Оригинал здесь:
www.kreml.org/opinions/274228943 Закон N 1. Что бы вам ни говорили, вам говорят не все.
Закон N 2. О чем бы вам ни говорили, речь всегда идет о деньгах.
"Законы Мэрфи, применительно к практической политике".
Административно-технический персонал и миноритарии ЗАО "Российская Федерация" взволнованы - близится отчетно-выборное собрание акционеров, а Исполнительный директор и Генеральный управляющий затеяли публичные разборки. Мелкие субподрядчики и смежники вообще в панике.
И хотя все прекрасно понимают, что решение кого кем назначить будет принимать узкий круг держателей контрольного пакета, сам процесс затягивает и завораживает. Резко выросло среднее время перекуров, а недавно по теме высказался даже зам. профорга по культмассовому сектору (кто его вообще когда спрашивал?)
Теперь о серьезном. То, что тандем, подобно Янусу, обладает одним телом, головой и, соответственно, единым мозгом, отдающим команды как телу, так и обоим ликам, для меня лично доказательств не требует. Вопрос: для чего тогда устроено шоу?
Ответ первый - не для чего, а для кого. Какова целевая аудитория, "зрители" этого процесса?
Прежде всего, о тех группах, которые зрителями не являются. Кто не обсуждает друг с другом и не пытается вскрыть второй, третий и прочие подтексты в высказываниях Президента и Премьера. Это - большинство населения России. Электората. Прямо скажем, пассивное большинство. Или "молчаливое", как его принято иногда называть. Пенсионерка баба Маня и шофер дядя Ваня особого желания вникать в то, являются ли действия России при голосовании в ООН "благословением крестового похода" или "последствиями безобразного поведения ливийского руководства", не испытывают. Публичные сигналы от участников тандема предназначены не им, а активному меньшинству.
Итак, кто же с напряжением ловит исходящие из Кремля и Белого дома "месседжи"? Те, на ком реальное изменение "генеральной линии" сказывается, причем без лишних промедлений.
Бюджетник. Его волнует финансирование и реформирование бюджетной сферы. Причем, реформирование в плане возможных сокращений рабочих мест.
Мелкий предприниматель. Его волнуют налоги и поборы.
"Московский средний класс". Его гложет желание повысить свой социальный статус, превратившись из обслуги правящей верхушки в участника процесса принятия решений.
Все группы и кланы огромной государственной управленческой машины, включая федеральных и региональных чиновников, аппараты партий, а также те бизнес-структуры, которые на эти персоналии завязаны. Их, прежде всего, волнует внутренний расклад подковерной борьбы. Кто в результате будет на коне, а чей политический труп выбросят наружу, заодно отобрав в пользу счастливчиков "нажитое непосильным трудом".
Дополнительной аудиторией является "мировое общественное мнение", под которым, как всегда, понимается только мнение либеральных кругов G 7.
Какие именно месседжи транслируются этим целевым группам? Не вдаваясь в детали, речь идет о выборе между "либеральным" и "государственническим" путями в будущее страны, персонифицированными в образах Президента и Премьера. А по сути, это выбор между путем "откровенно либеральным" и "либеральным под прикрытием".
Правящий класс России - евроинтегрированный компрадорский капитал. Это не обвинение и не диагноз. Это просто реальность, данная нам в ощущениях. По всем параметрам наша олигархическая верхушка мало отличается от такой же в самых неоколониально-зависимых странах "третьего мира". Что выросло, то выросло. Ее либеральная мечта - быть принятыми в "приличном" европейском обществе, получая одновременно максимальную прибыль при минимуме издержек.
Сегодня, отстроив машину электоральной манипуляции, избавившись путем реформы армии и МВД от пусть эфемерной, но угрозы силового переворота, капитал всерьез озаботился вопросом: а не слишком ли большие издержки он несет?
И, как это ни парадоксально, наибольшим тормозом на пути увеличения прибыльности для него является даже не "социальная рента" (важно, но вторично), а тот самый действительно громоздкий, действительно коррумпированный властный аппарат. Прежде всего, на уровнях субъектов Федерации и местного самоуправления.
Как ни печально, в современной России именно раздутый и коррумпированный чиновничий аппарат на местах оказывается наиболее национально-орентированным сегментом активной части общества. Причины этому можно перечислять подробно, но выделю суть: он просто неконкурентоспособен в действительно открытом сверхлиберальном пространстве. Ни экономически - все, что производится в российской провинции мелкими заводами, фермами и прочими колхозами (контролируемыми местным чиновничеством), рухнет в одночасье под открытым натиском зарубежного производителя, при "игре" по правилам ВТО. Ни политически - электоральную машину и силовой аппарат подавления, которые сегодня работают на административном ресурсе, либеральный компрадорский капитал купит за смешные (для этого капитала) деньги.
При этом, в отличие от гадкого, нехорошего, коррумпированного и раздутого чиновничьего аппарата, вынужденного тратить значительную часть ресурса на поддержание национального государства и его населения, либеральному компрадорскому капиталу действительно неважно, сколько и как будет жить людей в "этой стране". Важна норма прибыли.
Главная цель шоу "разногласия в тандеме" - оценить, насколько госаппарат способен сопротивляться снижению издержек капитала на его услуги.
Насколько сохранится управляемость рабочими ЗАО "Российская Федерация" при снижении зарплат и премий инженерам и администраторам. Не разладится ли производственный цикл, если вообще пригласить аутсорсинговую компанию?
"О чем бы вам ни говорили, речь всегда идет о деньгах..."