Погружение. XX век. Кинокомпозиторы. 20-16

Jan 07, 2022 21:05






20 место
Jerry Goldsmith







Статистика:
Страна: США.
Время жизни: 1929 - 2004.
Ключевое десятилетие: 1970's.
Самый знаменитый фильм: "Чужой" (1979).

Почитать:
Биография - ссылка
Судьба музыкального гения в современной культуре - ссылка

От МакЛыди:
Джерри Голдсмит отлично вписывается в перечень композиторов этой части проекта и был бы уместен в ней даже без разделения на кинематографию/академию. Ученик Миклоша Рожи, вдохновлявшийся в начале творческого пути Дебюсси и Стравинским, Голдсмит ненавидел, когда его называли кинокомпозитором. Он не видел отличий между музыкой для кино и самостоятельными инструментальными произведениями, которые можно слушать без видеосопровождения. Этим объясняется как плодовитость творца, так и его бесконечные ссоры с режиссёрами. Показательна история с Ридли Скоттом. Постановщик "Чужого" очень полюбил саундтрек к фильму и лестно высказывался о Голдсмите, в то время как композитор недоумевал, почему на титрах прозвучала не та версия композиции, которая должна была быть там изначально. За свою долгую карьеру он написал огромное количество сочинений, при этом постоянно меняя стиль (от чисто оперного, духового звучания, до активного использования электроники и комбинаций с элементами индастриала) и успев поработать в, наверное, всех возможных жанрах кино. Возможно, для человека, стартовавшего в начале пятидесятых, а закончившего уже в нашем веке, Голдсмит получил не очень много наград, но когда рядом с ним ставят эпитет "гениальный" - это ничуть не преувеличение. Он неоднократно собственными руками менял моду и тенденции в киномузыке.

Послушать:

image Click to view



19 место
Bernard Herrmann







Статистика:
Страна: США.
Время жизни: 1911 - 1975.
Ключевое десятилетие: 1940's.
Самый знаменитый фильм: "Таксист" (1976).

Почитать:
Биография - ссылка
Дирижер всего Голливуда - ссылка

От МакЛыди:
Любой, хоть немного разбирающийся в кино человек сможет объяснить вам, что такое саспенс. В качестве классического примера в первых рядах будет упомянут Альфред Хичкок и, возможно, слово "музыка" (или её словесное описание). Но немногие знают, что к 8 фильмам лучшего творческого периода маэстро хоррора саундтреки писал один и тот же мастер. Его звали Бернард Херрман, и вклад этого композитора в становление киномузыки сложно переоценить. Человек, который первым решил разнообразно эмоционально дополнять разные эпизоды, а не лишь подчёркивать их отличие друг от друга. За рамками дуэта с Хичкоком у Херрмана тоже хватало отличных работ. В том числе, свой единственный Оскар он получил за саундтрек к фэнтези-драме "Дьявол и Дэниэл Уэбстер" Уильяма Дитерле.

Уголок меломана:
Статья от Глеба, который совсем недавно отметил День рождения.

Творчество кинокомпозиторов неразрывно связано с существующими тенденциями в кинематографе. В эпоху немого кино было редкостью, когда создатели фильма обременяли себя составлением инструкций насчёт того, каким должно быть музыкальное сопровождение их произведений. В подавляющем большинстве случаев тапёры интерпретировали происходящее на экране по собственному разумению, стало быть, такую музыку нельзя было считать принадлежностью кинокартины, хотя в зависимости от мастерства пианиста она и могла обладать определёнными достоинствами. С момента появления звукового кино, оно трансформировалось в аудиовизуальное искусство, в котором саундтрек выступал в качестве полноценного художественного элемента. Однако были и свои подводные камни. С одной стороны, кинокомпозитор получал творческую свободу, но с другой - всегда был ограничен видением режиссёра, сдерживался требованиями студии и продюсеров, являясь по сути наёмным работником. Указанная двойственность накладывала отпечаток на труд кинокомпозитора и, безусловно, определяла специфику его работы.

Бернард Херрман по праву считается одним из величайших кинокомпозиторов мира. Его послужной список впечатляет: он начал с «Гражданина Кейна» Уэллса (1941), а закончил «Таксистом» Скорсезе (1975), между ними уместились аж восемь лент Хичкока, включая его классические блокбастеры, а также коллаборации с Робертом Уайзом, Франсуа Трюффо, Брайаном Де Пальма. Секрет успешной карьеры Херрмана состоял в том, что он предпочитал работать с режиссёрами авторского кино, нуждающимися в нетипичном саундтреке, но по-настоящему выдающимся его делает то, что он одним из первых композиторов стал применять на практике новые принципы создания киномузыки. Это был переход от метода синхронности к методу контрапункта, то есть музыка должна была не повторять происходящее на экране, а функционально дополнять его, наполнять повествование драматургией.

Весьма любопытна история отца Бернарда - его звали Абрам Дардик и происходил он из города Староконстантинова. Позже семья переехала в соседний Проскуров (ныне Хмельницкий), в котором находилась многочисленная еврейская община. Абрам был горячим парнем с тяжёлым характером (это качество, по-видимому, передалось и сыну) и по молодости бежал в Одессу, где уговорил капитана принять его юнгой на борт китобойного судна. Впрочем, морская жизнь была тяжела для юного Абрама, и он попросил высадиться на Гавайях. Там Дардик несколько лет проработал помощником надсмотрщика на сахарной плантации, но рост пошлин сделал этот бизнес невыгодным. Тогда Абрам снова устроился китобоем, однако, не успев далеко отплыть, потерпел кораблекрушение и был вынужден полтора месяца жить на острове Святого Павла в Беринговом море, пока выживших не подобрал на свой борт американский теплоход «Берта». Всеми правдами и неправдами Абрам Дардик оказался в Соединённых Штатах, где осел и, опасаясь поначалу своего еврейского происхождения, неоднократно менял фамилию, пока не остановился на немецкой Herrmann. Нетрудно догадаться, что когда его сын Бенни сочинял кантату «Моби Дик», он вдохновлялся рассказами отца о его морских приключениях.

Впрочем, при рождении (1911) будущий композитор имел имя Максимилиан, которое он всегда недолюбливал и в итоге сменил на Бернард. Херрман рос в Нью-Йорке, детство его проходило в кругу местной еврейской интеллигенции. Отец познакомил мальчика с оперой и, когда тот достаточно приобщился к музыкальному искусству, стал оплачивать занятия скрипкой. Бенни Херрман получил прекрасное образование в нью-йоркском университете и к двадцати годам имел свой собственный камерный оркестр. Всемирно известная американская телерадиокомпания CBS в 1934 году пригласила Херрмана на должность дирижёра, а позже он возглавил отделение, ответственное за радиоспектакли - в то время это был престижный и важный пост, ведь телевещание только зарождалось и главенствующую роль в досуге американцев играло радио.

Херрман значительно преуспел в работе на CBS. Считается, что его опыт постановки радиодрам оказал ощутимое влияние на его стиль как кинокомпозитора. Ему очень помогало выработанное за эти годы чувство момента, так как он уже на интуитивном уровне угадывал, каким должен быть звукообраз в той или иной сцене фильма. В стенах CBS Херрман познакомился с молодым и амбициозным энтузиастом радиовещания Орсоном Уэллсом, с которым у него сложились плодотворные творческие отношения. Радиотеатр Уэллса был одним из увлекательнейших времяпрепровождений для тогдашней публики: чего стоит только знаменитая радиопостановка «Войны миров» 1938 года, вызвавшая у слушателей ажиотаж, а у некоторых даже панику. Оформлением музыки к ней также занимался Херрман.

Когда Уэллс ставил свой первый прокатный фильм «Гражданин Кейн» (1941), сочинить саундтрек к нему он поручил Бернарду Херрману - для него это также был кинодебют. Ознакомившись с состоянием дел в новой для себя отрасли, композитор с прискорбием констатировал, что она находится в упадке. И действительно, написание музыки для кино тогда считалось не более чем дополнительным заработком для театральных композиторов. Никто глубоко не анализировал задачи, которые ставятся перед киномузыкой, не формировались её теоретические основы, отсутствовала критика. Херрман с сожалением отмечает, что в современных ему фильмах музыка подчиняется закону Микки Мауса, как это в шутку называлось. Имеется в виду примитивизм, при котором весёлые сцены сопровождает ритмичная потешная музыка, любовные сцены - характерные романтические аккорды, и так далее. Всё плоско и шаблонно. Херрман, разумеется, счёл для себя невозможным заниматься подобными вещами, поэтому для Уэллса он подготовил музыкальное сопровождение, которое соотносилось с мыслями и устремлениями героя фильма, оно отображало характер персонажа, жило вместе с ним.

В 1942 году фильм «Гражданин Кейн» был номинирован на «Оскар» в нескольких категориях, в том числе и за музыку, но конкретно в ней не победил. Без награды, однако, Херрман всё равно не ушёл, так как выиграла другая лента, к которой он сочинил саундтрек, - «Дьявол и Дэниэл Уэбстер» Уильяма Дитерле. Это был первый и единственный «Оскар» в карьере композитора, всего же он выдвигался на премию пять раз - поразительно мало. С 1943 по 1951 год Бернард Херрман был занят написанием своей единственной оперы «Грозовой перевал», основанной на одноимённом романе Эмили Бронте. Эта «долгоиграющая» работа превратилась в средоточие главных музыкальных идей композитора. Он заимствовал в оперу многочисленные фрагменты из своих предыдущих кинофильмов, а после того, как работа над ней была завершена, она сама послужила источником для саундтреков, преимущественно к фильмам Альфреда Хичкока. Опера «Грозовой перевал» так и не была поставлена при жизни Херрмана.

С Хичкоком у Херрмана сложились тесные и профессиональные отношения. Это редкий пример того, как режиссёрский стиль органично дополнялся музыкой, подчёркивающей его достоинства. Приём остинато, то есть зацикливание мелодии, которым пользовался композитор, прекрасно подходил для нагнетания саспенса в триллерах, заставляя зрителя сидеть как на иголках. Хичкок высоко ценил вклад Херрмана и полностью доверял его чутью. Бернарду такое положение дел очень импонировало, поскольку он не терпел вмешательства в собственный творческий процесс, требовал полную свободу действий. Вместе с тем, Херрман был не из тех композиторов, кто заглядывает на съёмочную площадку только по большим праздникам. Развитие сюжета, динамика сцен, интерьеры, свет - всё это, по мнению Херрмана, необходимо было учитывать, чтобы добиться оптимального сочетания визуальных и звуковых образов. А начинал Бернард с того, что выделял эпизоды, в которых музыкальное сопровождение вовсе не требуется. Он относился к киномузыке не как к красивому фону, а как к строго обоснованному художественному инструменту.

Кстати, в экспериментальной хичкоковской ленте «Птицы» саундтрека как такового нет, а есть лишь подражательные шумы, модулируемые электронными устройствами. Это единственный случай, когда Херрман выступил не в амплуа композитора, а в качестве консультанта по звуковым эффектам. Зато другой знаменитый фильм - «Психо» - с музыкальной точки зрения был растаскан на цитаты. Чего стоит только знаменитая сцена в душе, в которой изначально предполагалось обойтись без музыки. Редкий хоррор с того времени обходится без памятных скрипичных запилов, под которые маньяк расправляется с героиней фильма. В ремейке картины «Человек, который слишком много знал» (1956) Херрман отметился не только переосмыслением оригинального саундтрека Артура Бенджамина, превратившегося в монструозную двенадцатиминутную кантату в безмолвной кульминационной фазе фильма, но и появлением на экране в камео в образе дирижёра.

И всё же, рано или поздно успешный тандем Хичкока и Херрмана должен был подойти к завершению. Для шпионского триллера «Разорванный занавес» композитор сочинил подобающе мрачный саундтрек, в то время как режиссёр и стоявшая за ним студия «Universal» настаивали на мажорных и запоминающихся мелодиях в духе модной бондианы, которые очевидно не подходили фильму. После ожесточённых, но коротких препирательств Херрман с лёгким сердцем расстался с Хичкоком, резюмировав: «У меня была карьера до тебя, будет и после тебя». Тут можно добавить, что и во время сотрудничества с Альфредом Бернард успевал сочинять музыку для кинокартин других режиссёров, особо можно выделить пеплумы о приключениях аргонавтов, Синдбада-морехода, а также экранизации Жюля Верна. К этому, казалось бы, несерьёзному кино Херрман относился вполне ответственно, он даже считал с профессиональной точки зрения полезным «отвлекаться» на иные жанры, чтобы творческая мысль не застаивалась в голове.

После размолвки с Хичкоком композитор отправился в Европу, где его, конечно же, радушно приняли. По иронии судьбы следующим режиссёром, с которым Херрман стал работать, оказался Франсуа Трюффо - автор книги об Альфреде Хичкоке. С ним Бернард начал трудиться над экранизацией романа Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», причём сам писатель рекомендовал Трюффо кандидатуру Херрмана. Результат превзошёл все ожидания, ведь недаром Франсуа говорил нашему герою, сравнивая его с другими современными композиторами: «Вы пишете музыку 21-го века, а они - 20-го».

Херрман в своём творчестве упорно придерживался того принципа, что киномузыка может и должна обладать необходимыми качествами, чтобы исполняться отдельно от фильма. И его саундтреки, как можно убедиться, исполняют симфонические оркестры. Такая позиция сразу же высвечивает очевидные трудности, ведь нелегко создать саундтрек, который был бы самодостаточным произведением вне контекста фильма, но Херрман был убеждён, что это возможно и к этому должен стремиться каждый композитор, желающий записать поистине великую музыку. Херрман был бескомпромиссен к себе, не прощал недоделок и халтуры. Последняя его работа - пасмурный и импульсивный саундтрек к неонуару Мартина Скорсезе «Таксист» - была высоко оценена за глубину чувств. Она была завершена накануне смерти композитора. 24 декабря 1975 года Бернарда Херрмана не стало.

Послушать:

image Click to view



18 место
A. R. Rahman







Статистика:
Страна: Индия.
Время жизни: 1967 - н.в.
Ключевое десятилетие: 2000's.
Самый знаменитый фильм: "Миллионер из трущоб" (2008).

Почитать:
Биография - ссылка
Статья на Salve - ссылка

От МакЛыди:
Аллах Ракха Рахман считается большой звездой в Индии ещё с конца девяностых. Выпуская в среднем по 7 саундтреков в год - не мудрено. Плюс нельзя забывать о его певческих талантах, сочинениях вне кинематографа и общей популяризации классической индийской музыки в современной культуре. Другое дело, что если б не знакомство с Дэнни Бойлом, он вряд ли стал бы своим в Голливуде и, как следствие, едва ли оказался бы в моём проекте. "Миллионер из трущоб" ярко разделил жизнь индуса на до и после. Мощнейший и легендарный, но лишь по меркам своей страны, композитор вмиг стал мировой звездой, а последующая коллаборация с Pussycat Dolls - это вообще было что-то из ряда вон выходящее. Не сразу вспоминается другой пример слияния композиторского мастерства с поп-культурой (кроме Циммера). Фильм был просто потрясающим и открыл перед Рахманом все двери. Не сказать, что с тех пор он стал нарасхват, но периодически его продолжают звать в зарубежные проекты. Ну а в родной стране каждый мало-мальский перспективный проект сразу обращается к композитору за помощью. Он не отказывается - на 2022 год запланировано 5 новых саундтреков.

Послушать:

image Click to view



17 место
Dario Marianelli







Статистика:
Страна: Италия.
Время жизни: 1963 - н.в.
Ключевое десятилетие: 2000's.
Самый знаменитый фильм: "«V» значит Вендетта" (2006).

Почитать:
Биография - ссылка
Статья на Синемафии - ссылка
Волшебник кино-музыки - ссылка

От МакЛыди:
Марианелли является главным продолжателем традиций итальянских композиторов, зарождённых в прошлом веке. Дело, начатое Морриконе и Рота, продолжает жить именно в его музыке, и это поистине тяжёлая ноша. Если со многими творцами из мира кино постепенно происходит переход из прикладного искусство в чистый академизм, то в случае Марианелли произошёл обратный случай. Он начинал с квинтетов и камерных пьес (причём небезуспешно; были даже награды), но постепенно обретал стиль как автор музыки к театральным постановкам. Потом появились связи и первая работа на телевидении, ну а дальше в жизнь итальянца пришло кино. Было это в конце девяностых, а первый по-настоящему заметный фильм с музыкой Марианелли, "Братья Гримм", вышел в середине нулевых. В том же году случился и прорыв - "Гордость и предубеждение", первая номинация на Оскар. Европеец сходу смог заявить о себе в Голливуде и с тех пор является одним из самых востребованных музыкальных деятелей из мира кино. Пьесы, думается, совсем забросил.

Послушать:

image Click to view



16 место
Michael Giacchino







Статистика:
Страна: США.
Время жизни: 1967 - н.в.
Ключевое десятилетие: 2000's.
Самый знаменитый фильм: "Зверополис" (2016).

Почитать:
Биография - ссылка
Статья на Синемафии - ссылка
Статья на Своей Школе - ссылка

От МакЛыди:
Джаккино совсем немножко успел задеть девяностые (самый известный фильм того периода - "Мой братец Бейб", меньше 1000 оценок на КП), поэтому его присутствие здесь легитимно, но вообще Майкл - представитель новой школы композиторов, человек нового поколения. Он начал работать в кинематографе тогда, когда все большие и маленькие революции уже совершились. Не могу сказать, что у него есть какой-то узнаваемый стиль и тяга к экспериментам, да и выбор лент не поражает воображение в плане жанров (много боевиков и мультфильмов). Но при этом Джаккино уже третье десятилетие гарантирует качество, если вы снимаете экшен. Быть композитором сразу в трёх текущих франшизах ("Человек-паук", "Мир Юрского периода" и "Миссия: невыполнима"), а также собрать комбо из анимации, которую знают все ("Рататуй", "Вверх", "Головоломка", "Зверополис", "Тайна Коко") - такое просто неподвластно человеку без вкуса и чувства прекрасного. Я люблю музыку Джаккино, но почти никогда не слушаю её в отрыве от фильма.

Послушать:

image Click to view


Погружение

Previous post Next post
Up