Blue Swan отпустил, и вот я снова падаю в пучину всякого разного, как я люблю. Писал-писал обзорчик, а потом РЕЗКО наступил Евро. Так что немного с запозданием, но лучше порно, чем никогда. Пока писал - скопилось на новый обзор. Типичный МакЛыди.
Няньки (Twin Sitters, 1994)
После просмотра этой комедьки я поговорил со многими друзьями, пытаясь понять, а что это такое я вообще посмотрел? Ответ слышал всё время один и тот же: “Этот фильм нужно было смотреть в девяностые. Как и “Один дома”, например”. Простите великодушно, но я и в 2020 готов смотреть “Один дома” (первые две части), и не потому, что это кино из детства, а потому, что это хорошая, интересная комедия. Моё кино детства - это Гайдай. И, допустим, “Мышиная охота”. Про то, как два взрослых мужика уничтожали хатку в погонях за мышью. Это казалось мне смешным в 10 лет и кажется таким же в 25. Что же я увидел в “Няньках”? Двух ужасно переигрывающих главных героев в исполнении ни разу не актёров, которые больше нигде никогда не сыграли (ну хоть за это спасибо). От них просто тошнило. Таких мерзких персонажей ещё поискать надо. Детишки - тоже те ещё кадры. Калкин в одиночку обоих бы за шиворот запихнул. На втором плане - сплошной ширпотреб. Актёры, которым не объяснили, что тут, вообще-то, комедию снимают. Ну и юмор под стать. Не верю, что в девяностых всё это могло казаться смешным. И абсолютно неудивительно, что в Америке на этот фильм все давно забили (меньше 2 тысяч оценок на IMDB против почти 50 тысяч на КП). Кино здесь не живёт, балаган один.
Оценка: 3 из 10.
Дедушка лёгкого поведения (Dirty Grandpa, 2016)
Я, в общем, положительно отношусь, ко всему тому дерьму, в котором последнее время снимается Де Ниро. Милые, ни на что не претендующие, киношки. Посмотрел и забыл. Хотя “Малавиту”, например, и пересмотреть не грех (мы тогда толпой на него в кино ходили). Недавний “Стажёр” - тоже окнорм: красивые женщины, красивый город, беспердёжный юмор. В этот же раз… Как-то не удалось. Фильм плох по всем критериям. И я даже не знаю, что могло бы сделать его лучше. Мастурбирующим Де Ниро в зачине фильма режиссёр сразу даёт понять, какого рода кино нам предстоит посмотреть, и я вообще не против, но дальше всё начинает разваливаться на части. Эфрон - сам по себе, Де Ниро резко уходит на второй план, а второстепенные герои настолько убоги, что никого из них даже вспоминать не хочется. Последние 15 минут мало того, что предсказуемы, но ещё и полны абсурда и какого-то бессилия, как будто у съёмочной бригады не хватило духа всё доснять по-человечески. Диалоги, ох… Total facepalm. В общем, не надо вам это смотреть.
Оценка: 3 из 10.
Судьба человека (1959)
Тут пришёл 9 мая и по старой привычке я подсократил количество военных фильмов, которых не видел раньше. “Судьба человека” - одно из любимых произведений школьной программы. Замечательный, дорогой Шолохов. Помню, как на летних каникулах зачитывался его рассказами. Экранизацией занимался Сергей Бондарчук, топ-режиссёр советской эпохи. Даже не знаю, были ли у него слабые фильмы. Этот - точно не из таких. Если за твисты и леденящие душу диалоги все благодарности книге (Сергей Фёдорович не стал ничего менять), то за постановку великому творцу хочется поклониться в ноги. Почти 60 лет прошло, господи… Кабы сейчас в России были такие виртуозы, как Бондарчук-старший, мы бы раз через раз премии выигрывали. То, чем мне запомнится этот фильм - это безупречная работа с кадром. Выдающиеся, новаторские планы, решения. Человек около 2 минут подымается с огромным камнем в гору, а катов нет - камера просто следует за ним. Как это можно было снять без трясучки? Сколько всего было отстроено, чтобы это всё снять, сколько усилий вложено. Это ведь далеко не актёрское кино, хотя и в этом плане Бондарчук здесь безупречен. Ну а развязка, это как с Белым Бимом: все знают, чем закончится, но никто не может сдержать слёз. Excellent.
Оценка: 9 из 10.
Летят журавли (1957)
Калатозов, конечно, тоже гений. Не мне, в общем, вам об этом говорить. Но касательно этого фильма я не испытал того катарсиса, который всегда (!) испытываю при просмотре старых военных лент. Ходил он, бродил где-то рядом, но так и не одолел меня. Момент, когда герой Баталова падает на землю и попадает в небесный хоровод - это супер, высший класс. Татьяна Самойлова показывает такой уровень актёрской игры, что боишься двинуться, когда она появляется на экране в очередной раз. Да и в общем напряжение постоянно витает, хотя как таковых военных действий в фильме минимум. Но война ведь - это не только взрывы, орудия, окопы и стратегии на поле боя. Война - она в сердце каждого. И фильм именно об этом. Смотреть обязательно.
Оценка: 8 из 10.
Большой (Big, 1988)
Уж не знаю, часто ли этот фильм показывали по телеку в детстве, но я предельно ничего о нём не знал, кроме того, что тут есть Том Хэнкс в комедийной роли. Сквозь года “Большой” выглядит как миленькая пустышка с набором минусов, примерно тех же, что касаются “Нянек”. В какой-то степени это фильм только своего поколения, который вряд ли бы дожил до наших времён в своём популярном статусе, если бы не собственно сюжет и личность Хэнкса. Не в курсе, когда был снят первый фильм по смене тел, но тут данный процесс абсолютно не раздражает, скорее наоборот. Хэнкс, играя подростка, выжимает всё - походка, движения, улыбка, блеск в глазах… Ох, как же он тут хорош. История фантастична и невероятна (где мы ещё увидим, что двенадцатилетнему перепадает?), но подкупает добротой, море, море её в фильме. В общем, даже сейчас “Большой” выглядит не как вторичная комедька, а как добрая сказка, к которой не хочется сильно придираться.
Оценка: 7 из 10.
Хладнокровный Люк (Cool Hand Luke, 1967)
С каждым фильмом, в котором Пол Ньюман в главной роли, я понимаю, насколько сильным и разносторонним был этот актёр. Даже если повествование кажется нудноватым, смотреть на Ньюмана - одно удовольствие. И роль заключённого Люка удалась ему на славу. Презрительный взгляд и постоянная улыбка на лице - то, чем Ньюман ломает тяжёлые обстоятельства, подстерегающие его то тут, то там по сюжету. Почему он попал в тюрьму? Почему решил сбежать? Кто ждёт его в родном доме, и есть ли этот дом вообще? Всегда ли он говорит правду? Персонаж Люка столь совершенен, что мы за время просмотра едва ли найдём ответ хотя бы на один из этих вопросов, но это не помешает нам оценить добротный сценарий и блестящую постановку Стюарта Розенберга. Что самое интересное, у фильма есть актёрский Оскар, но не Ньюман его получил, а Джордж Кеннеди - актёр совершенно мне не знакомый. Он сыграл, так сказать, “напарника” Люка, если в тюрьме применимо это слово. Сыграл блестяще. Последние минут 10 - это вообще для киноучебников, со всех точек зрения. Определённо, хорошее кино.
Оценка: 7 из 10.
Уитнэйл и Я (Withnail & I, 1986)
Если говорить коротко, то я не могу назвать этот фильм ничем другим, кроме “истории о двух заблудших душах”. Малознакомые мне Ричард Грант и Пол МакГанн играют двух укурков, которые совершенно не понимают своего предназначения на Земле и не собираются его искать. В какой-то степени фильм можно назвать бенефисом МакГанна, потому что он тут центральная фигура и, что греха таить, просто жжёт напалмом. Практически от каждой его реплики веет таким уровнем нарциссизма и нездорового эгоизма, что положительным его персонажа назвать никак нельзя, однако сопереживаешь именно ему. Отмечу идеальный саундтрек, сотканный из лучших мелодий 70-ых и 80-ых. Музыка в фильме не служит катализатором, не усиляет момент. Она просто есть. Так же, как герои просто плывут по течению и пытаются прожить каждый день как что-то экстраординарное. Мне не понравился общий окрас фильма, который меняется от пародии до готики. Вроде смешно, а смеяться боишься. Вроде страшно, а потом опять смешно. Сравнения со “Страхом и ненавистью в Лас-Вегасе” очевидны, но Гиллиам нарочно всё упрощал. У него другие акценты. У Робинсона сложна как идея, так и форма. Раскусить не удалось.
Оценка: 6 из 10.
Убить пересмешника (To Kill a Mockingbird, 1962)
Не особо придаю значения всяким спискам “лучшего”, “классического” и так далее, но не признать того факта, что во многих, если не во всех подобных списках фигурирует “Убить пересмешника” (причём как книга, так и фильм), нельзя. Классика как она есть. Ну а я по-прежнему побаиваюсь критиковать нечто очевидно хорошее, да и это не тот случай. И как драма, и как криминальная история с кучей подтекстов фильм необычайно хорош. Аттикус Финч - герой своего времени. Ни доли сомнения в том, чтобы защищать чёрного на суде за изнасилование. А как он общается с детьми? С соседями? Как печальны его глаза, когда он понимает, сколько в этом мире несправедливости и что он сам в одиночку мало что может исправить. Но он пытается. Дети тоже молодцы, никто не раздражал. Постановочно особо отметить нечего, кроме съёмок кульминационного момента фильма (суда) ничего не запомнилось. Однако даже эстетам для укрепления веры не помешает посмотреть этот фильм хотя бы разок.
Оценка: 9 из 10.
Безумные преподы: Миссия в Лондон (Les profs 2, 2015)
Хочется переиначить одного из персонажей “Наша Russia” и сказать: “Что они сняли второй фильм - это хорошо, конечно. Но что такое гавно получилось - плохо”. При том, что оставили всех героев, даже одного ученика привезли в Англию (никак не подкрепив это действие сюжетно) и при том, что все периодически продолжают жечь, кино не получилось абсолютно. Сбор юморесок, эдакий французский “Аншлаг” на британской земле. Самое же горькое - предсказуемость. Её можно простить в абсолюте, когда речь идёт о жанре комедии, но нельзя простить в минимализме, когда герой только открывает рот, а ты уже знаешь, о чём он пошутит. Незачёт.
Оценка: 5 из 10.
Бегущий по лезвию (Blade Runner, 1982)
Хоть фильм и 1982 года, первую половину меня не покидало чувство какой-то вычурности и даже вторичности. Тяжело сопоставить в голове все фильмы восьмидесятых, которые видел раньше, но завязка мне показалась очень утомительной и скучной. Весь этот мир, погружённый в готику, лицо Форда, на котором написано, что скоро опять придётся планету спасать и всё в таком духе. Однако чем больше в кадре появлялось Рутгера Хауэра, тем мне больше всё начинало нравиться. Он тут просто запихнул всех за пазуху, блестящая роль и грандиозный образ. Когда герои Форда и Хауэра остались вдвоём в одном здании - тут я понял, что всё это тянет на положительную оценку, хотя поначалу чуть не уснул. Ничего не имею против того, что фильм называют классикой антиутопии - художникам браво, гримёрам браво, все молодцы. Но если б не Хауэр - меня б вообще не зацепило.
Оценка: 7 из 10.
Одной левой (2015)
После ДТП душа Полины Гагариной переселяется в тело Дмитрия Нагиева. Да, на уровне трейлера это казалось мне если не смешным, то уж точно забавным. Хронометраж тоже располагал - 75 минут, как в советских комедиях. В общем, включил. Думал, что если совсем плохо - вырублю. Оказалось, что да, совсем плохо, только выяснилось это ближе к концу фильма. Первая половина или даже 2/3 фильма - окнорм. Неплохие шутки, масса ситуационного юмора, Нагиев отжигает во всё том же амплуа мужлана и казановы. Однако концовку безобразно слили в унитаз. Один идиотский момент за другим, ничем не подкреплённые поступки героев, лютая предсказуемость, вплоть до мизансцены. Плохое кино.
Оценка: 3 из 10.
Доктор Мабузе, игрок (Dr. Mabuse, der Spieler - Ein Bild der Zeit, 1922)
Как-то удивительно, что у фильма нет и тысячи оценок на КП. Видимо, слишком современного зрителя отталкивает немое кино, да ещё столь длинное. На протяжении 4 часов доктор Мабузе - человек, который легко меняет внешность, владеет даром гипноза и имеет свою свиту, каждый член которой готов отдать за доктора свою жизнь, грабит и убивает людей, скрываясь от полиции и частных детективов. Это уже второй фильм Фрица Ланга, который я посмотрел, и теперь ещё больше убеждён в новаторстве и абсолютном гении этого режиссёра. 4 часа напряжения в немом кино - представить такое трудно, но это действительно так. Я видел Рудольфа Кляйна-Рогге в образе доктора Мабузе на куче аватарок, и теперь понимаю, почему. Каждый, кто видел хотя бы пару эпизодов этого фильма, не забудет этот грозный, полный ненависти ко всему сущему, взгляд. Невероятная актёрская работа. От первой и до последней секунды Мабузе - это зло во плоти, сатана в людском обличье. Сколько уж мы повидали колоритных злодеев, но боюсь посмотрите вы это кино и поймёте, что такого ещё не видели. Что же касается постановки, то фильм мало чем напоминает о мифах, связанных с немым кино. И по идее, и по форме Ланг опережал своё время.
Оценка: 9 из 10.
Кабинет доктора Калигари (Das Cabinet des Dr. Caligari, 1920)
Прочитав сразу в нескольких рецензиях о том, что “Мабузе” во многом схож с “Калигари”, я решил не откладывать в долгий ящик, посмотрел и его. Тоже очень хороший фильм. Хронометража тут всего на 70 минут, но саспенса - уйма (а ведь тогда ещё не было этого термина, вроде бы). Снял фильм Роберт Вине, хотя изначально задумка была тоже у Ланга и одна из его идей была воплощена в сценарии (не буду говорить какая, ибо это спойлер). Фильм чёрно-белый, но над многими моментами потом поработали, сделав настолько цветными, насколько позволяла индустрия в то время. Работа режиссёра, оператора и монтажёра вылилась в то, что фильм считают первым, передающим на экране изменения человеческого сознания. А ещё здесь субтитры с угрожающим шрифтом, бррр… Короче, жанрово его можно скорее отнести к ужасам. Отдельного упоминания заслуживает концовка, над расшировкой которой я думал около часа. Практически столько же, сколько идёт фильм. То, к чему я пришёл, меня скорее обрадовало. Надеюсь, вы тоже не разочаруетесь - фильм достоин просмотра.
Оценка: 7 из 10.
В поисках Ричарда (Looking for Richard, 1996)
Режиссёрский проект Аль Пачино - совмещение документалистики и театральной постановки внутри одного фильма. Чередуются кадры опроса народа на улице и игровых сцен. Или домашней подготовки актёра (чтение сценария вслух) и этой же сцены уже на съёмочной площадке. Оценивать такое довольно тяжело. Несмотря на то, что Пачино всячески разжёвывает тему фильма, рассказывая обо всём - от того, как писал Шекспир (Ричард в названии - это Ричард III), до того, что входит в обязанности каждого члена съёмочной бригады, я бы всё же предпочел отдельно посмотреть постановку и документальную ленту об её создании. Мухи - отдельно, котлеты - отдельно, как говорится. В таком же виде - всё смешалось, за двумя зайцами погнался и ни одного не поймал.
Оценка: 6 из 10.
Убийство в Гросс-Пойнте (Grosse Pointe Blank, 1997)
Когда-то я задумывался о том, что Джон Кьюсак - полная бездарность и чмо, которого непонятно с какого перепугу берут в топовые (или почти топовые) американские фильмы на главные роли. Показал бы мне тогда кто этот фильм - и не пришлось разубеждать самого себя целой серией картин. Кьюсак здесь просто невероятен. Фильм в целом - просто отличный. Черноюморная комедия как она есть. С массой действующих лиц, захватывающим сюжетом и долей бодрого экшена. “Чёрность” юмора заключается в том, что главный герой - профессиональный киллер, который возвращается в родной город после 10 лет отсутствия. Логично, что тогда он был обычным рохлей, каким его и запомнили. Как он общается по фильму с коллегами и друзьями - просто умора. Сумасшедшие диалоги и такие же безумные действия по их завершению. Класс, рекомендую.
Оценка: 8 из 10.
Кокки - Бегущий Доктор (1998)
Как я писал ранее, фильмы Басковой для меня - это не философия в трэшовой обёртке, а прежде всего возможность посмеяться с одиозности главных героев. КБГ - первый и самый трэшовый её фильм. Смеяться тут можно только с того, какие адовые фразы периодически мелькают в диалогах. Типа “ну ни хуя себе у нас любовь” или “из каждой родинки растёт букет хуёв”. Какую б идею режиссёр не закладывала изначально в это всё (скорее всего - воссоздание библейских писаний с адаптацией на современное общество), такая форма поломала во мне всё желание докапываться до истин. То, что в фильме много библии, я понял на следующий день, из сторонних источников. Сам же я додумался только до того, что просто так блевать волосами никто по сюжету не должен, но это мне не помогло.
Оценка: 2 из 10.
Здравствуй, папа, Новый год (Daddy's Home, 2015)
Новенький трэшачок с Уиллом Феррелом. Все подобные фильмы укладываются у меня в интервал 4…6, то есть вроде и ругать не за что, но в итоге может и на плюс выползти. Редко бывают трояки, ещё реже - семёрки. Эта поделка - отборная дичь. Как таковых шуток по сценарию не прописано, Феррелл и примкнувший к нему хороший актёр Марк Уолберг просто правильно кривляются, и это должно вызывать у зрителя смех. Однако тема избитая, детишки не актёры ни разу, всё мы это уже видели. Не знаю, что должно случиться, чтобы эти фильмы перестали плодиться.
Оценка: 4 из 10.
Пятница (2016)
НА УДИВЛЕНИЕ приятная русская комедия. Я вроде как ни разу не предвзят, скорее наоборот, но мне доставило неимоверно. Куча сюжетных линий, переплетённых между собой, и несколько мест, где происходят события. Лес, в котором ловят сбежавшего кенгуру - первое, дом возле клуба - второе и собственно клуб - третье. Очень понравились диалоги. Вот прям очень. Ни разу не появилось мысли “блинтычонесёшьвообще?”. Но диалоги в комедии не главное. Основной фактор - юмор, и тут с этим полный порядок. Парочка моментов ближе к концу - вообще топовые, я за животик хватался. Из массы актёров вроде и выделить некого, но и камень тоже ни в кого не брошу. Короче говоря, добротное кино. А учитывая то, что повсюду пердёж и КВН, выделю как отличное.
Оценка: 8 из 10.
Пересмотры:
С широко закрытыми глазами (Eyes Wide Shut, 1999) - 2=>7
Минус один нелюбимый годами фильм.
Плохой Санта (Bad Santa, 2003) - 6=>7
Ну круто же, ну. Уникальный фильм.
Тайное окно (Secret Window, 2004) - 1=>7
Минус второй нелюбимый годами фильм.