Александр Куприн «Город Ош» (Гасконь, Франция)

Apr 05, 2009 18:32


Кросс-пост в france_province и myphototravel

Собираясь комментровать подборку фото с видами гасконского города Оша (Auch), я немного «погуглил». Как и ожидалось, рассказов, а тем более фото, оказалось очень мало. Но одна из ссылок привела к маленькому рассказу-очерку Александра Ивановича Куприна «Город Ош», написанному в 1931 году (в этом году Куприн был на открытии памятника Д’Артаньяну).



Рассказ, похоже, малоизвестный: во всяком случае, и на Lib.Ru, ни на «купринском» сайте его нет. Прочитав, я понял, что лучше классика про Ош я написать не смогу, а вот дополнить своими фото попробую - за 70 лет разве что быков на улицах городка изрядно поубавилось.
Полагаю, что Александр Иванович оказался в Оше в нелучшие дни своей жизни, поскольку рассказ довольно пристрастен к городу и его обиталелям.
v

Первое впечатление - Могилев на Днепре. Та же длинная, широченная, пыльная улица, обсаженная по бокам старыми, густолиственными, темными вязами. Так же жители идут не по сомнительным тротуарам, а посредине мостовой. Те же маленькие серо-желтые дома и ничтожные лавчонки.



В центре площадь. На дощечках она значится Верденской, но это - непривившаяся новость. Коренные обитатели до сих пор называют ее “Гусиной лапой” (Patte d’oie), потому что от нее пятью радиусами расходятся дороги на Тулузу, Ажен, Миранду, Тарб и в Старый город.







Много автомобилей, принадлежащих окрестным фермерам. Тяжелые грузы возят на быках. Страшно смотреть, какие огромные тяжести влечет, медлительно и в ногу, пара этих прекрасных, могучих животных, белой или светло-палевой масти, похожих на священных Аписов в своих белых попонах с голубыми каемками, в густых разноцветных сетках на массивных рогатых мордах!



Лошади здесь - большей частью серые, выводные из Тарба, как говорят,- с примесью арабской крови. Они малы ростом, но очень стройны, нарядны, горячи и неутомимы в беге. Запряженные в двухколесные лакированные желтые ящики, они мчатся по главной улице (Эльзас-Лоррен, местный Итальянский бульвар) с таким пылким усердием, так часто-часто цокая копытцами тоненьких прелестных ножек, что вблизи кажется, будто за ними не угнаться призовому американскому рысаку.

Тут любят лошадей и лошадиный спорт. В крошечном Оше, где всего тринадцать тысяч триста жителей, есть свой ипподром, и только вчера я видел стенные афиши, объявляющие о скором открытии скаковых и беговых состязаний.



Все, что в Оше есть замечательного, можно, не торопясь, осмотреть в один день. Прежде всего собор св. Марии с чудесным витражом Арно де Моля и резными из дуба хорами - изумительная работа монахов XVI столетия.







Рядом торчит вверх своими семью этажами серо-желтая четырехгранная башня с островерхой коричневой крышей - темница, куда сажали своих врагов и провинившихся вассалов графы д’Арманьяки, наследовавшие князьям Гасконским в начале XI столетия.



Есть еще крытый рынок, где по понедельникам торгуют птицей, скотом и овощами, но это также и биржа по закупке и продаже оптом. Есть музей с портретами де Лавальер, де Монтеспан и де Ментенон кисти Миньяра. Есть в разных местах пять статуй. Все эти достопримечательности находятся в старом, нагорном городе.



Между старым и новым городами, разделяя их, не протекает, а стоит речка Жер с зеленой густой и грязной водой. Вот, кажется, и все.





Я приглядываюсь к жителям Oшa (les Auchescains, как они сами себя называют) вот уже почти месяц, но чувствую, что одно из двух: или мне не удается найти ключа к душе заглохшего древнего города, или ключ этот давно уже потерян.

Я нахожусь в столице Генриха IV, в центре Гаскони; в самом сердце поэтической, воинственной, остроумной, пылкой, славной страны; на родине Монтлюка, Рокелора, Бирона, д’Артаньяна, Сирано де Бержерака и других храбрых, но бедных гасконских кадет, воспетых Саллюстием де Барта, Александром Дюма и Эдмондом Ростаном. Где же хоть отзвук, хоть легкая тень прежней жизни - такой богатой и блестящей? Не съели ли ее, как многое другое, столь прекрасное издали - порох, книгопечатание, революция, железная дорога и готовая пиджачная пара со штатами навыпуск?



Жители Оша степенны, терпеливо-любезны, когда к ним обращаешься с вопросом или за указанием. Никогда не торопятся, скупы на жесты. Есть на всем городе тонкий налет меланхолической задумчивой усталости. Изредка, когда я желаю доброго дня почтенному, пожилому буржуа, я слышу в ответ старомодное и четкое:

- Je vous salue, mon sieur…

Это звучит очень веско: “Я вас приветствую, мой господин”; не хватает только для круглости фразы: “…в моем добром городе Оше”.

Днем очень мало людей на улицах и почти совсем нет их в лавках. Только старые женщины - все в черном, в черных шляпах или косынках - сидят на порогах домов и быстро мелькают вязальными спицами, озирая вскользь каждого прохожего. Но по вечерам, когда спадет жара, посвежеет и потемнеет воздух и зажжется электричество,- на главной улице начинается тоже гулянье взад и вперед молодежи, как это бывает и в Коломне, и в Устюжне, и в Петрозаводске. Девушки одеты по-парижски, черноглазы, с прекрасным цветом лица и очень милы. А на освещенных верандах кафе, под платанами, мужчины солидно тянут свои аперитивы, большей частью - когда-то знаменитый арманьяк, подлинный секрет которого давно утерян.



На верандах редко увидишь канотье или фетровую шляпу. Преобладает баскский берет, туго и крепко облепляющий всю голову, с пипочкой наверху - для снимания перед сном. Этот берет очень низко надвинут на лоб, почти закрывая его, что еще больше подчеркивает внушительность знаменитых гасконских носов. Когда, сидя на веранде, я вижу вокруг себя эти загорелые лица, жесткие черные усы, выразительные глаза, большие серьезные носы и слышу непонятный мне местный говор,- я воображаю себя в садике тифлисского духана.

В маленьких кабачках иногда поют хором и - представьте,- к моему удивлению,- не только на три голоса, но и стройно. До сих пор я привык к тому, что во Франции поют все в унисон и каждый фальшиво. Но уже давно известно, что у южан два пристрастия: музыка и чеснок. Могу свидетельствовать о том, что ошский чеснок обладает особенно острым и сильным ароматом, и когда им благоухают нежные женские уста, слегка затененные прелестным пушком,- это выходит совсем трогательно.



Конечно, я могу ошибиться, но мне кажется, что в этом плоском, скучном, невыразительном, сонном городе нет ни местной кухни, ни национального костюма, ни легенд, ни старых обычаев и танцев.

Память о славном прошлом вся ушла на ту сторону Жира, в Старый город, куда надо подняться или на сто семьдесят пять ступеней так называемой “монументальной” лестницы, или в обход, кривыми горными улицами.



Там, как на блюдечке, стояла когда-то грозная крепость со стонами саженной ширины, с башнями, амбразурами и бойницами, господствуя над всей доступной взору окрестностью. Теперь от этой былой мощи остались лишь молчаливые полуразвалины, кое-где реставрированные, кое-где заслоненные новейшими однообразными домами; желтыми, плоскими, без карнизов и балконов, казарменного типа.





Сверху вниз, путаясь между собою, бегут узкие крутые улочки, носящие странное название “les Pousterles”, а по-итальянски “pusterla”.



Это слово, видоизменившись, перешло и в современную фортификацию под названием “la poterne”, потерна, что означает подземный ход. Когда-то эти улицы, иные в ширину не больше человеческого размаха, а крутизною круче сорока пяти градусов, крытые и замаскированные, служили ходами сообщений, хранилищами припасов и путями для вылазок. И несомненно, по этим потернам на головы атакующего врага скатывались огромные камни, лились потоки горячей смолы и расплавленного свинца.



Я заворачиваю вдоль каменного невысокого парапета и еще издали вижу синюю дощечку с надписью: “Старая потерна”. Спуск этой узкой улочки так стремителен и резок, что у меня мутится в голове и слабеют ноги. В то же время я с несомненной ясностью вспоминаю, что когда-то, давным-давно, в позабытом ли с снe или в отдаленной прошлой жизни, я так же стоял на гребне этой кручи, прежде чем спуститься в нее, и что тогда душа моя была вся скомкана и раздавлена тягчайшей болью и злым унынием. Я знаю, что тогда я все-таки сошел вниз, преодолев свои колебания, а теперь… смогу ли?



Но я и теперь пересиливаю минутную робость. Упираясь рукою в стены крошечных серых домиков, цепляясь за подоконники, я медленно сползаю вниз. Мне кажется, оставь я эти каменные опоры - я сейчас же покачусь безудержно, стремглав вниз через голову и боком. А двое детей лет четырех-пяти беззаботно играют посредине улицы!



Так доползаю я до низу. Стоя уже на ровной почве, оглядываюсь назад. Отвесные стены улицы сходятся наверху в одну точку. А выше - зубцы шпиля и жуткая башня крепости. Страшновато.



Да, здесь когда-то жили люди железной воли, великой храбрости, жестокого веселья. Не они ли, украсив французскую историю военными страницами, исчерпали силу народного духа и пламень народной крови. Пусть гасконский крестьянин ест себе на здоровье свою воскресную курицу, но из гасконских городов выветрилась поэзия!
v

PS Прошу извинить за завал вертикалей на некоторых снимках и пустое небо - оно и правда большей частью было таким
.

Дополнительно в словах и фото о городе Оше и нравах и обычаях его обитателей:
Праздник мушкетеров на родине Д’Артаньяна

Запись опубликована almapater.ru. Please leave any comments there.

Фото, Путешествия, прочитанное, Франция, Гасконь

Previous post Next post
Up