85 место
Charles Brown
Статистика:
Страна: США.
Жанры: Blues, Piano Blues, Christmas Music, Rhythm & Blues, Electric Blues, Vocal Jazz.
Время активности: 1943 - 1999.
Количество студийных альбомов: 22.
Ключевое десятилетие: 1950's.
Альбом/компиляция для знакомства: Driftin' Blues: The Best of Charles Brown (1992).
Почитать:
Биография -
ссылкаПамяти музыканта -
ссылка От МакЛыди:
Чем больше я погружаюсь в эту часть проекта, тем больше понимаю, что многие великие имена прошлого совершенно не известны на пост-советском пространстве. Гугл настойчиво отказывается находить о них хоть какую-то полезную информацию на русском языке, а искать по подвальным форумам и мёртвым блогам слишком времязатратно. Тут бы сесть, перечитать английские статьи, скомпоновать вам всё в приличном виде и сделать таким образом хоть что-то полезное, но я довольно ленив, да и смысл проекта вижу не в этом. Моё дело - немного заинтересовать, а ваше - потом всё найти, почитать и послушать самим. Приводить ссылки на англоязычные статьи я не буду.
В середине сороковых, как раз на пост-военный период, пришёлся расцвет Чарльза Брауна как блюзмена-новатора. Тогда как большинство его коллег изливали душу с помощью гитары и надрывного вокала, Чарльз сел за пианино и тихо, непринуждённо и завораживающе стал рассказывать народу свои истории. До него пиано-блюз уже исполняли Бесси Смит, Лерой Карр, Кларенс Лофтон и даже Скип Джеймс, но у всех них жанр приобретал нотку водевиля, эдакой постановки, заставляющий больше танцевать, а не мыслить. Браун сделал всё наоборот, фактически явив миру новый вид блюза. Поджанр оказался наиболее близок к джазу и идеален для ночных посиделок. Американские военные любили эту музыку. Впоследствии большое значение Брауна на собственное творчество признавали Рэй Чарльз и Флойд Дисксон.
Большую часть сороковых Чарльз работал внутри коллективов, где был на первых ролях, но уже в 1948-ом стали появляться первые соло-релизы. Успех пришёл к музыканту в качестве соло-артиста. Все пятидесятые он всячески преобразовывал пиано-блюз звучание, получив известность и в ритм-н-блюз, и в джаз-тусовке. Большинство синглов Брауна в период с 1948 по 1956 год были коммерчески успешными. Затем, с приходом рок-н-ролла, жанр Брауна быстро устарел, а самому музыканту ничего не оставалось, кроме как давать редкие концерты для небольшой горстки поклонников. Два десятилетия о нём почти ничего не было слышно. Неожиданный прорыв случился в 1986-ом, когда люди, уважающие классическую американскую музыку, изумились форме некогда знаменитого блюзмена на его живом альбоме. Больше всего шока испытала Бонни Рейтт, взявшая его с собой в турне и таким образом давшая новый толчок карьере. Вплоть до своей смерти 13 лет спустя Браун продолжал гастролировать и выпускать новый материал.
Послушать:
Click to view
84 место
Big Mama Thornton
Статистика:
Страна: США.
Жанры: Rhythm & Blues, Electric Blues, Blues, Jump Blues, Chicago Blues, Soul Blues.
Время активности: 1947 - 1984.
Количество студийных альбомов: 6.
Ключевое десятилетие: 1950's.
Альбом/компиляция для знакомства: In Europe (1966).
Почитать:
Биография -
ссылкаСтатья с Bad Lemon -
ссылка От МакЛыди:
Если у рандомного человека спросить, за что исполнительницу блюза в пятидесятые могли назвать "большой мамой", статистика покажет больше угадавших, чем не приблизившихся к истине. Эта женщина внушительных размеров не давала спуску ни одному мужчине рядом с собой, явив миру первый образец "girl power" в музыкальной истории. В отличие от капризной и ветреной Ма Рейни (основываясь на образе из недавнего фильма), мисс Торнтон реально могла дать в бубен любому мужику. Да так, чтобы у того звёздочки из глаз посыпались. Такая реально коня на скаку остановит.
Урождённая Уилли Мэй Торнтон очень рано ушла из семьи (ещё до совершеннолетия) и никогда профессионально музыке не училась. Она лишь наблюдала за другими и пыталась повторять. Получилось неплохо - в её арсенале были игра на нескольких музыкальных инструментах. Но главное - мощнейший голос, в пятидесятые с ней мало кого можно было поставить в один ряд. Зачастую в мужском наряде, она выходила на сцену клуба и отказывалась пользоваться микрофоном: "Меня услышат и так". Действительно, слышали, даже самые дальние ряды. Несмотря на все свои таланты, Биг Мама никогда не была суперзвездой, а многие её песни становились хитами в исполнении других людей (в том числе и её собственные). Судьба сыграла с ней злую шутку, не позволив стать миллионером. Но поражает, что коммерческие неудачи ничуть не охладили её пыл. Когда в середине шестидесятых мир разрывали Битлз и Стоунз, Торнтон повезла свой блюз... в Европу. Находящаяся в отличной форме певица смогла навести шороху там, где блюз обычно не в чести, в самое неподходящее для этого время. Альбом In Europe сейчас считается классикой блюза.
После европейского турне артистка всё больше стала прикладываться к бутылке и постепенно растеряла всю свою мощь. Официальные источники отмечают год смерти, 1984-ый, последним творчески активным, но вряд ли это правда: ужасно похудевшая и сильно постаревшая певица заканчивала жизнь в доме престарелых. Какие-то живые выступления можно найти за 1980 год, но их лучше не смотреть.
Послушать:
Click to view
83 место
Big Bill Broonzy
Статистика:
Страна: США.
Жанры: Acoustic Chicago Blues, Country Blues, Blues, Acoustic Blues, Delta Blues.
Время активности: 1927 - 1958.
Количество студийных альбомов: 11.
Ключевое десятилетие: 1930's.
Альбом/компиляция для знакомства: Big Bill Broonzy Sings Folk Songs (1962).
Почитать:
Биография -
ссылкаСтатья с Peoples -
ссылкаСтатья с blues.ru -
ссылка От МакЛыди:
"Для меня все песни - фолк-песни, ведь в них поют люди, а не лошади", - вот неточная цитата Биг Билла Брунзи, красочно рисующая его творческий портрет. Он служил во время Первой мировой войны, работал проповедником и батраком, гонял мулов и мог бы прожить самую обычную жизнь чернокожего человека, чья незавидная молодость пришлась на двадцатые, если б не огромное желание создавать что-то прекрасное и новаторская жилка. Достоверно известно, что Брунзи был одним из первых, кто совместил классические фолк и блюз в новоявленный акустический Чикаго-саунд, а также тем, кто одним из первых начал играть электрический блюз, ознаменовавший одну из главных революций в рамках жанра вообще. Большой Билл написал больше 300 блюзов, многие из которых сейчас считаются стандартами и продолжают перепеваться всё новыми артистами. Как и героиня проекта, о которой написано выше, Брунзи смог завоевать и европейскую аудиторию, когда на Родине его стиль, казалось, приелся. За более чем тридцатилетнюю карьеру Билл успел очень много придумать и сочинить, оказав огромное влияние на последующие поколения блюзменов. Он их уже не застал, не смог насладиться новыми талантами вдоволь, а вот слушатели, недавно проклинавшие Брунзи за потворство белокожей аудитории, после его смерти лишь посыпали голову пеплом. Такие альбомы, как Muddy Waters Sings "Big Bill" заставили их полюбить автора ещё сильнее, чем когда-либо.
Послушать:
Click to view
82 место
Les Baxter
Статистика:
Страна: США.
Жанры: Exotica, Film Score, Space Age Pop, Easy Listening, Light Music, Film Soundtrack.
Время активности: 1943 - 1995.
Количество студийных альбомов: 38.
Ключевое десятилетие: 1950's.
Альбом/компиляция для знакомства: The Exotic Moods of Les Baxter (1996).
Почитать:
Биография -
ссылкаСтатья с Peoples -
ссылка От МакЛыди:
Если смотреть только на набор тегов, то не так уж просто догадаться, что речь идёт об исполнителе, начинавшем в первой половине прошлого века. Конечно, жанром "экзотика", в котором он был одним из первопроходцев, сейчас уже почти ничего не маркируют, зато остальные всё ещё в ходу. Лес Бакстер был новатором, смотревшим на 10-20 лет вперёд, но так вышло, что жанры, в которых он творил, довольно быстро уступили пальму первенства другим, более массовым. Оттого и закрепился композитор в умах новых поколений как автор музыки к б-муви и среднего уровня инструменталов. Это, конечно, неверно. У всей современной "лёгкой" музыки ноги растут из сороковых, и Бакстер точно не последний человек в её развитии. Более подробно напишет мой товарищ.
Уголок меломана:
Глеб врывается.
Хотя Лекс Бакстер оставался активным участником музыкального мира вплоть до своей смерти в 1996 году, наибольшее признание получили его работы, выпущенные до середины 50-х годов. С этой точки зрения творчество Бакстера можно отнести к предыдущей эпохе поп-музыки - эпохе до появления рок-н-ролла. Более того, имеется соблазн проложить символический водораздел между этими эпохами по 1956 году, то есть именно тогда, когда композицию «The Poor People of Paris», записанную Бакстером и его оркестром, с вершины американского хит-парада Billboard сместил (а точнее смёл) сингл Элвиса Пресли «Heartbreak Hotel». «Парижане» стали последним чарт-топером в карьере Бакстера, для Элвиса же это был первый триумф, и, конечно же, у Короля всё ещё было впереди. Вместе с тем, нельзя сказать, что все музыкальные идеи Бакстера остались далеко в прошлом и морально устарели. К сожалению, наш герой не дожил несколько лет до того момента, когда они вновь получили продолжение и развитие. По этой причине жизнь и творчество Леса Бакстера заслуживают внимание и в наше время.
Лесли Томпсон Бакстер родился в 1922 году в городе Мехия, что в штате Техас, но его семья вскоре переехала в Детройт, где прошло детство будущего композитора. Лес рано проявил интерес к музыке, начав с пяти лет осваивать фортепиано, а позже и кларнет. Также он неплохо пел. Прослыв музыкальным вундеркиндом, Бакстер с присущей ему прилежностью отучился в музыкальной школе Детройта, после чего продолжил обучение в университете Пеппердайн в Малибу, штат Калифорния. Надо сказать, что именно тогда - в период формирования собственного музыкального мышления - Бакстер столкнулся с рядом трудностей, внёсших, как оказалось, серьёзные коррективы в его дальнейшую судьбу. Несмотря на очевидные перспективы, он так и не смог заставить себя пойти по пути профессионального пианиста, исполняющего классические произведения. Свой отказ Лес аргументировал тем, что классика в наше время лишена стильности. В это слово он, однако, вкладывал нечто большее, чем просто внешнюю привлекательность. 40-е годы были временем инноваций, поиска новых подходов - и Бакстер решил найти собственный рецепт современной американской музыки, адекватный текущему положению вещей в обществе.
Бакстер, разумеется, отдавал себе отчёт в том, что в некотором роде он возвращается в исходную точку, где ему предстояло всё начать с нуля. И всё же, ему нужно было от чего-то отталкиваться. Ещё учась в Пеппердайн, Лес не упускал возможности прорекламировать свои таланты в джазовых клубах Лос-Анджелеса и преуспел в качестве пианиста и саксофониста. Джаз, будучи музыкой модной, привлекал Бакстера гибкостью, возможностью трансформаций. В середине 40-х Бакстер вошёл в состав вокальной группы The Mel-Tones, ведомой музыкантом Мелом Торме, а это был уже достаточно серьёзный уровень. Интересно, что Торме был в дружеских отношениях с Фрэнком Синатрой. По правде говоря, The Mel-Tones создавались по подобию сопровождающей Синатру группы The Pied Pipers, только аккомпанировали они не Синатре, а другому выдающемуся певцу - Арти Шоу (Артуру Аршавскому). Сходство Бакстера и Шоу было в том, что оба они испытали большое влияние композитора Игоря Стравинского. Для Леса принципы Стравинского в части композиции, гармонии, баланса впоследствии стали основой основ его собственных произведений.
The Mel-Tones были также одной из первых вокальных групп, которым удалось умело объединить стилистику джаза с эстрадной поп-музыкой, хотя это, очевидно, означало неотъемлемое упрощение композиций, даже, если угодно, примитивизацию. Этого термина Бакстер никогда не стыдился, более того, эту идею он всячески подхватил. Композитор неоднократно подчёркивал, что создание вычурных пассажей не его стихия. «Я не интеллектуальный композитор, но пишу эмоциональную музыку, - говорил он. - Следование простому стилю - вот в чём секрет коммерческого успеха». Но в чём заключалась эта простота? Этот ответ был найден Бакстером не сразу, но он знал в каком направлении искать. Отгадка была найдена им за пределами Соединённых Штатов. Ещё в Детройте юный Лес познакомился с традиционной китайской музыкой и был впечатлён тем, что она разительно отличается от музыки европейской и американской, делая акцент на имитации звуков природы, причём самой фактуре звука уделялось большое внимание. Музыка природы и стала той надстройкой, которую Бакстер водрузил на базис, почерпнутый у Стравинского.
Лес Бакстер много путешествовал, но делал это с целью профессионального развития. Мексика, Куба, Бразилия, Южная Африка - во всех этих странах композитор знакомился с местной музыкальной культурой, но не упускал также случая послушать саму природу. К примеру, он отправлялся в места гнездовья птиц, в шутку называя это «походом в ночной клуб», и наслаждался пением пернатых. В 1946 году The Mel-Tones распались, а годом позже Бакстер в сотрудничестве с пионером космической поп-музыки Гарри Ревелем выпустил нашумевшую пластинку «Music Out of the Moon», на которой продемонстрировал свой новаторский стиль. Этот альбом стал одним из краеугольных камней становления жанра лаунж - лёгкой джазовой музыки. Необычно на нём использование и терменвокса - редкого электронного инструмента, источающего космическую загадочность. Успех «Music Out of the Moon» был столь внушителен, что в 1969 году астронавт Нил Армстронг, возвращаясь с Луны на Землю, что, согласитесь, весьма символично, наслаждался прослушиванием именно этой музыки. Пожалуй, стоит сказать и об ещё одной особенности данной пластинки. Есть основания считать, что она была первой в истории, для которой художники подготовили полноценное цветное оформление обложки.
Бакстер изобрёл собственную разновидность музыки лаунж, впоследствии известную как «экзотика»: хотя сам автор так её не называл, этот ярлык приклеился к ней несколькими годами позже. Экзотика представляла собой микс из расслабляющей оркестровой музыки, звуков природы и тропических мотивов. Свойственные ей немузыкальные звуки, как-то: шёпот ветра, шум прибоя или птичье пение - Бакстер использовал как естественные триггеры, вызывающие у человека умиротворённость. Изюминку стиля составляли элементы карибской, южноамериканской, африканской, японской музыки, которые были призваны создать у слушателя приятное ощущение нахождения где-нибудь на прекрасном острове посреди океана. Большое внимание Бакстер уделял эффектности композиций - и не зря, так как они оказались очень популярны. Особый успех композитор приобрёл вместе со своей протеже - перуанской певицей Имой Сумак, о которой уже говорилось на страницах этого проекта. Благодаря своей экспрессии и феноменальному вокалу Сумак привносила в песню нечто мистическое. Это было как нельзя кстати, поскольку Голливуд 50-х годов поставил на поток производство приключенческих фильмов о загадочных вымышленных странах Шангри-Ла и Эльдорадо.
Сблизившись с режиссёром Роджером Корманом, Бакстер прочно вошёл в киноиндустрию, ежегодно снабжая саундтреками от трёх по пяти кинокартин. Безусловно, можно придраться к тому, что среди этого сонма фильмов едва ли найдутся по-настоящему годные. И действительно, львиная доля киноработ Бакстера относится к сфере эксплуатационного кино: фильмам ужасов, несуразной фантастике, стереотипным вестернам, нелепым историям про байкеров, глупым похождениям беспечной молодёжи и так далее. Но даже несмотря на это, фамилия композитора во вступительных титрах послужила дополнительным маркером культовости некоторых из них, а Бакстер, как известно, прослыл королём музыки к B-movie. Не обделял вниманием композитор радио и телевидение, отметившись музыкой к нескольким сериалам, шоу, рекламным роликам, скетчам. Причём поражает не только широта охвата, но и стремление Бакстера делать музыкальное сопровождение эффектным, запоминающимся и приятным на слух. Этого от него и требовали продюсеры.
В музыкальной индустрии Лес Бакстер приобрёл незыблемый авторитет. Фирма Capitol Records, на которую он работал, наградила его правом неограниченного пользования их студией. Так, композитор получил ещё больше возможностей заниматься любимым делом и совершенствовать свой подход. В завершение стоит также упомянуть и о других талантах, идущих бок о бок с его основным родом деятельности. В силу специфичности исполняемого материала Бакстер сам готовил оркестры, делал аранжировки и дирижировал. Не так хорошо известен вклад Бакстера, как аранжировщика, в популярную музыку, но он поистине впечатляющий. Бакстер делал аранжировки для таких выдающихся американских исполнителей как Нэт Кинг Коул, Томми Дорси, Фредди Слэк, Боб Кросби и других. На закате карьеры Лес отошёл от сочинения саундтреков к фильмам, опробовав себя в роли музыкального оформителя парков развлечений. Лесли Бакстер скончался в 1996 году от почечной недостаточности, не дожив несколько лет до новой волны популярности лаунж-музыки - жанра, которому он посвятил большую часть своей жизни.
Послушать:
Click to view
81 место
Tennessee Ernie Ford
Статистика:
Страна: США.
Жанры: Country Boogie, Country, Hymns, Gospel, Country Gospel, Christmas Music.
Время активности: 1949 - 1991.
Количество студийных альбомов: 51.
Ключевое десятилетие: 1950's.
Альбом/компиляция для знакомства: Sixteen Tons (1960).
Почитать:
Биография -
ссылкаИстория песни «Sixteen Tons» -
ссылка От МакЛыди:
Биография Эрнеста Форда неизбежно крутится вокруг его самой известной песни, и неудивительно, что за пределами США его считают типичным one-hit-wonder. На деле же количество его альбомов и песен, которые занимали в разное время высокие места в главных национальных чартах, равняется примерно 50. Всем бы героям одного хита такие показатели.
Форд решил связать жизнь с музыкой ещё в детстве, когда учился играть на тромбоне и музицировал (а иногда и пел) в школьной джаз-банде. Затем он поступил в консерваторию, но тут пришла война и скоротечные планы о звёздной жизни пришлось отложить. Отдав долг Родине, после демобилизации Эрнест уже сместил свои приоритеты и желания. Увиденные ужасы навели его на единственно возможное развитие карьеры: он будет петь обычные песни для рабочих людей, никакого голливудского лоска. Сначала в рамках радиопередачи, где он выдумал себе персонажа "Tennessee Ernie" и исполнял кантри-стандарты, артист привлёк внимание лейблов, а потом настала пора известности. В конце сороковых понеслись один за другим синглы, а потом и альбомы. Периодически переключаясь на жанры госпела и, так сказать, духоподъёмной музыки, Форд стал национальным любимчиком, исполняя классические кантри и буги. Иногда чуть веселее, иногда чуть серьёзней, но всегда с лёгкой и чистой душой. Музыка Форда всегда была направлена на конкретную целевую аудиторию, что позволило ему со временем завоевать титул "героя рабочего класса". Ну а творческим пиком стал кавер на ту самую песню, "Sixteen Tons". Он выпустил его в 1955-ом году и продал более 4 миллионов (!) копий. Конечно, повторить такой успех не получилось, но во всевозможных Залах Славы его имя значится не только благодаря одной песне.
Послушать:
Click to view