Погружение. XX век. 90-86

Oct 23, 2021 22:04






90 место
Mississippi Fred McDowell






Статистика:
Страна: США.
Жанры: Hill Country Blues, Delta Blues, Electric Blues, Gospel, Spirituals.
Время активности: 1926 - 1972.
Количество студийных альбомов: 11.
Ключевое десятилетие: 1960's.
Альбом/компиляция для знакомства: I Do Not Play No Rock 'N' Roll (1969).

Почитать:
Биография - ссылка
Очерк - ссылка
I Don't Play No Rock'n'roll - ссылка
«Корневой» блюз! - ссылка

От МакЛыди:
Фред МакДауэлл прожил тяжёлую жизнь, в которой не всегда находилось место музыке, но своё имя в историю искусства он смог вписать однозначно. Источники утаивают информацию о численности его семьи, есть только печальный факт - когда Фред был в возрасте, аналогичном сегодняшним среднеклашкам, оба его родителя погибли. На плечах подростка оказалась забота за хозяйством, и уже разгорающуюся любовь к гитаре пришлось временно затушить. Только после переезда в Мемфис в 22 года молодой блюзмен начал развиваться как музыкант, играя на улице и изредка на вечеринках. Тогдашний Фред запомнился людям прежде всего за экзотичный выбор гитарного слайда - рёберная кость коровы. Уже тогда МакДауэлл хотел ломать стереотипы и был привязан к своим "крестьянским" корням. Все тридцатые и сороковые статус музыканта не менялся: он занимался хозяйством и поигрывал в своё удовольствие для небольшой публики. Лишь в пятидесятых, когда интерес к блюзу сильно вырос, благодаря поискам легендарного Алана Ломакса имя Фреда МакДауэлла стало достоянием общественности. Конец пятидесятых и все шестидесятые Фред проводил в студии и на гастролях, отрываясь вдвое за все предыдущие "спокойные" годы. Даже когда мода на электронную гитару затуманила разум всего прогрессивного человечества, он не выпускал из рук акустику. Максимально сырой, холодный блюз с элементами госпела - это то, чем запомнился Фред в свой классический период. Альбом I Do Not Play No Rock 'N' Roll, выпущенный за три года до смерти, окончательно застолбил за МакДауэллом топ-статус. На нём музыкант наконец активно использовал электрогитару, но, как бы извиняясь, делал речевые подводки к каждой песне, объясняя людям, кто он такой. Во время выхода лонгплей был не понят блюзменами, но годы расставили всё по местам. Сейчас та запись является абсолютной классикой электрического блюза.

Послушать:

image Click to view



89 место
Cole Porter







Статистика:
Страна: США.
Жанры: Show Tunes, Standards, Traditional Pop, Film Soundtrack, Film Score.
Время активности: 1909 - 1964.
Количество студийных альбомов: 0.
Ключевое десятилетие: 1930's.
Альбом/компиляция для знакомства: The Very Best of Cole Porter (2004).

Почитать:
Биография - ссылка
Belcanto - ссылка
Правда жизни и правда музыки несовместимы - ссылка
"Любимчик" - ссылка
Как сочетались в жизни две страсти композитора? - ссылка
Слова и музыка - ссылка
Коул Портер и американский музыкальный театр первой половины XX века - ссылка

От МакЛыди:
Не будет преувеличением назвать Коула Портера одним из ключевых музыкантов Америки первой половины XX века. Его музыку знают все, а для перечисления наград понадобилась бы отдельная статья. Столь низкая позиция в моём рейтинге обусловлена лишь тем, что это список исполнителей, а Коул свою музыку исполнял очень редко. Если быть точнее, тегом "Коул Портер" подписаны только саундтреки к фильмам и мюзиклам, плюс несколько джазовых вещиц начала тридцатых (это было для меня удивлением). А на сборниках типа The Very Best of Cole Porter вы можете услышать Эллу Фицджеральд (один из её альбомов называется Cole Porter Song Book, на нём 32 песни), Дайну Вашингтон, Тони Беннетта и прочих звёзд американской музыки. Сам же Портер сильным вокалом не обладал и собственные песни почти не исполнял, поэтому остался в веках как великий автор и композитор. Возможно, его имя уместнее смотрелось бы в разряде кинокомпозиторов, но всё же более сильный след он оставил для поп и easy listnening жанров, поэтому пусть будет тут. А прикреплю вам одну из немногих композиций, помеченную как сольную работу Портера.

Послушать:

image Click to view



88 место
Willie Dixon






Статистика:
Страна: США.
Жанры: Chicago Blues, Blues Rock, Piano Blues, Jam Band, British Blues, Blues.
Время активности: 1939 - 1992.
Количество студийных альбомов: 9.
Ключевое десятилетие: 1950's.
Альбом/компиляция для знакомства: I Am The Blues (1970).

Почитать:
Биография - ссылка
Статья Андрея Евдокимова - ссылка
Я - блюз - ссылка
Звезда блюза - ссылка
I'm the Blues - ссылка
Дедушка хард-рока - ссылка

От МакЛыди:
В биографиях Вилли Диксона и Фреда МакДауэлла можно найти определённые параллели, но они касаются больше периода до известности. Войдя же в пантеон выдающихся музыкальных деятелей, их дорожки разошлись. Если второй до конца придерживался корней, то первый был настоящим новатором. Он максимально внедрил блюз во все жанры, став у истоков хард-рока. Так вышло, что его считали музыкальным сэнсеем-наставником и блюзовые легенды калибра Мадди Уотерса, и рок-мастера вроде Роберта Планта. Можно говорить смело, что без Вилли Диксона рок-эволюция середины столетия могла бы сильно затянуться.

Уголок меломана:
Глеб Борис Бритва подмечает главное.

Строго говоря, первый музыкальный альбом, на котором Вилли Диксон фигурировал в качестве сольного исполнителя, вышел только в 1970 году. Здесь нет никакой ошибки. Эта поистине впечатляющая и долгожданная пластинка была озаглавлена автором без лишней скромности - «I Am the Blues» («Я - это Блюз») и подводила черту под многолетней и плодотворной работой Диксона в различных сферах музыкального бизнеса, фактически зафиксировав его ключевое место в новейшей истории блюза. Такое же название имела и опубликованная в 1989 году автобиография знаменитого блюзмена. Выполненная в виде серии интервью, она отражает жизненный путь человека, коренным образом изменившего облик одного из наиболее популярных направлений американской музыки. Путь этот, с одной стороны, схож с судьбами других исполнителей блюза середины ХХ века, но с другой стороны - разительно от них отличается.

Как и другие классики блюза, Вилли Диксон является выходцем из южных штатов. Родился он в 1915 году в Виксберге, некогда основанном французскими колонистами как перевалочный пункт. Город и сейчас сохраняет своё значение как важный порт на реке Миссисипи. Впрочем, род занятий семьи Диксонов был связан отнюдь не с портовой жизнью. Мать Вилли - Дэйзи - владела небольшим рестораном, а отчим - фермой, на которой будущий музыкант в трудах проводил свое детство. У Диксона рано обнаружился интерес к музыке: он пел в церковном хоре и с любопытством наблюдал за выступлениями странствующих блюзменов, то и дело приплывавших в город на курсирующих по Миссисипи кораблях. Красочные истории, рассказанные странниками, были полны яркими событиями и зажгли в сердце маленького Вилли страсть к путешествиям. Диксону захотелось посмотреть на мир за пределами своего родного Виксберга, и он решился на смелый шаг.

Будучи одиннадцати лет от роду, Вилли, на тот момент уже крепко сложенный парень, убежал из дому. Однако к его разочарованию жизнь в соседнем посёлке оказалась ничуть не лучше. Людям там также приходилось тяжко трудиться, дабы заработать себе на хлеб. Диксон вернулся домой, но только лишь для того, чтобы сделать передышку. В его планы не входило мириться со своим незавидным положением - это он твёрдо осознавал. Диксону ничего не оставалось, кроме как идти дальше, перебиваясь случайными подработками, и он отправился в путь. Не прошло и года, как малыша Вилли, изрядно потрёпанного дорогой, полицейские арестовали за кражу мелкого хлама. В скором времени Диксон оказался на тюремных плантациях, где школа жизни преподнесла ему не самые приятные уроки. Это было первое заключение нашего героя, через некоторое время случится и второе - за бродяжничество. А ведь Диксон был ещё подростком и, как ему казалось, не делал ничего такого, за что его должны бить палками. Здорово натерпевшись в тюрьме, а это были без преувеличения унижение и рабский труд, Вилли, тем не менее, не утратил веру в себя. С точки зрения дальнейшего творчества, этот период стал для Диксона определяющим, ведь первые уроки блюза были взяты им здесь, с цепями на ногах.

Не было такой тяжёлой физической работы, за которую Диксон не взялся бы ради заработка. Рубка дров, сгребание угля, разгрузка вагонов - по правде говоря, Вилли был здоровенным детиной. Он начал сочинять песни, это была его манера отдыха. Иногда ему даже удавалось продавать их профессиональным музыкантам. Как бы то ни было, экономическая ситуация в регионе стремительно ухудшалась. Юг США, будучи отсталым сельскохозяйственным регионом, во времена Великой депрессии стал ещё более бедным. Миллионы негритянских переселенцев нескончаемым потоком двинулись в сторону индустриально развитых северных штатов. Среди них был и Вилли Диксон, прибывший в 1936 году в Чикаго. Местные спортивные промоутеры сразу обратили внимание на выдающиеся физические кондиции молодого южанина. Так начался период боксёрской карьеры Диксона, которому пророчили крупные успехи. Пожалуй, были весомые основания так считать. И в 1937 году Диксон доказал это, выиграв любительский чемпионат штата Иллинойс. Одно время он был даже спарринг-партнёром титулованного тяжеловеса Джо Луиса. Впрочем, спортивная стезя Диксона закончилась также внезапно, как и началась. Однажды Вилли, недовольный присвоением части своего гонорара плутоватым агентом, устроил взбучку прямо в офисе, за что и был отстранён.

Ещё до того как это случилось, Диксон познакомился с пианистом Леонардом Кастоном, который был вхож в боксёрское закулисье. Кастон прознал о музыкальных способностях Вилли и пытался склонить того всерьёз заняться ремеслом музыканта. Теперь, когда Диксон снова оказался на мели, эти перспективы не казались ему такими уж фантастическими. Вскоре Диксон, имея за спиной лишь небольшой опыт выступлений в виксбергской вокальной группе Union Jubilee Singers, вошёл в состав группы Кастона, быстро прогрессируя в пении и игре на басу. The Five Breezes - так назывался этот ансамбль - исполняли танцевальную ритм-н-блюзовую музыку и были весьма популярны в Чикаго, однако фирменный стиль Диксона на тот момент себя ещё никак не проявлял: маэстро только начинал своё восхождение к блюзовому олимпу. Очередные проблемы с законом начались у Диксона в 1941 году, когда он уклонился от военного призыва, причём полиция арестовала его прямо на сцене. Причину отказа он объяснил тем, что не желает служить стране, в которой процветает расовая сегрегация, а чернокожее население не имеет гражданских прав. Музыкант отстаивал свою позицию с несгибаемой стойкостью и не без явного ораторского мастерства. В итоге комиссия уступила, признав музыканта абсолютно бесполезным для военной деятельности.

В 1946 году новая инкарнация группы Кастона, иронично названная The Big Three Trio (годом ранее Кастон выступал на концерте для Эйзенхауэра, Жукова и Монтгомери), стала одной из центральный чикагских поп-групп, на концерты которой собирались толпы зрителей. Диксон был по-прежнему на своём привычном месте - у контрабаса, не казавшимся рядом со здоровяком Вилли таких уж внушительных размеров. К тому времени Диксон получил не только опыт и известность. Что более важно, он заимел авторитет. Музыкант обзавёлся обширными связями в шоу-бизнесе, поэтому, когда в начале 50-х предприятие Кастона начало пробуксовывать, Вилли не остался без работы. Имея деловые отношения с братьями Чесс, основателями лейбла Chess Records, Диксон без труда перебрался на, так скажем, административную работу в их уютное заведение. Не без его непосредственного участия Chess Records превратился в мекку блюзовой музыки. Ныне в старом здании лейбла находится офис некоммерческой организации Blues Heaven Foundation, основанной в 1982 году Диксоном для продвижения блюза и помощи музыкантам, его играющим.

Деятельность Диксона на посту музыкального функционера для индустрии блюза важна даже больше, чем его исполнительская практика. И это не удивительно. В Chess Records он поначалу отвечал за поиск перспективных артистов, но затем приобрёл весьма широкие полномочия, курируя репертуар лейбла. Если быть точнее, то Диксон в сущности этот репертуар выработал. Он сам подбирал исполнителей, сочинял для них материал, делал аранжировки, продюсировал, выступал в качестве сессионного музыканта - всё в одном лице. В середине 50-х Диксон стал сонграйтером №1 в блюзе, снабжая хит-синглами таких известнейших персон как Хаулин Вулф, Литл Уолтер, Бо Диддли, Мадди Уотерс. Последнего - в особенности. В частности, со стремительным успехом Мадди Уотерса связывают триумфальную поступь такой разновидности блюза, как чикагский блюз. А её, как известно, изобрёл Диксон.

Чикагский вариант блюза, или «саут-сайд саунд», в интерпретации Диксона представлял собой перенос традиций классического южного дельта-блюза в мир индустриально развитых мегаполисов Севера. Тематика песен была изменена в угоду реалиям урбанистической жизни, язык осовременен городским сленгом - таким образом блюз получил новое дыхание и актуальные смыслы. Чикагский блюз в момент своего появления считался музыкой модной, так как по формату аранжировок был близок к стандартам раннего рок-н-ролла. В нём использовались запоминающиеся припевы. Не будет лишним упомянуть, что карьера Чака Берри, одной из первых звёзд и икон рок-музыки, была запущена непосредственно Диксоном. При этом следует отметить, что Диксон был не пламенным исполнителем, берущим куражом, а скорее расчётливым конструктором блюза. Ему удалось вычленить философскую квинтэссенцию блюза (сам Диксон называл её мудростью) и преподнести публике в новой обёртке, сделав блюз современным видом эстрадного искусства.

Вилли Диксон не мог не обратить внимание на интерес к чикагскому блюзу со стороны белого населения США. Этот вопрос его по-настоящему заинтересовал. Когда в конце 50-х между Диксоном и братьями Чесс начали возникать трения, Вилли примкнул к лейблу Cobra Records, в котором продолжил развивать концепцию чикагского блюза. Основные усилия Диксона на новом месте работы были направлены на то, чтобы сделать блюзовую музыку легко доступной белым музыкантам. Результатом этих усилий стало появление стиля «вест-сайд саунд», среди ключевых исполнителей которого выделялись Отис Раш, Бадди Гай, Мэджик Сэм и Мэджик Слим. Вест-сайд саунд подразумевал более тесную связь с рок-музыкой, инкорпорируя элементы блюз-рока, мастерство гитарной игры в нём выходило на передний план. На этом Диксон не остановился, став настоящим популяризатором и амбассадором блюза в Европе. В первой половине 60-х годов он принимал активное участие в фестивалях и гастролировал по странам Европы, особенно в Англии, чем спровоцировал нешуточный интерес к блюзу среди местных музыкантов. Британский блюзовый бум 60-х, очевидно, не состоялся бы без участия Диксона.

За свою карьеру Вилли Диксон написал порядка пяти сотен композиций, некоторые из них стали настоящей классикой блюза, отражением эпохи, достоянием американской культуры и распространились по миру. Песни Диксона прочно вошли в рок-мейнстрим и исполнялись такими выдающимися группами как The Rolling Stones, The Doors, Cream, Led Zeppelin, Grateful Dead, а уж исполнителей калибром поменьше и не счесть. Диксон был включён в залы славы сонграйтеров, блюза и рок-н-ролла, не отрицался факт его участия в формировании рок-н-ролла и огромном влиянии на этот жанр. Даже на закате карьеры, в 80-х, Вилли был активен и отмечен премией Грэмми за свой прощальный альбом. Долгое время Диксон страдал от диабета, его здоровье постепенно ухудшалось, и в 1992 году он умер, оставив после себя огромное наследие, которое ещё продолжает осмысливаться музыкантами и меломанами в связи с новой волной популярности блюзовой музыки.

Послушать:

image Click to view



87 место
Marlene Dietrich







Статистика:
Страна: Германия.
Жанры: Schlager, Cabaret, Chanson, Standards, Film Soundtrack, Traditional Pop.
Время активности: 1919 - 1984.
Количество студийных альбомов: 8.
Ключевое десятилетие: 1930's.
Альбом/компиляция для знакомства: The Essential Marlene Dietrich (1991).

Почитать:
Биография - ссылка
Подборка статей - ссылка
6 фактов из жизни Марлен Дитрих - ссылка
10 песен в исполнении Марлен Дитрих - ссылка
О, Марлен! - ссылка
Марлен - ссылка
История любви: Марлен Дитрих и Эрих Мария Ремарк - ссылка

От МакЛыди:
Женщина, не нуждающаяся в представлении. Думаю, ни о каком другом исполнителе на этой стадии проекта не написано столько статей, книг и не снято столько документальных фильмов. Другое дело, что во всех них уделяется процентов 50 Дитрих-актрисе, процентов 40 Дитрикс-секс-символу и от силы процентов 10 Дитрих-певице. Даже в образчиках, приведённых выше, факт "А ещё Марлен Дитрих была певицей" упоминается скорее для галочки. Между тем, в отличие от той же Мерлин Монро, которая пела скорее потому, что пели её киногероини, Дитрих вполне успешно выпускала альбомы и давала концерты. Её грубоватый контральто был уникален, располагая к себе любителей кабаре и шлягеров. Сложно анализировать её музыкальную карьеру вне фильмографии и временного контекста как такового, но факт: многие песни, которые она спела не первой, сейчас обитают в воспоминаниях меломанов именно в её исполнении.

Послушать:

image Click to view



86 место
Vera Lynn







Статистика:
Страна: Англия.
Жанры: Traditional Pop, Standards, Vocal Jazz, Nursery Rhymes, Easy Listening.
Время активности: 1924 - 2020.
Количество студийных альбомов: 20.
Ключевое десятилетие: 1940's.
Альбом/компиляция для знакомства: We'll Meet Again: The Very Best of Vera Lynn (2009).

Почитать:
Биография - ссылка
Голос победы - ссылка
Возлюбленная вооруженных сил - ссылка
Does Anybody Here Remember Vera Lynn? - ссылка
Пост к столетию - ссылка
Мы встретимся снова - ссылка
Некролог от Коммерсанта - ссылка

От МакЛыди:
Во многих источниках информации Веру Линн называют "британской Клавдией Шульженко", поскольку самый яркий период её карьеры пришёлся на время Второй мировой войны. Вера лично посещала больницы, где брала интервью у молодых людей, чтобы потом сообщать их в своей радиопрограмме "Sincerely Yours", а также дала массу концертов под открытым небом для британских военнослужащих. Всё военное время мисс Линн была любимой певицей фронтовиков, мужики согревались теплом её голоса и верили в лучшее, проникаясь сентиментальной лирикой. После 1945-го Линн стала в Англии национальным достоянием: её музыка стала символом победы и знаком успешного нового времени. Сама певица была отмечена несколькими военными наградами. До сих пор на компиляциях с хитами Линн большинство песен будут той эпохи: тридцатые, сороковые. Пятидесятые уже меньше. Но не стоит забывать, что карьера певицы продолжалась, кхм, почти 100 лет. Новый материал выпускался опосредованно, а вот концерты не останавливались. В семилетнем возрасте она начала петь в хорах и впервые выступила перед публикой, а в 100 выпустила сборник с ироничным названием Vera Lynn 100. 100 песен к столетию. И спустя три года он получил "золотой" статус, обосновавшись на третьем месте альбомного чарта. Начни я этот проект чуть раньше, тут можно было бы поудивляться, что этот великий человек ещё с нами, но летом прошлого года её не стало. Количество некрологов даже в нашей прессе удивило: певицу, чей пик был более полувека назад, не забыли.

Послушать:

image Click to view


Погружение

Previous post Next post
Up