Вдоль да по речке, вдоль да по Дунаю.. (часть 2) - аббатство Мельк

Aug 19, 2010 16:21


Аббатство Мельк (Stift Melk) стоит на гранитной скале, возвышаясь над городом - его видно с любой точки.




Леопольд I, которому в 976 как маркграфу были переданы в лен земли сегодняшней юго-западной части Нижней Австрии, сделал Мельк своей резиденцией. Его наследники украшали замок бесценными сокровищами и реликвиями, но в 1089 маркграф Леопольд II передал замок монахам-бенедиктианцам из Ламбаха, таким образом был основан монастырь бенедиктианцев. С тех самых пор и по настоящее время здесь непрерывно по правилам св. Бенедикта живут и трудятся монахи. Уже в XII в. при монастыре была основана школа, начали собираться редкие рукописи, а в последствии и инкунабулы.

На Констанцском соборе было решено провести реформу бенедиктинских монастырей, и исходным пунктом этой реформы должен был стать монастырь в Мельке. Николаус Зойрингер (Nikolaus Seyringer), в прошлом ректор Венского университета, в 1418 году был направлен в монастырь Мелька следить за ходом реформы. Зойрингер привёл монашескую дисциплину в монастыре в порядок, и сделал Мельк стал этаким образцо-показательным заведением того времени, а мелькская монастырская реформа послужила началом более широкого реформирования церковной сферы. Монахи из других монастырей прибывали в Мельк, чтобы изучить опыт реформирования монастырской жизни. Монахи Мелька приглашались в другие монастыри в качестве аббатов для проведения в них изменений наподобие тех, что произошли в Мельке.



Рисунок с сайта аббатства

Расцвет аббатства приходится на начало XVIII века. Всякие реформы-перестройки всегда связаны с конкретными людьми, вдохновляющими народные массы на свершения. Для мелькского аббатства такими стали аббат Бертхольд Дитмайр и зодчий Якоб Прандтауэр. С момента своего избрания аббатом 18 ноября 1700 года тридцатилетний Бертхольд Дитмайр преследовал цель повысить религиозную, духовную и политическую значимость монастыря посредством его перестройки. Добиться поставленных целей аббат намеревался с помощью перестройки монастыря в стиле барокко. Данная миссия была поручена зодчему Якобу Прандтауэру. В 1701 году было решено заново построить монастырскую церковь, а после было принято решение к перестройке всего монастыря. Прандтауэр руководил строительством до самой смерти в 1726 году. Внутренним архитектором зданий был выбран венский оформитель театров Антонио Бедуцци. После смерти Прандтауэра его миссию перенял его племянник. И к 1736 году строительство как монастырской церкви, так и самого монастыря было по существу завершено.

Ныне большие плакаты с портретом Якоба Прандтаура, 350-летие которого отмечается в 2010 году, расставлены в залах аббатства: «Happy Birthday, Jakob Prandtauer! Dem Meister auf der Spur».



Дальше жизнь аббатства текла ни шатко, ни валко. Уже в 1738 году монастырь охватил новый пожар, который уничтожил почти все крыши, обе башни и некоторые внутренние монастырские помещения. К 1746 году все последствия пожара удалось ликвидировать. Монастырь теряет земли, вынужден продавать сокровища, облагается налогами, ветшает… В конце XIX века при аббате Александре Карле монастырь возвращает себе былое влияние в регионе. В начале XX века в монастыре были сооружены современные системы канализации, водоснабжения, а также проведено электричество. Также была проведена реставрация зданий. Относительно спокойно аббатство пережило обе мировые войны, период нацизма и послевоенной оккупации. С 1978 г. в монастыре проводились реставрационные работы, и сейчас он предстает во всем своем великолепии.

Портал монастыря был сооружен в 1718 г., он окружен двумя бастионными укреплениями, справа и слева от въезда установлены статуи св.Леопольда и св.Коломана, въездные ворота увенчаны звездой. Через портал можно попасть в Привратный двор, справа расположена башня, часть укрепительного сооружения эпохи Бабенбергов. Из Привратного двора через ворота можно попасть в Прелатный (внутренний) двор, длина которого 84 м, ширина 42 м (т.е. соотношение сторон 2:1). В центре двора раньше находился фонтан св. Коломана, который в 1722 г. был подарен монастырем городу Мельку, и в настоящее время его можно увидеть на ратушной площади. С XIX в. в монастырском дворе находится фонтан, перевезенный из закрывшегося монастыря Вальдхаузен.
















Со двора можно (и нужно) войти в зал св. Бенедикта, в котором располагается касса музея. Входной билет для взрослого стоит 7,70 евро и дает право посетить музей, террасу с видом на город, библиотеку, церковь и монастырский парк. В юго-восточной части двора расположена арка, через которую можно пройти во внутренние галереи, к церкви и Императорской лестнице.




На втором этаже начинается Императорская галерея протяженностью 196 м, на стенах которой размещены портреты австрийских императоров - Бабенбергов и Габсбургов.







Помещения, прилегающие к галерее, были предназначены для размещения императорского двора, покои императора находятся к западу от лестницы - сейчас в них сейчас размещены экспозиции музея аббатства «Unterwegs vom Gestern ins Heute - Stift Melk in Geschichte und Gegenwart«. («Путь из прошлого в настоящее - история и современность монастыря Мельк»). Выставка рассказывает о монастыре, его истории и современной жизни. Несмотря на то, что в XVIII-XX веках монастырь утратил множество шедевров (часто проданных за долги, как проданная в 1926 году Библия Гутенберга), в музее демонстрируется уникальные церковные скульптуры, иконы, портреты, принадлежащие монастырю.













Одна из комнат украшена барельефами человеческой фигуры, словно проявляющимися из камня. Прямо поверх фигур на белых стенах демонстрируется любопытное как по содержанию, так и по техническому исполнению, видеошоу о настоящем дне монастыря. Его главными героями выступают дети - воспитанники школы-интерната при монастыре. Она известна с XII века, сейчас в ней учатся почти тысяча учеников, углубленно изучающие языки (включая древние), изобразительное искусство, музыку и естественнонаучные дисциплины.




Вслед за императорскими апартаментами галерея выводит к Мраморному залу и библиотеку, соединенными террасой Альтана с великолепным видом на долину Дуная и на западный фасад монастыря.

Великолепный Мраморный зал был задуман для приема гостей во время торжеств, а также служил столовой для членов императорской семьи.



На потолке зала фрески Пауля Трогера (1731 г.), изображающие Афину Палладу и Геракла - символы мудрости и силы. Фрески символизируют власть правившего тогда императора Священной Римской империи Карла VI, последнего из Габсбургов по прямой мужской линии, и идеалы Габсбургской династии, состоящие в системе «сдержек и противовесов»: необходимого руководства (Геракл, умертвивший Цербера) и соизмеримой умеренностью (Афина Паллада на колеснице, запряженной львами). Архитектурная живопись вокруг потолочных фресок Трогера принадлежит Гаэтано Фанти.







Стены зала оформлены гипсом под мрамор, но дверные вставки и насадки над дверями сделаны из розового зальцбургского мрамора. Надписи над дверями - цитаты из заповедей св. Бенедикта: «Hospites tamquam Christus suscipiantur » («Гостей должно принимать, как Христа») и «Et omnibus congruus honor exhibeatur» (Всем надлежит оказывать подобающую честь), указывают на назначение зала.







Порывы ветра с дождем мешают открыть дверь, ведущую на террасу Альтана, обращенную к Дунаю и соединяющую Мраморный зал с монастырской библиотекой. Отсюда открывается великолепный вид на Дунай, долину, а также на исторический центр города Мельк: сквозь изморось видна приходская церковь, почта, построенная в стиле классицизма, остатки городской стены. Справа - мелкая протока Дуная, основное русло - правее, за «зеленкой».




За спиной смотрящего в сторону бескрайнего дунайского простора фасад монастырской церкви св. апостолов Петра и Павла. Церковь считается одной из самых красивых в барочном стиле и давно стала символом города Мельк. Церковь имеет 5 колоколов, которые были отлиты в 1735 году. Один из колоколов весит 7480 кг, что делает его самым большим колоколом Нижней Австрии. На фасаде фигуры Христа, небесного воинства, Петра и Павла с каноническими атрибутами - ключами от Царствия Небесного и «мечом духовным, который есть слово Божие».







Вторым по значимости после церкви помещением монастыря является библиотека. Прекрасное художественное оформление библиотеки свидетельствует о большом уважении монахов к этому помещению.




Потолочные фрески Пауля Трогера (1731-1732 г.) - символическое изображение веры в противоположность светским сценам Мраморного зала. В центре расположена женская фигура, аллегория веры, которая держит книгу за семью печатями, ягнёнка и щит с голубем. Она окружена четырьмя группами ангелов и аллегорических воплощений добродетелей: мудрость, смелость, благоразумие, справедливость.




Четыре деревянные скульптуры, размещенные по бокам от дверей, являются изображением четырех факультетов: теологии, философии, медицины и юриспруденции.



На сегодняшний день в 12 помещениях библиотеки находится 1888 рукописей и 750 инкунабул (первопечатных изданий до 1500 г.), 1700 произведений XVI в., 4500 - XVII в., 1800 - XVIII в., что вместе с более поздними изданиями составляет 100 тыс. томов. В большом помещении библиотеки находится около 16 тыс. изданий, тематически упорядоченных. В маленьком помещении библиотеки находятся преимущественно исторические труды XIX в.




Великолепно украшенная винтовая лестница в стиле рококо ведет на верхний ярус библиотеки и в церковь святых Петра и Павла. Маленькая хитрость - зеркала, размещенные на потолке и внизу, превращают относительно небольшую лестницу в бездонный колодец. Фигурка, вытянувшая где-то в глубине руки с фотоаппаратом - мое отражение.




Монастырская церковь апостолов Петра и Павла - это кульминационный пункт экскурсии по монастырю, прекраснейшее помещение в стиле барокко.




Знаменитые мастера участвовали в ее художественном оформлении создали настоящий шедевр во славу Господа: Антонио Бедуцци (архитектура интерьера, эскизы для фресок), Йоханн Михаэль Роттмайр (фрески, иконы), Пауль Трогер (иконы), Джузеппе Галли-Бибина (проект кафедры и главного алтаря), Лоренцо Маттилли (проекты для скульптур) и Петер Видерин (скульптуры).









Центральная тема позолоченного алтаря церкви - прощание апостолов Петра и Павла друг с другом. Надпись на главном алтаре из мрамора и позолоченного дерева гласит «Non Coronabitur Nise Legitime Certaverit» (Без законной борьбы нет победы). Борьба, которая ведет к победе, борющаяся и побеждающая церковь - вот мысль, которая прослеживается во всем.







На выходе из церкви к галерее выставлены деревянные часы, сработанные кем-то из австрийских кулибиных.



Время нас поджимало (в 11.00 уже отправлялся наш теплоходик до Кремса), да и погода совсем испортилась - крапавший с утра дождик перешел во вполне серьезный холодный дождь. Навстречу направлялись толпы новых посетителей, привезенных на автобусах из Вены. Поэтому старый парк монастыря в английском стиле для неспешных прогулок уже не подходил. Вон как капли размазали изображение башен! Поторопимся вниз, в сторону дунайских пристаней.







Бросаем прощальный взгляд вверх и «полный вперед!» - вдоль долины Вахау, залитой дождем до самых верхушек холмов. Но это уже другая история…






При подготовке текста использованы материалы:
Моя Австрия
Монастырь в Мельке

Запись опубликована almapater.ru. Please leave any comments there.

Фото, Путешествия, Европа, религия, История, Австрия

Previous post Next post
Up