Катастрофа 24.10.1960. Запись с автоматической кинокамеры
Ровно 50 лет назад на Байконуре
произошла катастрофа: во время подготовки к первому пуску МБР Р-16 24 октября 1960 года на стартовой площадке произошел взрыв, заживо сгорели, по разным данным, от 74 до 126 человек, в том числе первый главком ракетных войск маршал артиллерии Митрофан Неделин, 53 человека получили ранения и химико-термические ожоги разной степени, в том числе главный конструктор ракеты Михаил Янгель. Официальную версию трагедии рассекретили только в 1995 году, спустя 35 лет после катастрофы: основной причиной
явилось грубое нарушение мер безопасности, у ракеты запустился двигатель второй ступени. Струя раскаленных газов прожгла топливные баки первой ступени, после чего воспламенившееся топливо выплеснулось на стартовую площадку в радиусе более 100 метров.
В тот же день 24 октября 1963 года во время испытаний межконтинентальной баллистической ракеты Р-9А после проведения заправочно-сливных операций возник пожар в шахте пусковой установки (ШПУ). Почти никто из находившихся в шахте не спасся, погибли и те, кто пытался прийти им на помощь. Всего погибли восемь человек.
В день памяти ракетчиков 24 октября на космодроме Байконур полностью прекращаются все работы с ракетами-носителями и космическими аппаратами.
Неделин, Митрофан Иванович (1902-1960) - Главный маршал артиллерии, командующий РВСН
Эти печальные события оживили в памяти
автобиографическую повесть астрофизика Иосифа Шкловского «Эшелон», где пересказывается один поучительный случай с маршалом Неделиным и другом Шкловского - академиком А.Д.Сахаровым.
<
>
Это случилось летом 1953 года. На далеком от Москвы полигоне было взорвано первое термоядерное устройство - за несколько месяцев до аналогичного американского «эксперимента». Можно себе представить восторг, гордость и энтузиазм участников грандиозного свершения. До старой традиции срочно был организован роскошный банкет на уровне ученых и военных, обеспечивавших организацию работ. Государственная комиссия еще официально не приняла будущую водородную бомбу.
За большим банкетным столом всеобщее внимание привлекали два героя торжества - Митрофан Иванович Неделин - генерал, главный начальник на объекте, признанный тамада, и молодой физик, внесший решающий вклад в осуществление эксперимента, Андрей Дмитриевич Сахаров. Он тогда еще не был даже доктором наук (по причине недосуга), но к концу того далекого от нас 1953 года будет академиком. В тот летний вечер Андрей был на положении именинника.
Банкет начался, и тамада предоставил первое слово имениннику. Тот поднялся и сказал: «Я подымаю свой бокал за то, чтобы это грозное явление природы, которое мы наблюдали несколько дней тому назад, никогда не было применено во вред человечеству!» Его тут же перебил тамада (имеет право!) и в балаганно-ернической манере стал рассказывать сидящим за столом старую русскую солдатскую байку о том, как некий священник (проще говоря, поп), отходя ко сну, стоит перед находящейся в опочивальне иконой Божьей Матери, между тем как уже легшая в постель попадья в нетерпеливом ожидании блаженного мгновенья томится под одеялом. «Пресвятая Богородица, царица небесная - молится поп, - укрепи и наставь…» Его молитву нетерпеливо перебивает попадья: «Батюшка, проси только, чтоб укрепила, а уж наставлю я сама!..»
Какой же умный человек этот Митрофан Иванович! Простой, грубый солдат, а как четко он объяснил мне взаимоотношение науки и государства! По молодости и глупости я даже не сразу его понял…» Эти слова Андрей Дмитриевич говорил мне почти ровно 20 лет спустя после описываемых событий в больнице Академии наук. А Главный маршал артиллерии и Главнокомандующий ракетными войсками стратегического назначения Митрофан Иванович Неделин в 1960 г. трагически погиб при испытании новой ракетной системы.
Запись опубликована
almapater.ru. Please leave any
comments there.