару лет многократно эффективнее, проще и дешевле, он уже делает многие "сугубо человеческие" вещи намного лучше, чем человек: читает слова по губам, ставит диагноз по рентгеновскому снимку и т д.

Нет сомнений, что вследствие этих впечатляющих успехов инвестиции в развитие искусственного интеллекта многократно увеличатся, и он превзойдет нас в большинстве видов деятельности не через 30-40 лет, как представлялось еще совсем недавно, а уже лет через 10-15.

Означает ли это, что к середине 2020-х годов появится синтетический эквивалент человеческой психики?



Не означает.

Прежде всего - потому, что у развиваемого сегодня искусственного интеллекта отсутствует то, что делает нас людьми.

У него отсутствуют чувства.

Мир наших чувств необъятен. Слушаем ли мы музыку, беседуем со знакомым, любуемся нарядами, гладим котенка или просто смотрим в окно, мы испытываем непрерывный поток чувств самого разного характера и степени сложности. Подобно ветру, дующему в паруса корабля и приводящему его в движение, наши чувства заставляют нас стремиться к множеству вещей или, наоборот, избегать их, заниматься множеством дел или, наоборот, уклоняться от них. Чувства могут быть простыми, как зубная боль или вкус сахара - или глубокими и сложными, как те, что просыпаются в нас при звуках любимой музыки или в общении с любимым человеком.

Человек, в отличие от искусственного интеллекта, - это не просто калькулятор, способный по команде извне быстро решать сложные интеллектуальные задачи, но прежде всего - личность, наделенная самостоятельными чувствами, побуждающими её к самостоятельным действиям.

Сегодняшний же искусственный интеллект - лишь бесстрастный логический инструмент в наших руках.

Вместе с тем, очевидно, что со временем начнет возникать все больше сфер деятельности, в которых необходимость согласования решений с человеческим пользователем будет основным фактором, сдерживающим эффективность искусственного интеллекта. По мере роста сложности и многоплановости решаемых искусственным интеллектом задач объективная потребность в наделении искусственного интеллекта качествами не пассивного инструмента нашей воли - но самостоятельной зрелой личности - будет все больше возрастать.

На сегодняшний день вообще непонятно, как к подступиться к моделированию человеческих чувств. Ведь их субъективное переживание глубоко уходит корнями в психофизиологию - дыхание, кровообращение, сердцебиение, терморегуляцию, двигательную активность, сокращения гладких мышц, сужение и расширение сосудов и капилляров, болевых ощущений. В отличие от чисто логических понятий, реализованных на уровне нейронных связей, в реализацию мира наших чувств активно вовлечены гормоны, являющиеся естественными психотропными веществами. Вдобавок, мы не можем наблюдать чьи-то чувства напрямую. Наблюдению доступны лишь внешние их проявления.

Всё, чему мы можем попытаться в подобной ситуации - это попробовать обучить компьютер имитации внешних проявлений чувств там, где это возможно (например, имитация эмоционально окрашенного речевого поведения). Но вполне очевидно, что подобная имитация будет к реальному миру человеческих чувств минимальное отношение.

Это означает, что развитие искусственного интеллекта как личности, а не только как бесстрастного орудия чужой воли, в ближайшие годы будет неизбежно идти по пути, абсолютно отличному от человеческого. И результатом этого развития будет искусственная психика, кардинально отличающаяся от нашей. Вероятнее всего, она будет значительно превосходить человеческую по эффективности - ведь она будет свободна от множества архаичных архитектурных особенностей, унаследованных нами от далеких предков, живших десятки и сотни миллионы лет назад. Но в силу этого же обстоятельства она будет в своей основе совершенно чужой. И большей части того, что составляет нашу культуру, в ней не найдется естественного места.

Если мы хотим избежать такого печального результата, нам необходимо начать всерьез задумываться над проблемами моделирования не только мира разума, но и мира чувств.

Об одном весьма кардинальном подходе к такому моделированию я в свое время написал рассказ:

https://alex-new-york.livejournal.com/18928.html

искусственный интеллект, чувства, разум

Previous post Next post
Up