Все меломаны знают, что у истоков рок-н-ролла стояла святая троица: Литтл Ричард, Чак Берри и Фэтс Домино. Взяв блюзовую основу, куплетно-припевную структуру и чуть более широкий набор инструментов, темнокожие ребята в пятидесятые переизобрели музыку, дав толчок для появления рока и его объединения со всеми стилями. Именно Ричарда стоит признать главным связующим звеном между поколениями. Его песни, образ на сцене и феерические живые выступления повлияли на всех, кто позже сделал жанр великим.
Как часто бывает с гениями, в момент расцвета Ричард недополучил признания, соответствующего таланту, да и после сложился стереотип, будто до Элвиса и The Beatles рока не существовало. Он жил не бедно, однако куда большие деньги и почести получали люди с иным цветом кожи и сексуальной ориентацией. Быть чёрным гомосексуалистом и сейчас тяжко, а уж в 1950-60-ые даже статус не спасал (вспомните х/ф "Зелёная книга"). В этом фильме звёздные поклонники Ричарда и оставшиеся в живых друзья объясняют, кто же был настоящим Королём рок-н-ролла.
Главной целью дока является ликбез. Архивные записи с Ричардом, рассказывающем о себе на разных этапах карьеры, чередуются с современными интервью, на которых не потерявшие обаяния люди признаются ему в любви. С помощью кадров послевоенной Америки, фотопрезентаций и ловкого аудиомонтажа мы возвращаемся в то время и вместе с респондентами начинаем восхищаться всеми гранями таланта музыканта. История рок-н-ролла складывается как мозаика, с каждой новой деталью приобретая изысканный вид.
Слегка портит впечатление навязчивость. Несведущим зрителям сходу заявляют, что Элвис никаким Королём не был, а потом повторяют это несколько раз. Апофеозом становится полушутливая речь на Грэмми, когда Ричард, объявляя лучшую новую звезду, кидает со сцены: "Лучшая новая звезда - я! Вы никогда не давали мне статуэток, хотя я породил всех этих рокеров". Скрупулёзно собранные отрывки концертов, поражающие воображение с увеличением возраста главного героя (даже Игги мог им вдохновиться), а также несколько каверов на Ричарда, записанные специально для фильма, становятся живым доказательством этих слов и украшением повествования.
Супервлиятельный артист и супернесчастный человек - подходящая характеристика. Параллельно с историей музыкальных "американских горок" нам рисуют быт певца, где он испытывал трудности по тем же причинам. Родной отец выгнал его из дома ещё до совершеннолетия, узнав о наклонностях. Приходилось работать за копейки и терпеть унижения из-за внешнего вида. Его песни отдавали белым, и те всегда были выше в чартах. "Меня загоняли в рамки ритм-н-блюза, чтобы держать подальше от рок-богатств. Но для белых детей я был героем. Они помещали пластинку «Tutti Frutti» в исполнении Пэта Буна на комод, а мою в ящик, потому что моя версия им нравилась больше, но семьи не хотели меня видеть из-за образа", - вспоминал те времена Ричард.
Хватало в его истории и странностей. Он женился, хотя почти не жил с женой, и всем была очевидна абсурдность поступка. На взлёте карьеры он на 4 года превратился из рокера в священника, исполняя только госпел. Были и запрещённые вещества, и разгульная жизнь, и проблемы с законом, и полит.активность. В более поздние годы, когда накопилась усталость и боль, Ричард вернулся к евангелизму и выпускал альбомы с названиями типа God's Beautiful City. Пока рок-н-ролл развивался, его прародитель медленно увядал.
Ричард был в числе первых принят в Зал славы рок-н-ролла, но не появился на церемонии из-за аварии. Все побрякушки и зелёные бумажки тают под гнётом времени и подлинным величием, но ему было важно хотя бы спустя 30 лет найти признание. Начиная с конца восьмидесятых, разнообразные трибьюты и концерты в его честь, а также почётный Грэмми расставили точки над i. Прожив долгую и пёструю на события жизнь, он ушёл всеми любимым, великим человеком, чьё наследие будет жить вечно.