Каждый год в январе я строю небольшие планы по поводу того, что буду смотреть ближайшие 365 дней. В этот раз выложился по полной - сделал несколько текстовых документов, в которых перечислил всё интересующее, чтоб ничего не забыть и потихоньку “откусывать” от каждого (я не тот человек, что будет смотреть фильмы одного и того же режиссёра подряд, даже если он мой любимчик). Не считая того, что уже было в загашниках (всё связано с рубрикой “Моя любовь”, то есть малоизвестные фильмы с участием любимых актёров и актрис), теперь у меня доки с обширной тематикой: арт-классика, арт-классика XXI века, популярное, подборки по режиссёрам, короткий метр и документальное кино. Буду стараться всё это чередовать, а потом понемногу рассказывать вам в рамках обзоров.
Совсем скоро новое открытие рубрики “Сезон”, в которой я рассказываю о новинках ушедшего года, и я бы уже начал их просматривать, если б при составлении подборок в глаза не бросилась одна вещь. Разбивая внутри файла “Популярное” фильмы на подразделы, сам собой образовался пункт “Советское”. Как оказалось, я не видел (или видел частично) пять отечественных лент, у которых огромное количество оценок на КП и беспрекословный почёт среди всех слоёв населения. Так что новинки немного отодвинулись, а старт года я провёл в компании русской классики. Говорить об этих фильмах никакого смысла нет, вы все видели их (с большой вероятностью даже по несколько раз каждый), но почему бы лишний раз не вспомнить хорошее кино? Так что это будет нетрадиционный для моего блога пост, вне рубрик. Пять фильмов и мои “пять копеек” для каждого. Все они мне, конечно, понравились, а один прямо восхитил. Пойдём от меньших эмоций к большим.
Морозко (1964)
Львиную долю хронометража я переживал из-за несоответствия фильма своим воспоминаниям. В какой-то момент даже подумал, что смотрю что-то не то, или, может, есть вторая часть, “зимняя”. Специально проверил - больше половины (приблизительно процентов 55) фильма по сюжету летняя пора. Никакого Морозко, никакого снега. Настенька выслушивает от старухи и сестры проклятья, а Иван в образе оборотня бегает по деревне. Никаких особо меметичных эпизодов в первой половине нет, зато потом, с появлением героя Александра Хвыли, всё летит с бешеной скоростью, а легендарные фразы льются с экрана в каждой первой сцене. Довольно неравномерное распределение драматургии, будто начало картины нужно было для помещения зрителя в сказочный мир, отдать дань традициям, так сказать, а потом уже и кино показать. Огромной удачей Александра Роу считаю выбор актрисы на главную роль. Наталья Седых, конечно, не блещет актёрским талантом, но эти глаза… Вот уж правда, утонуть можно. Потрясающая красота. В целом, хоть фильм во многом кажется устаревшим, его востребованность неудивительна. Очень яркие персонажи и всеобщая любовь народа к сказкам в общем и Деда Мороза в частности делают своё дело. Но зрители из-за рубежа от такого творчества могут поседеть, как и от музыки каких-нибудь “Король и шут”. Для внутреннего пользования.
Золотой телёнок (1968)
На немой вопрос отвечаю сразу - мне больше нравится версия с Гомиашвили. Она мне кажется немного остроумнее и смешнее. Но в плане актёрской игры Миронов и Папанов сильнее, органичнее “соперников”, и вообще Миронов - любимый Бендер, на века. Интересно, но я обе версии посмотрел уже в почтенном возрасте, а до “Телёнка” вот добрался вообще только сейчас. Этот фильм серьёзно проигрывает будущим экранизациям о сыне турецкоподданного в динамике. Признаюсь, заскучал. Если Гайдай и Захаров воспользовались обширным хронометражем с умом, то Швейцер с некоторыми сюжетными линиями, как кажется, перемудрил. Плюс, в моём случае, все коронные фразочки Бендера уже не производят должного впечатления, так как отсмеял своё, услышав их в исполнении Арчила Михайловича и Андрея Александровича. И ещё показалось, что режиссёр сабжа снимал фильм, слишком оглядываясь на мнение вышестоящих, власть держащих, из-за чего некоторые углы оказались сглаженными. Тем не менее, артисты собраны великие, сценарий крепкий, постановка, для своего времени, тоже на высоте.
Белое солнце пустыни (1969)
Где-то встречал мнение, что “Белое солнце пустыни” - это советский “Марвел”, отечественное кино про настоящих супергероев. Относился к таким словам, само собой, со скепсисом, где СССР, а где многомиллионная американская студия. А на деле-то, вон оно что! Люди, конечно, имели в виду не взрывы, не супердраки и не спасение мира, с которыми у многих ассоциируются “Мстители” и им подобные, а выдающихся героев, которые по степени своего бесстрашия, удали и ораторскому мастерству никак не хуже Тони Старка и его банды. Сухов, Верещагин и Саид - персонажи столь легендарные, что практически каждый их перл нашёл отражение в веках. Особенно про “мзду не беру”. Сказал киногерой шестидесятых, а колет в сердце и в спустя полвека. Да, снимать в Советах шестидесятых экшен ещё толком не умели, но в простоте боевых сцен и некоторой аляповатости эффектов кроется изюминка. Ведь, при всех показанных ужасах войны, невинных жертвах и трагичном финале, фильм вполне можно считать комедией. Какие прекрасные здесь шутки. И какая прекрасная песня Булата Окуджавы, которая будто связующее звено между всеми сюжетными линиями.
На Ютубе в комментариях под фильмом неоднократно встречал слова: “Уже который раз смотрю, а всё жду, что Петька не подбежит близко к Гюльчитай, а Верещагин спрыгнет с баркаса”. Такие отзывы дорогого стоят.
Полосатый рейс (1961)
В отличие от других представителей этого мини-обзора, Владимир Фетин, когда снимал этот фильм, едва ли рассчитывал, что его будут смотреть и помнить через 60 лет после выхода в прокат. На деле же вышло именно так. И мне вполне понятно почему. Многим “Полосатый рейс” может показаться просто милой пустышкой, эдакой “жвачкой” своей эпохи, но у него есть одно свойство, что делает кино бессмертным. Необъятная, бесконечная доброта. Да, здесь есть место определённым комедийным штампам. Да, приёмы съёмки очень далеки от виртуозности. Да, сюжет глуповат и далёк от реальности. Но господи, насколько же это светлое и безукоризненное в своём положительном посыле кино. Как не улыбаться при его просмотре? Задача со звёздочкой. Кроме того, фильм идеально отвечает духу времени, помещая обычных советских людей в затруднительные условия, и развязка заставляет гордиться буквально каждым из них. Не стоит забывать и о сложности съёмок с животными, как не вспомнить легендарное изречение режиссёра: “Мы сделаем весёлый фильм, если останемся живы”. Это сейчас в “Жизнь Пи” тигры компьютерные, а тогда-то, все настоящие! И справились ведь, здорово сняли пушистых. Ну и, как можно не отметить отдельно, Маргарита Назарова. Совсем не актриса, но какая артистка! Под прицелом камеры чувствует себя ничуть не хуже, чем на арене цирка. Выдающиеся люди были. Выдающееся время.
Мимино (1977)
А этот фильм проехался по мне катком, вызвав все виды эмоций, какие только может дать кино. Георгий Данелия нашёл ту тонкую грань, где драма перекликается с комедией, и ты уже просто не можешь ответить, почему грустное и даже трагичное кажется смешным, а смешное вызывает грусть и ностальгию по времени, в котором ты даже не жил. То, как искусно построен этот фильм, не поддаётся анализу. Казалось бы, обычная история “маленького” человека, что в попытке избавления от кризиса среднего возраста летит в столицу за мечтой. Сколько мы таких фильмов видели, десятки, сотни? Но то, как на этот простой сюжет нанизываются мелкие, но чрезвычайно важные детали, это фантастика, верх сценарного мастерства. Просто посмотрите на Мимино в начале и в конце фильма, проанализируйте героя, и вам всё станет понятно. Как много здесь скрытых подтекстов, как много тематик! Когда думаешь, о чём же “Мимино”, ответить в двух словах не получается. И снова берёт гордость за советских людей. И снова ком в горле от ощущения силы кинематографа нашей страны в те годы. И снова слёзы, когда фильм, казалось бы, закончился хорошо.
Два эпизода отмечу отдельно, они поразительно диаметральны друг другу, но идеологически сливаются в концепцию, которая отлично характеризует весь фильм. Первый - бенефис Рубика-джана, речь в суде. Я смеялся так, что чуть с кровати не упал. Пересмотрите эту сцену. Обратите внимания на лица судьи и её помощников. Женщины с огромным трудом скрывают улыбки, глаза блестят от, вероятно, только что пророненных слезинок. Ведь когда мы до коликов смеёмся, могут появиться слёзы. Бьюсь об заклад, там смеялись все, и съёмочная бригада, и массовка, и сам Данелия. Прямо представляешь себе момент на съёмочной площадке: все валяются и ногами дрыгают. А потом заходишь почитать факты о фильме и узнаёшь, что всё это было импровизацией актёра… Занавес. Великий Фрунзик Мкртчян. Гениальный артист. Светлая память.
А второй - эпизод с Мимино в зарубежном аэропорту. Большинство сюжетных линий уже закрыты, ты спокойно досматриваешь фильм, уже не ожидая особого драматизма. Обдумываешь уже увиденное. И тут этот человек, который даже не появляется в кадре, только как голос, говорит: “А давай споём”. Между героями сотни километров и никакой особой связи, они не родственники и не друзья. Но они берут и поют. Тут мои веки будто подожгли силой тысячи Солнц. Я никогда в жизни так не плакал от радости. Гениальный эпизод, который я теперь считаю одним из сильнейших в истории советского кино. Выдающаяся актёрская работа Вахтанга Кикабидзе. Без него, конечно, такого успеха бы не случилось.
Спасибо великим кинодеятелям. Начало этого года я запомню надолго.