Musicumentary. Куинси (Quincy, 2018)

Dec 08, 2024 20:08






Я вырос в такой школе, где были все жанры музыки! А жанра всего два: плохая и хорошая.

К середине 2010-ых Куинси ещё не собирался "выходить из игры". Он мало писал и не выпускал альбомов, но его активность была другого рода. Оставляя за скобками собственный продюсерский центр, он стал высококлассным импрессарио, бравшимся за сложные задачи, а также ездил по миру как амбассадор джаза и часто давал интервью. Американцы о Джонсе не забывали.

На пороге 80-летия джазмена появилась идея для документального фильма. Основной движущей силой стала актриса, сценаристка, постановщица и просто одна из самых красивых женщин планеты Рашида Джонс, дочь нашего героя. Заручившись поддержкой Netflix и получив партнёра в лице Алана Хикса, до того снявшего "Продолжай идти дальше" о джазовой легенде Кларке Терри, она сначала снимала отца без цели, а потом поставила процесс на рельсы. Съёмки стартовали, но очень скоро могли закончиться.

Сценаристами указаны Рашида и Алан, однако этот скрипт написала сама жизнь. Едва ли создатели представляли, насколько событийными окажутся следующие годы. Вначале Куинси выглядит бодро и гоняет по сцене на праздновании своей круглой даты, но в январе 2015-го у него случается инсульт. Выкарабкавшись, Джонс отказывается от вредных привычек, но не от работы. Безумный темп поездок приводит к новым проблемам, но ему всё нипочём. Финальной точкой становится концерт, приуроченный к открытию Национального музея афроамериканской истории и культуры. К этому моменту Куинси с трудом передвигается без кресла-каталки, но организацию доверяют именно ему. Огонь, вспыхивающий в его глазах, говорит сам за себя.

Две истории рассказываются параллельно. В первой угловатый паренёк чудом не погибает в смраде улиц гетто, находит спасение в музыке, попадает в оркестр Каунта Бейси, а потом начинает писать историю своими руками. Отношениям с Рэем Чарльзом, Фрэнком Синатрой и Майклом Джексоном уделены отдельные сюжеты, но вообще саундтрек здесь словно эволюция модного звука за 70 лет. Невероятно, что один и тот же человек в начале повествования запечатлён рядом с Бейси, а ближе к концу братается с Кендриком Ламаром. Эта часть фильма постепенно окрашивается из ч/б в цветную. Во второй же, полностью цветной, история борьбы за жизнь и рассказ о тяге к новым горизонтам, когда тебе за 80. Даже с учётом популярности Куинси, качество материала (особенно старого) поражает, а бесшовные переплетения двух историй заставляют снять шляпу перед монтажёрами. Ощущение, что этот фильм планировали ещё в шестидесятые.

Ценны отдельные эпизоды. Например, как Куинси, собирая гостей на церемонию, говорит словно о соседях: "Позовите президента и первую леди", - а когда какая-то шишка отказывается от приглашения, звонит ему сам. Два слова, и человек на другом конце провода уже извиняется и обещает прийти. Отрывки концерта и объятия после него (особенно Сэм Джексон с его "Кью, ты меня поразил!") изумляют сердечностью. Однако главные моменты объединяет тема приближающейся смерти. Сначала Джонс, видя в музее имена великих коллег, ловит себя на мысли: "Всех их уже нет", - а потом, в домашних условиях, перебирает номера в собственном телефоне: "Рэй, Принс, Майкл… Не удаляю их, хоть никто уже и не ответит на мой звонок". Как не отметить, что он прожил ещё почти 10 лет.

Куинси не преуспел лишь в одном деле. Он был верен только музыке. Жёны же не могли смириться с постоянными изменами и отсутствием мужа дома. Истории неудачных отношений являются отдельным сюжетом, но, даже будучи рассказанными во всех красках, не вызывают злобы. Всё перекрывают фотографии, на которых Кью обнимает своих 7 детей, 6 внуков и одного правнука. Каким бы грандиозным не был успех, главное в конце - не золотые диски на стенах, а люди рядом. И если дочь снимает о тебе такой фильм, жизнь явно прошла не зря.

musicumentary

Previous post
Up