Погружение. XX век. Композиторы-академисты. 20-16

Jan 20, 2022 00:44






20 место
Henryk Górecki







Статистика:
Страна: Польша.
Время жизни: 1933 - 2010.
Жанры: Modern Classical.

Почитать:
Биография - ссылка
Кроссворд-кафе - ссылка
Poland4U - ссылка
Между возвышенностью и страданием - ссылка
Духовные аспекты в творчестве современных польских композиторов - ссылка

От МакЛыди:
Классифицировать творчество Гурецкого нелегко. Множатся попытки приписать его к течению «новой духовности», к искусству «Нью-Эйдж» или включать в постмодернизм. Постмодернизм? - только перед этим следовало бы вырвать эту музыку из ее собственной почвы значений и смыслов и пересадить на делянку «культуры исчерпанности». И это даже окажется не так трудно, если перепутать страдание с исчерпанностью. В свою очередь, предлог для включения Гурецкого в течение «Нью-Эйдж» дают его сочинения созерцательного характера. Это тоже нетрудно. Но останется вопрос, какого рода это созерцание. Разумеется, слушатель может созерцать эту музыку, как ему захочется. Однако если он хотел бы остаться в согласии с ее сущностью, то раньше или позже он дойдёт до христианской молитвы - то смиренной и полной доверия, искренней и сердечной, то драматической. Вопрос - может ли сердечная молитва христианина быть постмодернистской?

Вершиной творчества Генрика Горецки стала Третья симфония для сопрано с оркестром «Симфония скорбных песнопений», написанная в 1976 году. Ее, и всю музыку, написанную композитором в 70-е и позже, называют образцом «сакрального минимализма». В либретто Третьей симфонии Горецки использует три текста: плач 15 столетия, письмо на стене в тюрьме гестапо, написанный девочкой-подростком, в Закопане, и силезская народная песня о боли матери, потерявшей сына на войне. Тема «разлука смертью» была навеяна событиями второй мировой войны, в которой Польша стала средоточием всех концентрационных фашистских лагерей, сжигавших миллионы людей в специально построенных для этого печах.

Я родился в Силезии… Старой, древней польской земле. Но там всегда сосуществовали три культуры: польская, чешская, немецкая… Почему я люблю чешскую музыку? Откуда взялись мои знания и любовь к немецкой и австрийской музыке? Почему я преклоняюсь перед Моцартом, Шуманом, Шубертом, Брамсом, Бетховеном, Бахом? Почему я очарован Шимановским и Шопеном? Почему я вырос с ними? Потому что в начале своего музыкального обучения, когда я не имел ни малейшего представления о музыке - эти имена всегда были рядом со мной: Бетховен, Шопен, Шимановский… Нужно ли кому-то смотреть на это как-то особенно, нужно ли кому-то размышлять много об этом? Я не так думаю… Никто не выбирает время и место рождения.

~~~

Как и многие, я впервые узнал о Гурецком благодаря группе Lamb. Тогда же были попытки послушать что-то у композитора, но они остались безуспешными. Сложно было почувствовать хоть что-то. Сейчас я освежил третью симфонию в нескольких вариациях (трип-хоп и тут оставил свой след - одна из самых знаменитых записей сделана с вокалом Бет Гиббонс), послушал Lerchenmusik, несколько струнных квартетов и Miserere. Теперь ощущений выше крыши. Основные - боль и страх.

Послушать:

image Click to view



19 место
Tan Dun







Статистика:
Страна: Китай.
Время жизни: 1957 - н.в.
Жанры: Film Score, Modern Classical.

Почитать:
Биография - ссылка
Досье личности - ссылка
Арт-квартал - ссылка
Буддизм и эстетика музыки Тань Дуня - ссылка

От МакЛыди:
Китайский композитор и дирижёр Тань Дунь прослыл гением и экспериментатором. В его новаторских произведениях слышны необычные, почти шаманские звуки: журчание текущей воды, шорох рвущейся бумаги и звон фарфоровых чашечек. Музыка Тань Дуня завораживает с первых аккордов, привлекая внимание всё новых слушателей уникальным сочетанием элементов классического и неоклассического жанров, восточного и западного музыкальных стилей, традиционных и модернистских тенденций. Музыкальный гений Тань Дуня признан не только в кругу поклонников классической музыки. Любители кинематографа знают его как автора саундтреков к фильмам «Герой» и «Крадущийся тигр, затаившийся дракон».

Дунь создал произведения в стиле так называемой «органической музыки», в том числе четыре симфонических концерта, раскрывающих музыкальный потенциал таких природных материй, как вода, бумага, камень и керамика. По словам композитора, эти предметы олицетворяют для него китайскую культуру: течение реки Янцзы и два китайских изобретения - бумагу и фарфор. Особенность использования данного стиля можно проследить в опере «Чай - зеркало души» (2002, в соавторстве с Сюй Иномом). Опера, в которой название каждого акта соответствует материалам используемых инструментов, а также сюжету оперы. Так, первый акт «Вода, огонь» начинается с чайной церемонии, в то время как ударники манипулируют стеклянными чашами, наполненными водой. Во втором акте «Бумага» используются рисовые бумажные барабаны и в заключительном акте «Керамика, камни» ударники играют на разбитых цветочных горшках.

Композитор Тань Дунь является представителем современного музыкального искусства, новатором в симфонической, оперной и киномузыке. Для его сочинений характерны смешение различных музыкальных традиций, мультимедийность, театрально-ритуальный характер, эксперименты в создании «органической музыки». Музыка Тань Дуня, созданная в соответствии с его новаторскими художественными идеями, органично сочетает в себе китайские национальные элементы, принося зрителям сильные эмоции и даря аудиовизуальный праздник. В современном мире неизбежно, что музыка со всего мира будет обмениваться и интегрироваться друг с другом в разнообразной форме. Философия буддизма учит человека жить в гармонии с природой. Это взаимодействие природы и человека композитор передаёт в своих произведениях через звуки воды, шорох бумаги, стук камней, пение птиц. Эти природные, «органические» звуки для несведущего западного слушателя являются своеобразным «перформансом», словно пронизанным манифестом экологического движения. Но это не совсем так. Соединяя границы восточной философии и классической теории музыки, Тань Дунь удостоился права называться послом доброй воли ЮНЕСКО. Корпус послов представлен видными общественными деятелями, чьё всемирное признание содействует популяризации идей и программ Организации в области образования, науки и культуры. Благодаря Тань Дуню всё больше людей в мире слушают и понимают китайское национальное искусство, китайскую национальную музыку на мировой музыкальной арене.

~~~

Ещё один композитор, который вполне уместно смотрелся бы в перечне деятелей кино (у него даже Оскар есть). Я послушал симфоническую поэму, пьесу Xun, концерт для оркестра и прямо сейчас дослушиваю ораторию Water Passion. Этого оказалось достаточно, чтобы прочувствовать ни на что не похожий авторский стиль Дуня. Природа в его творениях живёт и развивается параллельно с инструментарием и вокалом.

Послушать:

image Click to view



18 место
John Adams







Статистика:
Страна: США.
Время жизни: 1947 - н.в.
Жанры: Post-Minimalism, Modern Classical, Opera, Tone Poem, Concerto, Chamber Music.

Почитать:
Биография - ссылка
Belcanto - ссылка
OperaNews - ссылка
Орфей - ссылка
Однофамильцы и тёзки: Джон Кулидж Адамс и Джон Лютер Адамс - ссылка

От МакЛыди:
Американский композитор и дирижёр; ведущий представитель стиля, в котором так называемый минимализм (характерные черты - лаконизм фактуры, повторность элементов), представленный в американской музыке Стивом Райком и Филипом Глассом, сочетается с более традиционными чертами. Адамс впервые привлёк к себе внимание септетом для струнных (Shaker Loops, 1978): это сочинение критики хвалили за оригинальность стиля, в котором авангардизм Гласса и Райка сочетается с неоромантическими формами и музыкальной повествовательностью. Утверждали даже, что в это время Адамс помог своим старшим коллегам Глассу и Райку нащупать новое творческое направление, где жёсткость стиля смягчается и музыка делается доступной для более широкого круга слушателей.

Сочетание акустического и электронного звучания - частый приём Адамса, однако его творчество не сводится к узнаваемым паттернам минимализма. Этот метод композитор объединяет с традиционными формами. Среди известных работ Адамса - «Harmonium» для хора с оркестром, электронная композиция «Available Light», произведения для оркестра «Harmonielehre» и «Short Ride in a Fast Machine», «Hallelujah Junction» для двух фортепиано. К примеру, создавая «Harmonielehre» («Учение о гармонии») композитор вдохновлялся сном, в котором проезжая по мосту в Сан-Франциско, увидел нефтяной танкер, переворачивающийся носом кверху и взлетающий, словно ракета.

Первоначально я намеревался написать детскую пьесу, и мои намерения состояли в том, чтобы взять голоса детей и добавить их в ткань акустических и электронных инструментов. Но прежде чем я начал ее писать, у меня была одна странная интермедия: я сидел в своей студии, изучая партитуру камерной симфонии Шёнберга, и пока я это делал, я слышал, как мой семилетний сын Сэм в соседней комнате смотрел мультфильмы (хорошие мультфильмы, старые, из 50-х годов). Гиперактивные, настойчиво агрессивные и акробатические партитуры для мультфильмов смешались у меня в голове с музыкой Шёнберга, самой гиперактивной, акробатической, и я вдруг понял, как много общего было у этих двух традиций.

~~~

Удивительно, что есть два композитора по имени Джон Адамс, причём из одного поколения и одной национальности. Послушал Shaker Loops, Two Fanfares For Orchestra, Lollapalooza, концерт для скрипки и саундтрек к фильму "Я - это любовь", в котором собраны сочинения Адамса разных эпох. "Петли" понравились больше всего. Несмотря на статус пост-минималиста, Адамс показался мне во многом консерватором на фоне других минималистов XX века.

Послушать:

image Click to view



17 место
György Ligeti







Статистика:
Страна: Венгрия.
Время жизни: 1923 - 2006.
Жанры: Modern Classical.

Почитать:
Биография - ссылка
Belcanto - ссылка
Музыкальная Академия - ссылка
Главный авангардист Венгрии - ссылка
Реквием Дьёрдя Лигети как феномен западного музыкального авангарда - ссылка
Живопись и гравюра в опере Д. Лигети «Великий Мертвиарх» - ссылка
Времена и пространства Дьёрдя Лигети - ссылка
Позднее фортепианное творчество Дьёрдя Лигети - ссылка
Из цикла «Главные имена новой музыки» - ссылка

От МакЛыди:
Отвечая уже на вопрос, Лигети перечислил композиторов, которые оказали на него особенно сильное влияние: Окегем, Фрескобальди, Бах, Брамс, Малер, Барток, Стравинский, Булез, Штокхаузен и Нанкарроу. И это был не просто перечень громких имён. Позднее, беседуя с Лигети, я неодно­кратно мог убедиться в том, что он удивительно хорошо разбирался в музыке масте­ров прошлого вообще и названных им авто­ров в особенности. Он обладал поразительной эру­дицией, о чем, впрочем, красноречиво сви­детельствуют и его произведения. Дьёрдь Ли­гети неустанно впитывал и переосмысливал окружающий его мир, что для предста­ви­теля поколения, которое, можно сказать, принципиально отрывалось от традиции, было скорее нетипично. Конечно же, это было связано прежде всего со свойствами его личности. Однако, как представляется, не последнюю роль в укреплении такой позиции сыграли также условия, в которых рос и формировался будущий музыкант: сложное начало жизненного пути, постоянная борьба с превратностями судьбы, а также необходимость порой самостоятельно приобретать профессиональные знания.

Сопряжение минутного и бесконечного - что это, как не жизнь человеческая? В своих наиболее новаторских и известных сочинениях, открывших новые закономерности музыкальной процессуальности и звучности, Лигети пытался композиционными средствами передать этот стык мига и бесконечности как заторможенное время, как застывшую атмосферу. Для этого ему и понадобилось изобретение микрополифонической техники письма и однородных сонорных массивов. Суть микрополифонической техники заключается в столь стремительном и предельно минимализированном по длительностям включении имитационных, контрапунктических оркестровых партий, что никакой, даже самый искушённый и подготовленный слушатель не успевает засечь и услышать многочисленность полифонических наслоений и разветвлений. То есть в этом полифонизированном звуковом потоке растворяется, исчезает основная полифоническая составляющая - ясное различение контрапунктических голосов и линий. Сам автор называл микрополифонию ««неслышимой» полифонией, отдельные моменты которой обособленно не воспринимаются, хотя каждый в отдельности согласуется с характером всей полифонической сети. Иными словами, индивидуальные голоса и конфигурации этих голосов остаются за порогом восприятия, однако каждый голос и каждая конфигурация отражаются на целостной структуре». А по образному выражению А. Шнитке, микрополифония Лигети - это когда «канон идет «косяком», а голоса включаются через тридцать вторую».

Даже используя в 80-е в своей музыке элементы яркой интонационности, чёткой ритмопульсации, приёмы коллажа и полистилистики, он, как и прежде, оставался самим собой - Дьёрдьем Лигети, композитором перепутья, композитором «западо-востока», композитором, одной ногой стоящим в будущем, а другой увязшим в прошлом. Возможно, поэтому и новаторство его не было ошеломляюще футуристическим, не опередило время на десяток лет вперед, а шло вровень со своей эпохой, намечая отдельные ее направления и движения. И возможно, по этой же причине, музыка Лигети, не в пример большинству его коллег-авангардистов, пользовалась успехом не только в узкой среде профессионалов, но и в далеких от элитарного круга специалистов аудиториях.

~~~

Лигети слушал ещё давно, но только сейчас осознал, насколько велико его наследие. Композитор поработал в массе разных жанров. За последние недели успел прослушать несколько дисков из полного собрания сочинений György Ligeti Edition (там были инструментальные работы для струнного оркестра и клавишных, а также работы а капелла). Довольно сложная для понимания музыка, но отдельные пьесы восхитительны.

Послушать:

image Click to view



16 место
Benjamin Britten







Статистика:
Страна: Англия.
Время жизни: 1913 - 1976.
Жанры: Modern Classical, Opera, Concerto, Romanticism, Choral, Orchestral.

Почитать:
Биография - ссылка
Soundtimes - ссылка
Belcanto - ссылка
Что и зачем нужно знать о Бенджамине Бриттене - ссылка
О жанровом развитии в инструментальных циклах Бенджамина Бриттена - ссылка
Путеводитель по оркестру - ссылка
Великий мастер 20 века - ссылка

От МакЛыди:
Он начал с музыки для радиоспектаклей, телевидения, кино и театра. Как и любой англичанин, Бриттен обожал хоровую музыку и писал много вокальных сочинений: оратории, кантаты, антемы, отдельные хоры и песни. Огромную нишу в его творчестве занимают вокальные циклы - особый жанр, состоящий из песен со сквозным музыкаль­ным сюжетом. Бриттен использовал его и тем самым «продвигал» английских поэтов: Перси Биши Шелли, Альфреда Теннисона, Сэмюэля Тейлора Кольриджа, Уильяма Блейка, Томаса Мидлтона и других. У «зрелого» Бриттена большое количество произведений для оркестра: симфо­ниетты, сюиты, фортепианный и скрипичный концер­ты, симфония для виолончели с оркестром (написанная специально для Мстислава Ростропо­вича) - и множество сочинений для различных инструментов: фортепиано, виолончели, скрипки, гобоя, гитары, несколь­ко струнных квартетов. Бриттену удалось «запол­нить пробелы» тех самых пропу­щенных в Англии эпох: в собственном английском корпусе произведений не было класси­ческой симфо­нии, вокальных циклов, инструмен­тальных концертов. А благодаря Бриттену всё это появилось, пусть и уже в ХХ веке. Кроме разнообразных жанров Бриттен перепробовал всё новаторское из первой половины ХХ века: у него есть неоклассические сочинения, есть импрессио­нистская музыка (например, «Озарения» на слова Артюра Рембо), есть экспрессионист­ские образы и звучания, немного символистского (например, «Поворот винта»), было и самое аван­гардное того времени - произ­ве­дения в додека­фонной технике, предложенной Арнольдом Шёнбергом, композитором первой волны авангарда.

Ни в ранние годы, ни на более поздних этапах своей творческой эволюции Бриттен не ставил перед собой задач первооткрывателя новых технических приёмов композиции или теоретических обоснований своего индивидуального стиля. В отличие от многих своих сверстников, Бриттен никогда не увлекался погоней за «самым новым», равно как и не старался найти поддержки в устоявшихся приёмах композиции, унаследованных от мастеров предшествующих поколений. Он руководствуется, прежде всего, свободным полетом воображения, фантазии, реалистической целесообразностью, а не принадлежностью к одной из многочисленных «школ» нашего века. Бриттен ценил творческую искренность больше, чем схоластическую догму, в какие бы ультрасовременные наряды ее ни облекали. Он позволял всем ветрам эпохи проникать в свою творческую лабораторию, проникать, но не распоряжаться в ней. Возродив английскую оперу, Бриттен стал одним из крупнейших новаторов этого жанра в двадцатом веке.

Бриттен широко известен как музыкант-просветитель. Подобно С. Прокофьеву и К. Орфу, он создал много музыки для детей и юношества. В его музыкальном спектакле «Давайте делать оперу» (1948) зрители непосредственно участвуют в процессе исполнения. «Вариации и фуга на тему Перселла» написаны как «путеводитель по оркестру для молодежи», знакомящий слушателей с тембрами различных инструментов. Одна из главных тем творчества Бриттена - протест против насилия, войны, утверждение ценности хрупкого и незащищенного человеческого мира - получила высшее выражение в «Военном реквиеме» (1961), где наряду с традиционным текстом католической службы использованы антивоенные стихи У. Одена. Помимо композиторской деятельности Бриттен выступал как пианист и дирижер, гастролируя в разных странах.

Бриттен - великий композитор XX века, поднявший на значительную высоту престиж английской национальной школы. Бескомпромиссность его творческого метода впечатляет. Композитору удалось создать свой узнаваемый, глубоко личностный, насыщенный оригинальным мелодизмом и в то же время остросовременными звучностями музыкальный язык, обогащённый яркой экспрессивностью образов, смелыми гармоническими находками, тонкой оркестровой звукописью и изощрённой полифонией, сохраняющий, в определённой мере, преемственность с великими достижениями прошлого.

~~~

Перечень прослушанного: The Young Person's Guide to the Orchestra, Simple Symphony, Night Piece for Piano, A Hymn to the Virgin, Holiday Diary. Уже говорил, что с британскими композиторами у меня не ладится, но вот Бриттен пока оказался милее всех.

Послушать:

image Click to view


Погружение

Previous post Next post
Up