60 место
Moondog
Статистика:
Страна: США.
Жанры: Third Stream, Avant-Folk, Modern Classical, Neoclassicism, Exotica, Experimental Big Band.
Время активности: 1932 - 1999.
Количество студийных альбомов: 17.
Ключевое десятилетие: 1950's.
Альбом/компиляция для знакомства: Moondog (1969).
Почитать:
Биография -
ссылкаТекст Геннадия Бреста -
ссылкаВикинг с Шестой авеню -
ссылкаКак слепой бездомный в костюме викинга стал одним из самых влиятельных композиторов XX века -
ссылкаЛунный пес, бегущий краем моря -
ссылкаНа Луну и далее -
ссылка От МакЛыди:
Даже минимальные факты биографии Мундога поражают и мгновенно пробуждают интерес к его персоне и творчеству. Ослепнув в 16 лет, Луис Томас Хардин (имя при рождении) не попрощался с мечтой стать музыкантом, а скорее наоборот. Вся дальнейшая жизнь была хоть с привкусом горечи, но сказкой. Он занимался любимым делом, не имея недостатка внимания из-за экстравагантного внешнего вида и уникального образа бродячего музыканта-викинга. К нему тянулись не только обычные люди и туристы, но и представители бомонда: актёры, дирижёры, писатели. Мундог был новатором не только в плане музыки, но и инструментов - изготавливал их сам, а после внедрял в свои написанные Брайлем партитуры (некоторые до сих пор не расшифрованы). Как один слепой человек мог быть ориентиром одноврменно для джазменов, композиторов-минималистов и рокеров - непонятно. Но он был.
Послушать:
Click to view
59 место
Sidney Bechet
Статистика:
Страна: США.
Жанры: Dixieland, Jazz, Swing.
Время активности: 1908 - 1957.
Количество студийных альбомов: 22.
Ключевое десятилетие: 1930's.
Альбом/компиляция для знакомства: Jazz Classics Vol. 1 (1950).
Почитать:
Биография -
ссылкаДобавление -
ссылкаРадио Jazz -
ссылкаИз книги Ю.Верменича -
ссылкаЖизнь и творчество -
ссылкаМаленький цветок -
ссылка От МакЛыди:
Сидней Беше всегда выделялся в компании своих джаз-собратьев. Во-первых, имея европейских предков, он обладал светлым оттенком кожи. Во-вторых, он начинал ещё 1910-ых, и потому с входом джаза в мейнстрим уже порядком набрался опыта и был готов выводить жанр на новый уровень. В-третьих, он безукоризненно играл на кларнете и саксофоне. Это признавал каждый, кто хоть раз видел игру Беше живьём. В-четвёртых, вместо того чтобы возглавить какой-то оркестр и всю жизнь безбедно существовать, Сидней решил открыть джаз миру. В середине двадцатых у него было турне по СССР (!), а в почти родной Франции он к концу жизни считался легендой. Великий мастер, новатор, пионер новоорлеанского джаза и человек, не идущий на компромиссы. Тот, без кого джаз был бы иным.
Послушать:
Click to view
58 место
Artie Shaw
Статистика:
Страна: США.
Жанры: Swing, Big Band, Vocal Jazz, Jazz.
Время активности: 1925 - 1954.
Количество студийных альбомов: 3.
Ключевое десятилетие: 1930's.
Альбом/компиляция для знакомства: Begin the Beguine (1987).
Почитать:
Биография -
ссылкаДобавление -
ссылкаРадио Jazz -
ссылкаRusTeam -
ссылкаНепредсказуемый Арти Шоу: великолепный джаз на кларнете, война в Японии и восемь жён -
ссылка От МакЛыди:
Не сломавшись от антисемитских нападок в детстве, сын еврейских эмигрантов Артур Джейкоб Аршавский вырос, взял себе псевдоним Арти Шоу и стал одним из самых выдающихся музыкантов первой половины XX века. Трудности лишь закалили его. Статус борца проявлялся в, например, желании работать с темнокожими вокалистками, когда это было в диковинку. Его игра на кларнете отличалась богатой палитрой, а постоянное стремление к экспериментам делало звучание его оркестра уникальным. Шоу соединял джаз с барокко и первым использовал мини-оркестр струнных, провернув эволюцию жанра. Его перфекционизм подчёркивается также количеством бэндов за карьеру - их было целых пять (многие выдающиеся бэндлидеры всю жизнь играли с одним). Важнейший человек "эры свинга" и популяризатор джаза в военное время. Обладатель Звезды на голливудской "Аллее славы" и награды мастера джаза Национального фонда искусств.
Послушать:
Click to view
57 место
T-Bone Walker
Статистика:
Страна: США.
Жанры: Electric Texas Blues, Electric Blues, Blues, Jump Blues, Rhythm & Blues, Chicago Blues.
Время активности: 1928 - 1975.
Количество студийных альбомов: 11.
Ключевое десятилетие: 1940's.
Альбом/компиляция для знакомства: T-Bone Blues (1959).
Почитать:
Биография -
ссылкаКопилка блюза -
ссылкаblues.ru -
ссылка Уголок меломана:
Глеб снова с нами.
В выпуске «Погружения» о слепом музыканте Лимоне Джефферсоне мы вскользь упомянули о его поводыре - мальчике, которому под псевдонимом Ти-Боун Уокер было уготовано стать известным и влиятельным блюзменом. Теперь пришло время поговорить о нём.
Блюз в том виде, в каком он существует сейчас, кажется жанром монолитным. Он как бы весь в себе. Блюзмены - тут секрета никакого нет - чтут традиции и историю, год из года перепевают одни и те же нетленки, именуемые стандартами, и к каким-то радикальным изменениям не склонны. Блюз подобен бегу на месте, в котором нет победителей, но участникам гарантированы почёт и уважение, если они красиво и энергично поднимают колени. В этом аспекте блюз имеет общие черты с джазом, ведь оба этих музыкальных направления долгое время шли рука об руку. Но когда блюз был жанром молодым и мейнстримным, он претерпевал весьма сильные преображения. Настолько сильные, что эти трансформации закреплялись в виде отдельных школ или стилей. Так, например, от классического дельта-блюза отпочковался его склонный к импровизациям и свингу техасский собрат, на севере в Чикаго блюз сбросил фермерскую рубаху и приобрёл черты прагматичной городской музыки, на западном же побережье лос-анджелесской богеме по душе пришёлся стиль вест-коуст с мягким звучанием и непременным фортепианным сопровождением.
Кстати, отцом основателем стиля вест-коуст является сам Ти-Боун Уокер. Но раз речь зашла о нём, правильнее будет уделить внимание другой его заслуге, которая так или иначе затронула почти весь блюз целиком, а именно: его электрификации. С тех пор как в 1932 году американская компания Rickenbacker выпустила свои знаменитые алюминиевые «сковородки» - первые примитивные электрогитары - электрическое усиление звука начало постепенно входить в традицию популярной музыки. Уже к середине 30-х годов усилиями молодого (ему было около двадцати лет) Чарли Крисчена электрогитара была полноправно введена в джаз. Ти-Боун Уокер был не на много старше, когда проделал то же самое с блюзом. Что интересно, оба музыканта предпочитали гитары фирмы Gibson.
Конечно, вопрос о первенстве Уокера в деле электрификации блюза, дискуссионен. Строго говоря, он не был первым исполнителем блюза на электрической гитаре (эти лавры принадлежат, по-видимому, Гейджу Брюэру - музыканту, нанятому компанией Rickenbacker для рекламирования их инструмента), но он первым прославился и стал знаменитостью на данном поприще. Соответственно, ему пришлось пересмотреть, если не переизобрести, роль и место гитары в блюзе. Несмотря на то что электрогитары по началу были дорогой, недоступной многим игрушкой, вскоре они стали вещью обыденной, почти незаменимой. Разумеется, роль Ти-Боуна, как отца-основателя электроблюза, монументальна. Он вдохновил бесчисленное количество музыкантов, показал как необходимо чувствовать гитару, солировать и играть риффы.
Бесспорно, что Уокер также был исполнителем раскованным, более того с замашками хулигана. И в то же время он прослыл обаятельным шоуменом. Недаром о его выходках на сцене сохранилось немало воспоминаний очевидцев, появились и подражатели. Так, небезызвестный герой рок-н-ролла Чак Берри не скрывал, что на ужимки и выкрутасы его подстегнул не кто иной как Уокер. Первое, что бросается в глаза, когда смотришь на игру Ти-Боуна, это то, как он держит гитару: струнами вверх и порой даже на некотором отдалении от тела. Имеются многочисленные рассказы о том, как Уокер играл на гитаре зубами (что неудивительно при такой-то стойке), а также держа её за спиной. Таким сейчас, конечно, никого не удивишь, но в его годы это были трюки циркового уровня.
Родился музыкант с такими странными повадками 28 мая 1910 года в Линдене, штат Техас. Он был единственным сыном Мовелии Джимерсон и Рэнса Уолкера и получил при рождении имя Аарон Тибо Уокер, причём среднее имя было с явным французским контекстом. Мать ласково называла своего сына Тибоу, а сам он позже - когда начал выступать - придумал себе созвучный псевдоним «Ти-Боун». Случилось так, что набожные родители Мовелии не одобрили её выбор, и в поисках лучшей судьбы для себя и своего ребёнка она приехала в Даллас. Расставшись с Рэнсом Уокером, Мовелия позже вышла замуж за музыканта Марко Вашингтона (сама она тоже играла на гитаре). Отчим обучил Ти-Боуна игре на различных инструментах и стал брать с собой на уличные выступления. Аарон Уокер уже в довольно раннем возрасте осознал, что музыка это его хлеб, и всю свою оставшуюся жизнь он посвятил именно этому ремеслу.
Главными вдохновителями Ти-Боуна были его отчим и блюзмены, записи которых он слушал по радио - пианист Лерой Карр, гитаристы Лонни Джонсон и Скрэппер Блэкуэл. Кроме того, семья Уокера была дружна со знаменитым слепым музыкантом Лимоном Джефферсоном и его аккомпаниатором Ледбелли, которые также приехали в Даллас на заработки. Когда, как мы уже писали, Ледбелли из-за своего буйного нрава первый раз загремел за решётку, Марко Вашингтон предложил Джефферсону в качестве поводыря своего пасынка. Стоит ли говорить, что Лимон внёс свой весомый вклад в становление Ти-Боуна как самобытного музыканта?
Первым инструментом Уокера был подаренный матерью банджо, но позже на деньги, полученные за выступления на церковных мероприятиях, он самостоятельно приобрёл гитару. По началу Ти-Боун играл в Далласе и окрестностях на танцевальных вечерах, торжествах, ярмарках, карнавалах, в клубах и просто под открытым небом - благо, работы хватало. Во время летних каникул в школе Уокер отправился в своё первое серьёзное путешествие - со «странствующими лекарями». Это были такие артисты-передвижники, которые разъезжали в характерного вида фургончиках, развлекали публику песнями и шутками, попутно предлагая зрителям купить чудодейственные эликсиры. Последнее - это, разумеется, дань традиции. На этих шоу Уокер был зазывалой, пел, играл на банджо и укулеле, за что получал 15 долларов в неделю, 10 из которых отсылались матери.
К 16 годам Уокер имел скромный, но всё же заработок, мог обеспечивать себя профессией музыканта. Первый настоящий успех пришёл к нему в 1929 году, когда он победил на конкурсе талантов, главным призом в котором было недельное участие в оркестре молодого Кэба Кэллоуэя, чем Ти-Боун не преминул воспользовался, широко рекламируя свои исполнительские качества на большой сцене. Активность Уокера привела к интересу к его персоне со стороны Columbia. В том же году был записан его первый сингл, для которого музыкант назвался псевдонимом Оук-Клифф Ти-Боун (по району Оук-Клифф в Далласе, где он жил). После этого Уокер с группой белых музыкантов пустился в гастроли по соседним штатам, где попал в криминальную историю, чуть было не повторив судьбу Ледбелли. К сожалению, он начал вести разгульный образ жизни, любил заложить за воротник из-за чего уже в молодом возрасте заимел язву желудка, от которой сильно страдал.
30-е выдались для Уокера весьма насыщенными как в личной жизни так и в плане выступлений и поездок по стране, причём он предлагал себя в качестве музыканта, певца и даже танцора. Среди интересных событий за это десятилетие нельзя не отметить сотрудничество Уокера с упомянутым ранее Чарли Крисченом и его братом Эдвардом. Ти-Боун всегда восторженно отзывался о Чарли, они крепко сдружились. Также памятно выступление Уокера с «матерью блюза» Ма Рейни в Форт-Уэрте в 1934 году. Там он встретил свою будущую жену Виду Ли, которая родила ему троих детей. Помимо упомянутого Ти-Боун успел поработать в оркестре джазового бэндлидера Милтона Ларкина и в комбо саксофониста Биг Джима Уинна.
В 1935 году, находясь в Нью-Йорке, блюзмен впервые увидел, как на своей электрогитаре играет сам маэстро Лес Пол и, вполне ожидаемо, захотел себе такой инструмент. Вернувшись в Лос-Анджелес, куда музыкант переехал накануне, он стал периодически практиковать исполнение электрического блюза в местных клубах, за что получил славу и узнаваемость. Правда, немаловажную роль в этом сыграли и полуакробатические трюки Ти-Боуна, которые он проделывал на сцене с гитарой, его вызывающие смех, пляски и добродушное обаяние.
Артистизм Ти-Боуна был замечен джазовым бэндлидером Лесом Хайтом, который в 1939 году рекрутировал его в свой оркестр, но только в качестве певца, что, впрочем, Уокера по началу вполне устраивало. Поэтому на знаменитом фокстротовом сингле Хайта «T-Bone Blues» (как и на многих других) гитара Уокера отсутствует. В 1942 году легенда бокса Джо Луис подговорил Ти-Боуна выступить в Чикаго, где его концерты произвели фурор. Вероятно, в этот момент блюзмен понял, что он уже достаточно поднаторел, чтобы возглавить собственный оркестр. В том же году он записал свою версию «Mean Old World» из репертуара Леса Хайта, ставшую незабвенной классикой электроблюза и одной из важнейших записей в жанре. Однако из-за всеамериканской забастовки музыкантов 1942-1944 годов и дефицита шеллака для пластинок, который весь уходил на военные нужды, этот сингл увидел свет только в 1945 году.
В 1947 году Уокер синглом «Call It Stormy Monday», превратившемся в стандарт, закрепил свою позицию одного из ведущих исполнителей блюзовой музыки современности. Записанная в присущем ему стиле вест-коуст, эта песня демонстрирует элегантное наложение Ти-Боуном электрогитарной блюзовой основы на мягкое джазовое звучание с духовой секцией и фортепиано. По большому счёту до середины 50-х годов следование Уокером данной схеме держало его на плаву и он не терял популярности, даже когда конкуренция в электрическом блюзе стала невообразимо сильной. Остаётся поразительным тот факт, что к рок-н-роллу, чьё появление во многом обязано Ти-Боуну, он относился прохладно. «I don’t do rock and roll», - с изрядной долей безразличия отвечал он. Но вкусы слушателей меняются, как известно, и архаичный джазовый блюз во второй половине 50-х стал стремительно выходить из моды, тем самым делая положение Ти-Боуна на американской сцене шатким. К этому стоит добавить возобновившиеся проблемы музыканта с язвой, из-за которой он питался почти одним только козьим молоком.
К началу 60-х карьера Ти-Боуна ожидаемо пошла на спад. Чтобы продержаться на плаву, он присоединился к оркестру Каунта Бейси, тем самым исполнив свою давнюю мечту, и отправился в заокеанское турне. Увы, выступая с Бейси, Уокер чувствовал себя не в своей тарелке, находясь в тени других солистов в оркестре - Джо Уильямса и Джимми Рашинга. Проиграв конкуренцию мастерам вокала, Ти-Боун попрощался с Бейси, но не с европейской публикой. Приняв во внимание, что белое население Парижа, Гамбурга, Лондона, Монтрё просто без ума от чернокожих американских блюзменов, Уокер на правах легенды блюза стал завсегдатаем местных фестивалей. Наряду с Мемфисом Слимом, Джоном Ли Хукером, Вилли Диксоном и другими знаменитыми блюзменами он в ответе за грандиозный подъём интереса британцев к блюзовой музыке в 60-е.
Записав в 1968 году в Париже альбом «Good Feelin’», Ти-Боун по приезде в США с удивлением обнаружил, что взял с ним премию «Грэмми». Это, бесспорно, вселило в него энтузиазм, но здоровье музыканта было слишком подорвано алкоголем и изнуряющими шоу, а он, как известно, имел репутацию крайне продуктивного концертирующего музыканта. Даже учитывая щадящий режим и найм тревел-менеджера, который взял на себя разрешение всех рутинных вопросов, это не пошло на пользу его состоянию. Вида Ли настояла на том, чтобы её супруг взял перерыв, и музыкант нехотя согласился. Трагедия состоялась позже, когда Ти-Боун и саксофонист Эдди Винсон попали в аварию, однако Уокер после нескольких месяцев госпитализации и дальше порывался вернуться в мир музыки. Конец карьеры Ти-Боуна Уокера наступил в 1974-м под новый год, когда у него случился сердечный приступ. Пережив ещё один приступ, музыкант скончался 16 марта 1975 года от полученных осложнений.
Среди сонма выдающихся блюзменов Ти-Боун Уокер, пожалуй, не самый известный и не самый популярный, но так уж бывает с теми исполнителями, кто был вынужден прокладывать путь другим. Чак Берри, Джими Хендрикс, Би Би Кинг, многочисленные представители поколения британского блюз-рока 60-х стоят на плечах титана, во многом сформировавшего архетип рок-гитариста и оказавшего колоссальную роль в том, чтобы электрогитара как солирующий инструмент стала неотъемлемой частью популярной музыки второй половины ХХ века.
Послушать:
Click to view
56 место
Lester Young
Статистика:
Страна: США.
Жанры: Jazz, Swing, Bebop, Cool Jazz.
Время активности: 1933 - 1959.
Количество студийных альбомов: 10.
Ключевое десятилетие: 1940's.
Альбом/компиляция для знакомства: With The Oscar Peterson Trio #1 (1954).
Почитать:
Биография -
ссылкаРадио Jazz -
ссылкаКак Лестер Янг изобрёл кул-джаз -
ссылкаДжазовый президент -
ссылкаДжазовый портал -
ссылкаПортреты знаменитых джазменов -
ссылка От МакЛыди:
Война разделила карьеру Лестера Янга на две неравноценные половины. В первой он играл с Каунтом Бейси, аккомпанировал Билли Холидэй и Нэту 'Кингу' Коулу, создал несколько бэндов и играл на саксофоне и кларнете так, что позже его назовут "Моцартом джаза" (а вообще у него было прозвище "Президент"). "Холодная", расслабленная манера игры и виртуозные импровизации Янга выделялись плавной фразировкой, предвосхитив создание ключевых джазовых сабжанров - бибопа и кул-джаза. Во второй он писал преимущественно баллады, зарабатывал в основном концертной деятельностью и потихоньку спивался. В отличие от многих джазменов той эпохи, Лестер служил по-настоящему. Более того, во время службы он не имел доступа к инструменту, в то время как другие музыканты были членами военного оркестра и никогда ни в кого не стреляли. Кто знает, какой бы была карьера Янга без таких превратностей судьбы, но и того, что он успел сделать, достаточно для упоминания в пантеоне великих.
Послушать:
Click to view