65 место
Mississippi John Hurt
Статистика:
Страна: США.
Жанры: Piedmont Blues, Country Blues, Delta Blues, Acoustic Blues, Singer-Songwriter.
Время активности: 1901 - 1966.
Количество студийных альбомов: 5.
Ключевое десятилетие: 1920's.
Альбом/компиляция для знакомства: Today! (1966).
Почитать:
Биография -
ссылка От МакЛыди:
Творческую жизнь Джона Хёрта разделяет безмолвный период длиной в 35 (!) лет. В 1928 году он, ещё молодой блюзмен-самоучка, практически случайно оказался на престижной по тем временам студии Okeh Records. Сотрудникам лейбла его посоветовали близкие Хёрта, попросили поверить в талант. За несколько сессий было записано 13 песен, они были выпущены синглами в том же году. Все ждал коммерческий провал. Не помогла даже приписка Mississippi, которую Джону навязали продюсеры. На этом, как всем тогда казалось, профессиональная карьера блюзмена подошла к концу.
Потом была Великая депрессия, Вторая мировая война и долгое зализывание ран. Лейблы, специализировавшиеся на блюзе, закрывались скопом, а их нераспроданные записи уничтожались или пылились в сырых подвалах. Все эти годы Хёрт не переставал писать музыку, но зарабатывал другими, обычными для темнокожего мужчины тех лет делами. Мог попеть в церкви или дать небольшой концерт для зевак, но в сторону студий уже не смотрел.
В 1963 году музыковед Дик Споттсвуд на волне блюзового ренессанса стал изучать компиляцию The Anthology of American Folk Music и отыскивать по стране её героев. Найти Хёрта, учитывая псевдоним и его знаменитую песню "Avalon Blues", не составило труда - человек всю жизнь прожил в Миссисипи. Гораздо удивительнее было увидеть творческую форму, в которой находился блюзмен. Отличный голос, внушительная коллекция собственных песен, неординарные гитарные умения - быстрый синкопированный фингерстайл.
Следующие три года Джон провёл в работе: концерты, сессии, альбомы. Смерть застала музыканта в неподходящий момент - фактически на пике его внезапной славы, осенью 1966-го. Материал, который он успел записать в последние годы жизни, выпускался потом ещё много лет, да и сейчас бывают компиляции и ре-релизы. Первые записи, от 1928 года, также были выпущены альбомом.
Послушать:
Click to view
64 место
Vic Damone
Статистика:
Страна: США.
Жанры: Traditional Pop.
Время активности: 1947 - 2001.
Количество студийных альбомов: 32.
Ключевое десятилетие: 1950's.
Альбом/компиляция для знакомства: Linger Awhile with Vic Damone (1962).
Почитать:
Певец от бога! -
ссылкаНекролог -
ссылка От МакЛыди:
Самым известным фактом о Вике Дамоне является то, что о нём крайне положительно отзывался Фрэнк Синатра. Подчёркивал, что по вокальным данным Вик из своего поколения мало кому уступал. Протекция Синатры и других значимых певцов вроде Перри Комо позволила Дамону взлететь и с 1947 по 1957 год не вылезать из американских чартов. Потом успехи стали локальными, ни одного большого альбома Вик так и не записал. Однако всё равно, вплоть до начала нового века выступал, был активен на телевидении и радио. Долгая карьера и масса известных песен. Всего Дамон записал их около двух тысяч.
Как и многие певцы в стиле традиционного попа, кто по статусу был ниже Синатры или Дина Мартина, сейчас Дамон вспоминается меломанами редко. У нас так и вовсе почти неизвестен. С одной стороны, это логично. Вся его история успеха заточена под американскую публику. То, что он не нашёл в себя эпоху LP, очень важный пойнт. С другой стороны, вокал действительно был прекрасный. За вклад в мировую музыку говорить тяжело, но кого-то он своими умело взятыми нотками точно вдохновил на творчество. Возможно, в этом списке были и ваши кумиры.
Послушать:
Click to view
63 место
Sonny Boy Williamson
Статистика:
Страна: США.
Жанры: Chicago Blues, Blues, Electric Blues.
Время активности: 1935 - 1965.
Количество студийных альбомов: 3.
Ключевое десятилетие: 1950's.
Альбом/компиляция для знакомства: Down and Out Blues (1959).
Почитать:
Биография -
ссылкаТемная сторона блюза -
ссылка Уголок меломана:
История от Глеба.
Если оставить за скобками джазмена Эноха Уильямса, который в 1940-е также пользовался псевдонимом Sonny Boy (сынок, сынуля), то музыкальных персонажей, известных как Сонни Бой Уильямсон, в истории насчитывается двое. Оба они были чернокожими американскими блюзменами, оба играли на губной гармонике и, что интересно, выступали приблизительно в одно и то же время, так что долгие годы в их биографиях было много неразберихи и белых пятен. К счастью для нас, ещё в 90-е годы усилиями блюзоведов в жизнеописаниях Уильямсонов был, насколько это возможно, наведён порядок. Однако некоторые эпизоды их карьер по-прежнему таят в себе неясности, создавая ореол загадочности и подстёгивая интерес к этим без преувеличения выдающимся музыкантам.
Итак, по уже устоявшейся традиции и во избежание путаницы, человека, известного под именем Джона Ли Кёртиса Уильямсона (1914-1948), мы будем называть Сонни Бой Уильямсон I, а Алека (или Алекса) Миллера (в ранние годы Форда) (1912-1965) будем называть Сонни Бой Уильямсон II. При этом надо понимать, что в официальных каталогах, равно как и выходных данных музыкальных записей, такого различия никогда не делалось и оба этих музыканта всюду именовались одинаково. Тем не менее дискографии их сольных записей достаточно легко отделяются друг от друга, поскольку считается, что СБУ II не делал студийных записей ранее 1951 года, то есть к тому времени как СБУ I не было в живых уже три года.
Редкий случай появления в этой рубрике музыканта, специализирующегося на губной гармонике, требует небольшой предыстории этого инструмента. Семейство музыкальных инструментов, известное как губные органы, имеет древнее происхождение и географически связано с Восточной Азией. В XVIII веке французский миссионер-иезуит Жан Амио привёз в Европу китайский губной орган шэн, послуживший прототипом для современной губной гармоники. Европейские мастера начали изготовлять гармоники в 1820-х годах. Предполагалось её использование при исполнении классической музыки. В США инструмент попал немногим позже, однако распространение получил почти исключительно среди бедноты, нередко использовавшись как детская игрушка. В американский фольклор губная гармоника входит во время войны Севера и Юга. Также известно, что на ней играли знаменитый законник Уайетт Эрп и небезызвестный бандит Малыш Билли.
К 1920 году губная гармоника приобрела свои современные очертания и стала эпизодически использоваться в коммерческих записях, в том числе и в блюзе. Известно, что в 1920-х годах в CША выходило радиошоу «Hohner Harmony Hour» (Хонер - немецкий производитель музыкальных инструментов). Пока титул старейшей блюзовой песни с использованием губной гармоники удерживает сингл Клары Смит «My Doggone Lazy Man» (играет Херберт Леонард), записанный 31 января 1924 года, но не исключено, что музыковедами будут обнаружены и более ранние работы. Широкое распространение гармоника получила, что неудивительно, в ранней музыке кантри. Первой звездой этого направления стал «волшебник гармоники» (так его окрестили) ДеФорд Бэйли, с чьим именем связывают зарождение музыкальной индустрии Нэшвилла. Визитной карточкой Бэйли была песня «Pan American Blues», в которой он гармоникой имитировал движение поезда по соответствующей железнодорожной магистрали. К слову, профпригодность игроков на губной гармонике зачастую проверяли по их способности изображать поезд, так что эта тема была весьма популярна. Другим новаторским музыкантом был Ларри Эдлер, усилиями которого данный инструмент был популяризован в эстрадной музыке.
Таким образом, когда Джон Ли Кёртис Уильямсон, ещё будучи подростком, начал осваивать игру на губной гармонике, это не было из ряда вон выходящим поступком. Так делали многие, у кого был этот незамысловатый музыкальный инструмент. Но в то же время немногим удалось достичь виртуозного владения гармоникой, ещё меньшим - своей игрой оказать влияние на ход музыкальной истории. СБУ I был не просто талантливым и неординарным исполнителем, он действительно творил историю блюзовой музыки и в данном жанре занимает место весьма почётное. Уильямсона называют пионером и крёстным отцом блюзовой гармоники. Его песни были популярны при жизни, превратившись в классику, а затем получили перерождение в 60-е в эпоху новой волны рок-музыки.
СБУ I появился на свет в 1914 году в округе Мэдисон, штат Теннесси. Своего отца - Рэйфа Уильямсона - Джон Ли не помнил, так как тот умер очень рано. Нэнси - его мать - позже вышла замуж за некоего Уилли Атли, ставшего будущему музыканту отчимом. Именно она подарила своему сыну гармонику на Рождество. Было ему тогда одиннадцать лет, и с тех пор он никогда с этим инструментом надолго не расставался. Учился играть на ней Джон самостоятельно, слушая пластинки и имитируя различные окружающие звуки, в чём, надо полагать, значительно преуспел. Будучи страстно увлечённым музыкой, юный Джон поспешил туда, куда обычно отправлялись все начинающие музыканты в то время, - в церковь неподалёку, где стал петь на богослужениях в составе хора. Впрочем, была одна загвоздка, которая крайне расстраивала Джона - в церкви, увы, было запрещено играть на гармонике.
Подростя, Сонни Бой стал выступать в окрестных барах и других подобных развлекательных заведениях, где на его небезынтересное музыкальное чутьё обратили внимание другие. В частности, местная звезда - гитарист и исполнитель блюзов из Теннесси «Соня» Джон Эстес - пригласил Джона Ли в свою группу, с которой они колесили по Теннесси, Арканзасу и другим депрессивным штатам Юга. Здесь нельзя не упомянуть о Хэмми Никсоне и Ноа Льюисе - это были два других харпера (так называли гармонистов), периодически и в разное время сотрудничавшие с Эстесом. Они были намного старше Джона Ли и многому его научили, хотя это не помешало Уильямсону изобрести свой собственный стиль.
Причина, почему стиль СБУ I так разительно отличается от стилей других харперов, может крыться в особенностях его дикции, а точнее в связи с дефектом речи, вызывающем эффект заплетающегося языка. Известно, что Уильямсон комплексовал по этому поводу и потому заставлял гармонику «петь» вместо него самого. Сей недостаток музыкант превратил в характерную особенность своего стиля, который, как оказалось, органично подошёл блюзовой музыке. Многие блюзмены после Уильямсона признавались, что пытались подражать его сбивчивой манере играть и петь, но это было физически невозможно убедительно повторить человеку с нормальной дикцией.
В 1934 году нелёгкая судьба проторенной дорожкой занесла СБУ I в Чикаго, штат Иллинойс, где грубое и двуличное обаяние многолюдного индустриального мегаполиса очаровало его. Многие странствующие музыканты из района дельты Миссисипи заканчивали свой путь именно в Чикаго - мекке городского блюза. Уильямсон в их числе, и он также сменил привычный для его родины кантри-стиль на урбан-стиль промышленного города. Следуя чикагской моде, Джон Ли сколотил своё комбо - небольшой ансамбль - и стал выступать с ним. Кроме того, его нередко приглашали для совместного выступления другие блюзмены. Но комбо Уильямсона среди сотен других стояло особняком, так как было единственным, в котором харпер был бэндлидером и главным действующим лицом. Фактически комбо СБУ I стало первым знаменитым блюзовым комбо, в котором гармоника была доминирующим, а не вспомогательным инструментом.
Несмотря на большую конкуренцию и необычность своего стиля, Уильямсону удалось найти в Чикаго тёплое местечко. В 1937 году рекрутер лейбла «Bluebird Records» Лестер Мелроуз, чьей персоне обязаны своей карьерой многие видные музыканты, предложил Уильямсону контракт и получил согласие. Не лишним будет вспомнить, что появление так называемого чикагского блюза в коммерческом смысле связывают именно с фигурой Мелроуза, который пытался поставить под личный контроль всех наиболее перспективных исполнителей, оседавших в Чикаго. В 30-е годы стиль «блюбёрд-саунд» и чикагский блюз являлись почти что синонимами. Что интересно, Лестер Мелроуз не верил в будущее электрифицированного блюза, поэтому, к примеру, такого исполнителя как Мадди Уотерс он на прослушивании «забраковал». Однако, как мы знаем, чикагский блюз ныне ассоциируется главным образом с электрогитарным звуком, а это значит, что Мелроуз был недальновиден и его ставка не сыграла. Верх одержал Мадди Уотерс, а «Bluebird Records» после Второй мировой войны почти перестал функционировать как «живой» лейбл, занимаясь одними лишь переизданиями старых записей. Кстати, Уильямсон частенько на концертах пропускал звучание гармоники через усилитель (одно из его нововведений) и в этом вопросе был солидарен с Уотерсом.
Вернёмся к 1937 году. Уильямсон женился и тогда же записал свои первые студийные записи, в том числе незабвенную классику блюза «Good Morning, Little Schoolgirl». Стоит сказать, что мелодию для этой песни СБУ I позаимствовал у Эйбрахама Бонда - гитариста, с которым вместе играли упомянутые выше Эстес и Никсон. На этих записях уже отчётливо просматривается оригинальное видение Уильямсоном роли гармоники в структуре композиции. Применяя приём антифонии, музыкант использует гармонику в качестве своего второго голоса, создавая эффект, известный как вызов-и-отклик (call-and-response). Уильямсон держит равновесие, играя агрессивно, но деликатно, тонко чувствуя, где мелодии необходима встряска, а где простота и плавность.
В последующие десять лет никто не мог сбросить СБУ I с пьедестала главного харпера Соединённых Штатов. Его пластинки стали популярны в Детройте, Нью-Йорке и других городах, занимали в чартах высокие места. Он успел записать немало блюзов, ставших стандартами, и поиграть на одной сцене с настоящими легендами блюза. К сожалению, из жизни он ушёл рано, в 34 года. Около шести утра 1 июня 1948 года Уильямсон возвращался после своего выступления в чикагском клубе «Плантэйшн». Он по-прежнему был звездой, хотя уже полгода не записывался в студии. Не дойдя до дверей своего дома какую-то сотню метров, грабитель ударил его ледорубом и отнял у музыканта деньги. «Господи, помилуй», - успел проговорить Сонни Бой и упал без чувств. Супруга Уильямсона похоронила мужа в Теннесси, как он завещал в одном из своих блюзов. Дальнейшие обстоятельства, которых мы ещё коснёмся, затуманили биографию великого блюзмена. Долгое время не было системных исследований его жизни и творчества, а лишь заметки и мемуары очевидцев. Относительно недавно появились публикации о нём: «Bluebird blues» Вольфганга Лоренца (1986) на немецком языке и «John Lee "Sonny Boy" Williamson: The Blues Harmonica of Chicago's Bronzeville» японского исследователя американской музыки Мицутоси Инабы (2016).
Алек Миллер, которого мы условились именовать СБУ II, был персоной медийной и своей яркой славой затмил имя СБУ I. Находясь на пике своей популярности во время вояжей в Европу в 60-х, он дал серию интервью, в которых вместо правдивой информации поведал о себе небылицы, укоренившиеся затем в памяти людей. Миллер совершенно не стеснял себя в полёте фантазии и в разных интервью выдумывал различные истории про свою жизнь. Словно насмехаясь над журналистами, одних только вариантов дат и мест своего рождения он назвал не менее пяти. Понадобилось много времени, чтобы разобраться, что было вымыслом, а что правдой в рассказах Миллера. Тем не менее ряд его утверждений, пожалуй, никогда не удастся подтвердить или опровергнуть. Что ж, загадочность персоны музыканта была неотъемлемой частью его имиджа, пусть остаётся таковой и дальше.
Исследователями установлено, что мальчик Алек (или же Алекс) родился в семье некой Милли Форд и был её двадцать первым (!) ребёнком. На место рождения претендуют несколько посёлков, но все они находятся в штате Миссисипи. С определением настоящей даты рождения долгое время были сложности, так как Алек любил прибавлять себе для солидности то пять, то десять, а то и целых восемнадцать лет. На надгробном камне его могилы неверно указаны даты как рождения, так и смерти. Однако с большой долей уверенности можно утверждать, что СБУ II родился в декабре 1912 года. Он был всего на полтора года старше СБУ I, а не на пятнадцать или двадцать, во что предлагалось поверить собеседникам Миллера в 60-е. Личность отца Алека достоверно не установлена, а муж Милли Джим Миллер был его отчимом.
На губной гармонике Алек Миллер, прозванный Рисом за пристрастие к молочной рисовой каше, начал учиться играть в пять лет. Так, по крайней мере, говорили его сёстры, когда были живы. Придётся поверить на слово. Как и в то, что сами они не одобряли блюзовую стезю «младшенького», хотя любили его всем сердцем за непосредственность и взбалмошный характер. О ранней музыкальной карьере Миллера ходит много легенд. В 30-е годы, то есть уже будучи вполне взрослым, он под псевдонимами «Рис» Миллер и Грустный Мальчик (Little Boy Blue) разъезжал по городам и весям дельты Миссисипи и выступал в так называемых джук-джойнтах - забегаловках для чернокожих - за скромную плату в пару центов, а то и попросту за миску вчерашнего супа.
Надо полагать, именно дорожные приключения так или иначе привели Миллера к знакомству с поистине прославленными знаменитостями от мира блюза, к коим относятся Элмор Джеймс, «Большой» Джо Уильямс, Роберт Найтхоук и, конечно же, Роберт Джонсон. О Джонсоне, который по красивой легенде продал душу дьяволу в обмен на умение играть блюз лучше всех, Миллер любил рассказывать с особым упоением. Он даже придумал историю о том, как легендарный блюзмен умер у него на руках. В краснобайстве перед Миллером, пожалуй, преград не было. Зато достоверно известно, что пасынок Джонсона по имени Роберт Локвуд-младший, тоже гитарист, стал другом и многолетним творческим партнёром Алека Миллера. Гуру блюза Вилли Диксон, о котором уже писалось в этой рубрике ранее, однажды в 30-е годы стал очевидцем выступления этой пары. Миллер, по его словам, дурачился на сцене и играл на гармонике без рук.
В 1941 году вместе с Локвудом Миллер получил работу в Арканзасе на ныне старейшем действующем радиошоу Соединённых Штатов «King Biscuit Time». Спонсор данного шоу Макс Мур по личной инициативе с целью поднятия ажиотажа стал представлять «Риса» Миллера своим слушателям именем Сонни Боя Уильямсона - уже известного на тот момент харпера из Чикаго. То, что сейчас повлекло бы за собой тяжёлые юридические последствия, в 40-е годы сошло с рук музыканту и его покровителю. Не вполне ясна позиция самого СБУ I на счёт этого вопиющего инцидента. По одной из версий настоящий Уильямсон в 1942 году или около того приезжал в Мемфис для выяснения отношений с «однофамильцем». В результате якобы сошлись на том, что Миллер не будет делать студийных записей под псевдонимом «Сонни Бой Уильямсон». А так как «King Biscuit Time» не транслировалось в Чикаго, Джону Ли не был нанесён какой-либо материальный ущерб. По менее прозаичной версии, поведанной Локвудом, Джону Ли Уильямсону надавали тумаков и триумфально выгнали из города, наплевав на его требования. Сам же Миллер всегда утверждал на голубом глазу, что он и есть настоящий Сонни Бой, а не тот «выскочка» из Чикаго, однако от ответа на вопрос, почему им не делалось студийных записей ранее 50-х, тактично уклонялся.
В 1949, когда СБУ I уже не было в живых, Миллер стал вести своё шоу на радио Мемфиса. Он подружился и жил у Честера Бёрнетта, более известного под сценическим именем Воющий Волк (Howlin' Wolf). Позже Миллер женился на сводной сестре Бёрнетта Мэй. В 1951 году, как уже говорилось, СБУ II впервые выпустил пластинку. Произошло это благодаря усилиям Лиллиан МакМерри, одной из первых женщин-музыкальных продюсеров, которая владела лейблом «Trumpet Records». Что ещё более удивительно, она была белой и специализировалась на госпеле и блюзе. Миллер записывался не только соло, но и гостил на синглах других музыкантов. Так, в том же 1951 году (а возможно это была одна и та же рекординговая сессия) вышла незабвенная перепевка классики Роберта Джонсона «Dust My Broom» в исполнении Элмора Джеймса, старого приятеля Миллера, и Алек украсил её игрой на своей гармонике.
Будет уместным отметить, что СБУ II хоть и присвоил себе чужой псевдоним, но никогда не пытался присвоить себе музыку СБУ I или каким-либо образом подражать ему стилистически. Напротив, Миллер избегал манящего очарования Чикаго и потому сохранил в своей игре приверженность старому доброму сельскому или, иными словами, акустическому стилю Юга в противовес урбанистической «электрической» традиции Севера. Песни Миллера зачастую интроспективные, повествуют о событиях из жизни самого музыканта, о его мыслях, чувствах. При этом манера игры СБУ II характеризуется теплотой, яркой и приятной, почти дружественной эмоциональностью. Он любил импровизировать, гармоника в его руках была не просто куском металла, а жила насыщенной жизнью. Следует сказать и об артистизме и эстетике выступлений Миллера (а он прекрасно играл на публике). Вернее о том, как музыкант держал руки, голову и всё тело, его жестах, мимике - всё это стало примером для подражания многих харперов более позднего периода.
В 1955 году «Trumpet Records» постиг финансовый крах, и все обязательства СБУ II перешли в руки руководства чикагского лейбла «Chess Records», пока ещё малоизвестного. Удивительно, что, оказавшись в Чикаго, Миллер не изменил своему стилю и чутью даже тогда. Достаточно сравнить его, например, с другой звездой «Chess» и коллегой по харперскому цеху «Маленьким» Уолтером (Little Walter), который играл жёстко, ритмично и был, казалось, полной противоположностью Алеку. Вместе с Мадди Уотерсом, Уолтером, своим шурином Хаулин Вулфом и старым другом Локвудом Миллер вскорости возвысил рейтинг лейбла до национального уровня. На стыке 50-х и 60-х СБУ II немного затерялся (вообще он позволял себе брать отпуск на несколько месяцев), пытаясь найти себе новое место то в Кливленде, то в Милуоки, то снова в Чикаго. Новый этап его карьеры стал неожиданно связан с заграничной поездкой по странам Европы в рамках фестиваля фолк- и блюзовой музыки.
Оказавшись в Европе, в особенности в Англии, Миллер удивлялся, насколько тепло его там принимают. Музыкант отвечал публике взаимностью, был словоохотлив, всюду источал улыбку. Зрители, приходившие на его концерты, воспринимали Миллера не иначе как легендарного исполнителя, к которому необходимо относиться с почтением и уважением. Сам он также держал марку: на сцену поднимался в красивом строгом костюме, на голове - шляпа-котелок, неизменный атрибут ещё с давних времён. Но всё внимание затаивших дыхание очевидцев было приковано к саквояжу, в котором Миллер перевозил свои гармоники. Он трепетно открывал его, доставал оттуда не просто гармонику, а частичку магии, и начинал играть. В Британию он не раз и, надо сказать, небезуспешно возвращался. СБУ II был в числе первой волны американских блюзменов, которые раскрутили британскую блюзовую лихорадку. Тогда новые группы, игравшие на первый взгляд чуждую белому человеку музыку негритянских бедолаг, появлялись как грибы после дождя. Нескольким удалось поиграть с Миллером на одной сцене: вспомнить хотя бы The Yardbirds с совсем молодым гитаристом Эриком Клэптоном (альбом был издан значительно позже, в 1966 году).
Но опыт совместных выступлений с рок-группами Миллер продолжил и после возвращения в США. В 1965 году канадо-американский ансамбль Levon and the Hawks, который ранее был аккомпанирующей группой рок-н-ролльного певца Ронни Хоукинса, решил пригласить к сотрудничеству СБУ II. Тот согласился, поскольку их совместный джем-сейшн произвёл неожиданно благоприятное впечатление. Но до студийной работы дело так и не дошло. Увы, Алек Миллер вскоре после их встречи скончался. 25 мая 1965 года Миллер не явился для участия в шоу «King Biscuit Time», начались поиски музыканта. Его тело обнаружили в гостинице, где он, судя по всему, умер во сне от сердечного приступа. Так закончилась история жизни Сонни Боя Уильямсона II. А музыканты из Levon and the Hawks себя ещё проявили, примкнув в том же году к Бобу Дилану и превратившись в группу, известную под названием The Band.
Послушать:
Click to view
62 место
Charles Trenet
Статистика:
Страна: Франция.
Жанры: Chanson.
Время активности: 1933 - 1999.
Количество студийных альбомов: 28.
Ключевое десятилетие: 1940's.
Альбом/компиляция для знакомства: Anthologie (1994).
Почитать:
Биография -
ссылкаПоющий безумец -
ссылкаИстория двух легендарных песен -
ссылка От МакЛыди:
Жанр классического шансона зародился ещё в конце XIX века, но силу стал набирать во французских кабаре 1920-ых годов. До какого-то времени это была минорная, в лучшем случае духоподъёмная музыка, не предназначенная для танца. В шансоне была лишь драматичность традиционной французской песни, некоторые даже применяли термин "сиротская песня" - сами понимаете ассоциацию. Шарль Трене был первым, кто решил ввести в моду своей страны свинг и джаз. Под его чутким руководством жанр шансона стал мажорным и во всех смыслах позитивным. И именно эта музыка спасала народ в ужасающее военное время.
Тяжело найти фото Трене, на котором он не улыбается. Несмотря на довольно тяжёлую жизнь, этот человек все преграды разбивал своим хорошим настроением. Он быстро стал звездой на родине, причём какое-то время писал для других. На разогреве у него выступала Эдит Пиаф - как вам такой факт? Его называли "поющим безумцем" за вызывающее поведение на сцене - прыгал, бегал, гримасничал, кричал. Задолго до Элтона Джона и Джея Хокинса. Он смог стать своим и на Бродвее, где стал узнаваемым актёром. С ним дружили звёзды по обе стороны Атлантики, а карьера продолжалась почти 70 лет. Его песни до сих пор адаптируют на разные языки, а самые известные перепевались бесчисленное количество раз. Удивительный мастер, о котором в наше время вспоминают преступно мало.
Послушать:
Click to view
61 место
Yves Montand
Статистика:
Страна: Франция.
Жанры: Chanson.
Время активности: 1946 - 1991.
Количество студийных альбомов: 39.
Ключевое десятилетие: 1950's.
Альбом/компиляция для знакомства: Chansons populaires de France (1956).
Почитать:
Биография -
ссылкаЕго музыка и его женщины -
ссылкаИ тогда Ив Монтан спросил Хрущёва: Зачем? -
ссылкаНе отрекаются любя -
ссылкаТалант и женщины -
ссылкаКогда поет далекий друг -
ссылка От МакЛыди:
В силу возраста и не самых обширных знаний культуры прошлого века имя Ива Монтана мне известно постольку-поскольку. Однако все факты говорят о том, что в СССР он был одним из самых почитаемых зарубежных творцов. Был в Советах с гастролями в 1956 году - один этот факт поражает. Из прошлых героев рубрики вспоминаю только Иму Сумак с такой ачивкой. Только что тому больше поспособствовало, кино или музыка? Сейчас очевидно, что Монтан-актёр оставил в истории больший след, чем Монтан-певец, но было ли это так очевидно в годы его взлёта? Большинство статей о Монтане на русском рассказывают о его романах и взаимной любви к СССР, о музыкальной карьере информации минимум. Насколько понимаю, сам он не писал, на статус музыкального новатора не претендует. Зато харизмой и вокалом обладал будь здоров! Я послушал несколько альбомов шансонье и получил массу удовольствия.
Послушать:
Click to view