Если бы полгода назад меня спросили, что я знаю про австрийскую долину Вахау, что раскинулась в почти сотне километров от Вены вдоль излучины Дуная, то на ум пришли бы следующие факты:
- живописные ландшафты долины (и все тамошние деревни между городками Мельк и Кремс)
включены ЮНЕСКО в список всемирного культурно-исторического наследия;
- там делают вино,
очень хорошее вино, из коего мне особо был интересен сорт Gruner Veltliner (просто по факту его отсутствия «в широкой продаже» в отличие от рислингов);
- в замке Дюрнштейн (Дюренштейн, Дюрнштайн) томился
Ричард Львиное Сердце, который после взятия Акры в 1191 году пробирался восвояси, но был перехвачен коллегой по феодальным разборкам Леопольдом Австрийский, который тут же продал его соседу - императору Священной Римской империи Генрихом VI (между прочим, сынок
Барбароссы из германской династии
Гогенштауфенов немало на Ричарде нажился - на выкуп отстроил пару немаленьких городов-крепостей);
- из военной истории припомнился бы эпизод наполеоновских триумфов, бой «стремительно отступающей вдоль Дуная» кутузовской армии с дивизией маршала
Мортье коротенечко описанным графом Толстым в I томе своей нетленки, т.н. сражение при Кремсе, иначе сражение при Дюренштейне, иначе при Лойбене (кстати такое различие в названиях у историографов лишний раз подчеркивает ничтожность тамошних расстояний): эпизод из разряда «мутных» - о победе
рапортовал Кутузов («Неприятель разбит совершенно, целая дивизия истреблена, часть спаслась за Дунай на лодках»), отступление русских торжестовали французы - короче, в миниатюре случилось то, что было после Бородино.
Ну, вот главное изложил! Что же я узнал нового после того, как проехал-прошел-проплыл по условному треугольнику между Мельком, Кремсом и Санкт-Пёльтеном? А то, что погода там может преподнести редкостные сюрпризы, напрочь отменяющие все прогнозы всемирных гидр метеоцентров! «Короче, дело к ночи…»
Просмотреть увеличенную карту Домашний прожект предполагал реализацию плана, подстать наполеоновскому образца 1805 года: прокатиться на теплоходике по Дунаю и разграбить осмотреть городки по дороге. Для таких же пытливых, но более ленивых австрийская железная дорога и пароходная компания
DDSG Blue Danube предлагают т.н. комби-тикет ALL-IN-ONE TICKET TRAIN-SHIP-CULTURE (поезд в обоих направлениях, пароходик Мельк-Кремс (или обратно) и осмотр одной из культурных достопримечательностей там же), при этом декларируется 20% выгоды для туриста.
Почитав планы австрийцев по забору денег у туристов на лето 2010 года, я усомнился в 20% выгоде, обещанной комби-тикетом. В 2010 году он стоит € 46.60 (из Вены и обратно, есть еще вариант за € 32.60 от С.-Пёльтена), т.е. на двоих € 93,20. Тогда как по отдельности выходит следующее: билет
Einfach-Raus-Ticket на весь день за € 28 дает полную свободу передвижений, пароходик Мельк-Кремс € 20х2 = € 40, билет в
аббатство € 8х2 = € 16. Итого: € 84. Обещанная выгода выходит только в расчете на единичную душу. Конечно, десятка евро - ерунда, но все одно - дешевле. А может, и не ерунда, а завтрак с кофе и круассанами на двоих. Так что при условии покупки Einfach-Raus-Ticket даже на двоих лучше все покупать отдельно, при поездке же компанией до 5 человек выгода становится вполне ощутимой - и на бутылку-другую вина останется.
Комби-тикет предполагает, что из Вены вы неспешно отъедете около 10 утра, потом посмотрите аббатство в Мельке, тогда из Мелька раньше часа дня не уехать, так что в Кремсе оказаться можно только к трем (тут хитрые австрийцы намекают, что пообедать надо втридорога на борту речного «ляйнера»), так что Санкт-Пёльтен осматривать можно уже не ранним вечером, а еще и в Вену хочется пораньше вернуться… Раздельная покупка билетов дает и еще одно преимущество: ранний выезд из Вены позволяет позавтракать в Мельке, осмотреть аббатство и поспеть на
пароходик, отправляющийся в 11 часов. У предложенного решения есть одна особенность, способная серьезно осложнить жизнь путешественника местными линиями: билет Einfach-Raus-Ticket действует в будние дни только с 9 утра, а выезжать лучше пораньше (например, мы выезжали с Wien Westbahnhof в 06:54 с прибытием в Мельк в 08:08). Так что, мы подгадывали поездку на субботу, когда билет действует круглые сутки (можете рискнуть, но приход дядьки-контролера с фирменными красными полосками на рукавах неотвратим, как приход коммунизма - в семь утра в субботу он уже проверял билеты у единичных пассажиров). Расписания поездов подбираются на
сайте ÖBB.
Сайт
DDSG Blue Danube предлагает онлайн-бронирование билетов на нужную дату. К моему удивлению, введя (на пробу) случайные имя, дату и номер карты, я получил приглашение распечатать e-тикет в PDF. Последующая демонстрация листика при подъеме на борт показала, что это фигня. Как пояснил проверяющий билеты (он же там и боцман), это не более, чем резервация (непонятно чего). Когда я их ксиву показал, тут же замахал руками и отправил в кассу на борту (сам же и продал). Так что не тратьте время на пустое занятие.
Итак, весь план выглядел так:
- рано утром приехать в Мельк, позавтракать-погулять, посетить
аббатство;
- в 11 утра отплыть на борту
MS Wachau вниз по течению;
- полтора часа наслаждаться видами и кофе со сливками, а потом выйти с пароходика в Дюрштейне, осмотреть городок и развалины;
- далее направиться пешим порядком мимо памятников боям 1805 года и попутных ресторанчиков-хойригеров через Штайн до Кремса: получается не более 7 живописных км, то есть часа полтора пути без учета ресторанов; или если силы будут оставлять (или погода нелетная), проехать на поезде до Штайна-Кремса;
- от Кремса на поезде добраться до Санкт-Пёльтена, дальше по обстановке: Вена рядом, поездов много.
Забегая вперед, скажу, что план проплывания-шагания пришлось менять в середине пути: моросящий в Мельке дождик ближе к Кремсу стал дождем, а ближе к вечеру в Санкт-Пёльтене уже лило, как из ведра. Результат - легкая простуда, плата за желание получить впечатления и фото.
Несомненно, в Мельк люди едут, прежде всего, чтобы осмотреть
аббатство ордена бенедиктинцев, возвышающееся на городом. Ему мы уже уделили достаточно внимания, поэтому просто пройдемся ранним утром по его улочкам (плутать не придется: улочек в центре с трудом наберется на пальцы одной руки
). Улочки носят незамысловатые названия: к примеру, идущая вдоль холма самая старая улица названа Гауптштрассе, то бишь Главной, а от вокзала ведет Банхофштрассе, т.е. Вокзальная.
В центре Мелька высится ухоженная ратуша, перед ней - фонтан со статуей св. Коломана. Когда-то этот фонтан находился на территории Мелькского аббатства, но в 1722 г. был подарен монастырем городу Мельку (могу полагать, что монахи решили, что фонтан окажется мал для построенного просторного Прелатного двора.
Вообще-то, этот святой, погребенный в Мельке, весьма почитаем в Австрии и даже считается ее небесным покровителем. День св. Коломана отмечается 13 октября, в годовщину первого переноса мощей святого в Мельк. Он, покровитель путешественников и заступник за повешенных, сам не раз, уже после смерти совершал путешествия. О жизни св. Коломана известно крайне мало (житие было написано через 30 лет после его гибели). Считается, что он происходил из ирландского или шотландского княжеского рода, и был убит по дороге в Иерусалим 17 июля 1012 возле Штоккерау. В это время Австрия была полем войны между императором Генрихом Святым и польским князем Болеславом Храбрым. Коломан, не знавший немецкого языка, попал в руки одной из воюющих партий, был принят за вражеского шпиона, и после мученических пыток повешен на бузине, между двух разбойников. Тела преступников, по тогдашнему обычаю не были похоронены, но Коломан в течение полутора лет не подвергся разложению.
Множество чудес, которые произошли потом, заинтересовали церковь, и он был захоронен с почестями в базилике Штоккерау.
Тогдашние Габсбурги нуждались в идеологическом оформлении формирующейся Империи, и коломановские чудеса оказалась очень кстати. В 1014 году маркграф Генрих I также заинтересовался почитаемым в народе Коломаном и устроил вскрытие склепа; мощи вновь оказались нетленными. 13 октября 1014 Генрих перезахоронил их в Мельке. Маркграф Фридрих II, добивавшийся учреждения в своих владениях епископской кафедры, организовал написание Страстей св. Коломана и поощрял народный культ Коломана - национальный святой был важным подспорьем в его политике. В 1244 г. папа Иннокентий IV канонизировал святого и повелел Фридриху II отмечать день памяти Коломана по всем австрийским землям. В 1362 г. Рудольф IV выстроил над склепом в Мельке роскошное надгробие, а в венском соборе св. Стефана появилась вторичная реликвия - так называемый Коломанов камень (нем. Kolomanistein), на котором бронзовыми буквами выложена похвала святому. Коломан был единственным святым - покровителем Австрии с 1244 по 1663 (в 1663 первенство было передано Святому Леопольду). Святой Коломан - покровитель Штоккерау, Мелька и монастыря Мельк. В иконографии - изображается в обличье паломника (этот образ использован и в мелькском фонтане), нередко - с петлёй в руке. Его статуя также украшает входные ворота в аббатство.
Тут же у ратуши здание аптеки.
Гауптштрассе выведет на главную площадь, для особливо непонятливых названную Гауптплац.
Справа мы увидим приходскую церковь, считающуюся чуть не самой гармонично сложенной во всей Австрии (во всяком случае, в Мельке так считают).
Миновав аббатство, мы выйдем на придунайское шоссе: тут все пешеходные и велосипедные дорожки ведут к нескольким причалам. У одного из них нас и поджидает двухпалубный теплоходик MS Wachau.
Внутри теплоход кажется больше, чем снаружи. Но почти все столики верхней закрытой палубы уже заняты веселыми пенсионерами, привезенными в Мельк на автобусе специально к теплоходу. Они предвкушают отличный обед с вином и пивом, разговоры, воспоминания… В Кремсе эти же автобусы заберут их и отвезут домой, в Вену. Мне показалось, что в Мельке мы оказались чуть не единственными в возрасте менее шестого десятка.
Флаг и гюйс подняты, «полный вперед!», за кормой уплывает в дождь громада аббатства.
Аббатство Мельк (Австрия)
Вдоль да по речке, вдоль да по Дунаю.. (часть 2): Кремс и Санкт-Пёльтен
Запись опубликована
almapater.ru. Please leave any
comments there.