Musicumentary. Ничто не сравнится (Nothing Compares, 2022)

Feb 04, 2024 13:04





Не беря в расчёт поклонников Шинейд О'Коннор, в последние годы люди поделились на две группы. Первые забыли её (или даже не знали в силу возраста / вкусовых предпочтений), а вторые могли включить какой-то из ранних альбомов и переживали. Слёзы в соц.сетях, одиозные заявления, смены имён - человек явно нуждался в помощи. Когда 26 июля 2023-го по миру пронеслась скорбная весть, некоторые подумали: "Как же так, она была такой молодой", а другие: "Отмучилась, бедная". Учитывая все страдания, 56 прожитых лет кажутся солидным сроком. Несмотря на мысли о суициде, она просто уснула и не проснулась, обретя вечный покой.

В 2021-ом Шинейд выпустила автобиографию, и видимо тогда же появилась идея документального фильма. Певица никогда бы не одобрила режиссёра, не близкого ей по духу, но Кэтрин Фергюсон подошла идеально. Уроженка Белфаста, она стала номинантом на премию "Эмми", лауреатом BIFA и IFTA, а также получила одобрение критиков за новаторские к/м ленты. После десяти лет работ, посвящённых идентичности, гендерной политике и обществу, она стала узнаваемым режиссёром в Ирландии. "Ничто не сравнится" - её дебют в полном метре.

Архивы сохранили маловато видео с О'Коннор. Хронометраж можно было увеличить путём интервью, но все опрашиваемые живут здесь только в качестве закадрового голоса. Для видеоряда используются старые съёмки, новостная хроника, концерты, фотопрезентации, а также снятые специально для фильма эпизоды, где в роли Шинейд задействована юная актриса. Всё сделано довольно стильно, с хорошим монтажом. Повествование лишено эмоций, что-то считывается только из приглушённого голоса главной героини.

Не доказано, страдала ли О'Коннор биполярным расстройством, но Фергюсон сделала это частью своего киноязыка. На протяжении всего фильма мы видим двух разных людей. Одна сражает наповал своей улыбкой, искренностью и добротой, а другая делает вещи, граничащие со здравым смыслом. Причины появления первой ясны: молодость, красота, талант. За короткое время Шинейд прошла путь от подростка, слушающего Уандера в плеере, до рок-дивы, поющей ему со сцены во время "Грэмми". Причин появления второй несколько. Основные: беспричинно злая мать, детство в монастыре и горячая ирландская кровь. "Там, откуда я родом, говорят только правду", - гордо отвечает О'Коннор на прострацию журналиста. Противопоставление работает: личностные изменения как на ладони.

Став популярной, она отказалась принимать правила игры. Постановщица концентрируется на трёх самых значимых эпизодах. В первом Шинейд отказалась проигрывать гимн США перед собственным концертом, обвинив местную индустрию в расизме. Во втором и самом знаменитом она несанкционированно порвала портрет Папы Римского во время Saturday Night Live, обвинив католическую церковь в насилии над детьми. В третьем, состоявшемся через пару недель, О'Коннор освистали на концерте Боба Дилана. Не испугавшись, она смогла спеть а капелла, но эпизод всё равно стал началом конца. Гнев целой нации, падающие продажи и семейные неурядицы вылились в психологические проблемы, из-за чего поп-этап карьеры Шинейд закончился в 1993-ем.

Удивительно, но вместе с этим заканчивается и сам фильм. Разобрав историю падения, Фергюсон признаёт, что больше не было ничего интересного. Мы видим резкий переход на фото постаревшей Шинейд, хронику современных событий с её очевидным вкладом и под великую 'Thank You for Hearing Me' читаем плашку, что семья Принса не разрешила использовать в фильме ту самую песню. Финал дока сделан так, будто влияние О'Коннор связано только с её акционизмом, а не с музыкой. Не сказать ни слова о том, чем жила певица последние 30 лет - странный шаг.

Буквально за две недели до премьеры фильма Шинейд узнала о смерти любимого сына и уже не смогла оправиться. Возможно, Фергюсон была права, сделав финал таким, но публицистический стиль изложения и в целом выхолощенное повествование не позволяют прочувствовать всю трагедию личности. Вместо эмоционального катарсиса лишь констатация, что быть правдорубом с душой тяжелее всего.

musicumentary

Previous post Next post
Up