Предпоследний в этом году обзор.
Попутчики (Forever Lulu, 2000) - 7/10
Фильм впечатлил меня настолько, что я чуть не сел писать полноформатную рецензию. Рейтинги тухлые, оценок минимум, а кино, на самом деле, довольно интересное. Неординарное. Жанрово тут переплетены роуд-муви, мелодрама, драма и даже немножко триллера. Сюжетное ядро - любовный треугольник, но не классический, а с придурью, в буквальном смысле. Союз мужа и жены даёт последнюю трещину, когда из психиатрической клиники сбегает бывшая возлюбленная главы семейства, которую он не видел 15 лет. Новости обрушиваются как снег на голову: “Я тебе не говорила, но у нас есть сын, и ему 14 лет”. Мужик верит сумасшедшей женщине и едет через полстраны, чтобы впервые повидаться с сыном, а жена едет вдогонку. Арки героев развиваются весь фильм, и у каждого есть конкретный эпизод, в котором ставится жирная точка, дающая ответ на вопрос, почему жизнь сложилась именно так. И даже сын, до которого они, само собой, доберутся в финале, успевает за пару крохотных эпизодов создать интересного персонажа. Актёры - все молодцы. Не знаю, что так не понравилось другим зрителям.
Предложение (The Proposition, 2005) - 7/10
Если для многих клипмейкеров съёмка короткого метра стала путём в мир большого кино, то Джон Хиллкоут, как кажется, не собирается уходить в кинематограф на совсем. Снимает полный метр только тогда, когда в руки попадает интересный сценарий. Скрипт к “Предложению” целиком написал старый друг режиссёра Ник Кейв, и он же постарался над саундтреком (вместе с Уорреном Эллисом). Предельно жёсткий, атмосферный нео-вестерн с музыкой Кейва и актёрами высшего эшелона - это, ребята, надо видеть. Очень много крови, жизнь по волчьим законам. И интрига до последних секунд.
Призрак (The Ghost Writer, 2009) - 7/10
Ближе к финалу стало казаться, что ребята перемудрили со сценарием. До какого-то момента разгадывать фильм было очень интересно, но потом повествование завертелось-полетело, подсказок нагромождение, за всем не уследишь. Результат - болит голова и ноль эмпатии, судьба главного героя уже не интересна. Но всё же примерно три четверти объёма “Призрак” - практически образцовый пример современного триллера. Так что вполне рекомендую любителям жанра.
Разрушение (Demolition, 2015) - 7/10
Фильм, в котором заложена, так скажем, весьма специфическая идея об отклонениях человеческой психологии: человек может быть спокоен и счастлив только тогда, когда всё вокруг разрушено. Фантастический сценарий (не оценка качества, а жанр: фантастика; альтернативная реальность, происходящая будто в современном мире). Но при этом снят как бытовуха, хоть и по-голливудски. Тяжёлая жизнь главного героя, который на себя наплевал, переплетается с рутиной немолодой женщины, которая не может наладить отношения ни с новым ухажёром, ни с собственным сыном. И уже это переплетение ложится на вопросы об образе жизни, жизненных ценностей, важности работы и семьи и прочего. Плюс юмор разной степени абстрактности и, само собой, романтическая подоплёка. Сложно сказать однозначно, о чём этот фильм. Но скучно при просмотре точно не будет.
Рождество, опять (Christmas, Again, 2014) - 7/10
Не сосчитать, сколько уже снято рождественских комедий, и сложно даже предположить, сколько их будет снято в будущем. Но инди-режиссёр Чарльз Покел подошёл к праздничной тематике с другой стороны. Жанр фильма можно определить как “рождественская драма” или даже “рождественский арт-хаус”. Для кого-то Рождество - это большой праздник: подарки, гости, вкусная еда и все другие прелести. А для главного героя фильма Ноэла, тихого и кроткого продавца ёлок, Рождество - это рутина, боль, которую приходится ото всех скрывать. В его жизни всё рушится, он остался совершенно один (бросила девушка), и даже напарник по работе творит всякую дичь, на которую приходится закрывать глаза, ведь другого помощника в такой сезон не найдёшь. В фильме нет никакого конфликта или твиста. Чрезвычайно обычная жизнь чрезвычайно обычного человека. Но на фоне обстоятельств и безвыходной ситуации, заложником которой он стал, наблюдать за простым продавцом становится очень интересно. Ведь все мы когда-то бываем одиноки.
Сестра (L'enfant d'en haut, 2012) - 7/10
Фильм стал одним из триумфаторов Берлинале-2012 и популярен в гиковской среде, поэтому можно было ожидать адского арта. Но нет. Снова обычная жизнь обычных людей. Сестры-потаскушки, живущей только сегодняшним днём, и брата-вора, который тырит на горнолыжном курорте части снаряжения и толкает их по дешёвке туристам и спортсменам. У парочки никого нет, поэтому каждый новый день продолжается борьба за выживание. В ней ушлый малой преуспевает, но его потуги образумить единственного родного человека разбиваются как волны о скалы. Возможно, режиссёр Урсула Майер спрятала в повествовании отсылки и метафоры, но даже без их декодинга фильм смотрится как очень хорошая остросоциальная драма. Что Леа Сейду, что совсем молодой Кейси Моттет Кляйн играют безупречно.
Там, где течёт река (A River Runs Through It, 1992) - 7/10
Роберт Редфорд взял на главные роли в этом фильме двух начинающих, ещё мало кому известных актёров - Крэйга Шеффера и Брэда Питта. Кто-то из тех, кто сейчас читает эти строки, знает, как выглядит первый в 2020-ом? Удивительно смотреть кино из другой эпохи и видеть, как сильно разошлись дороги актёров, когда-то бывших в одном ранге. Лучшим описанием фильму будет его слоган: “История американской семьи”. Вполне можно проводить аналогию с “Легендами осени”, который вышел немного позже. Там тоже был Питт, но при этом было больше братьев в семействе. Начинается рассказ накануне Первой мировой войны, заканчивается незадолго до Второй. Это очень американское и весьма обстоятельное кино о вечных ценностях. Редфорд других не снимает.
Трёхгрошовый фильм (Dreigroschenfilm, 2018) - 7/10
Освежив в памяти знаменитую оперу и готовясь писать о Курте Вайле в рамках одной из рубрик этого блога, я набрёл на такой фильм. Его сюжет основан на истории создания оперы и последующих событиях, когда кинопродюсеры накинулись на Брехта с предложениями по экранизации, а он последовательно всех посылал на три весёлых буквы. Жанрово картину можно относить к биографической драме, поскольку всё заточено на личности Брехта, его переживаниях и мечтах тех времён, но есть здесь и элементы мюзикла, и, так сказать, фантастики, когда повествование внезапно берёт паузу и рассказывается альтернативная версия событий. Насколько я понял, все эти альтернативы рисуются нам разумом Брехта, берутся из его головы. И получаются два параллельно идущих сценария - рассказ о горемыке-Брехте и рассказ о Мэкки-ноже, выдуманном им герое оперы. Интересное кино, совершенно неожиданно не получившее даже минимального внимания.
Ураган (The Hurricane, 1999) - 7/10
Первым делом после просмотра фильма я побежал проверять информацию, показанную в нём, что уже не есть хорошо для кино, снятого на основе реальных событий. Прямо чувствовал некоторую фальшь и голливудчину. Отступления от реальной истории оказались довольно значительными, так что чуйка меня не подвела. У фильма довольно качественный сценарий, даже с этими кинематографическими условностями гиперболизации некоторых фактов, но есть один персонаж, который с этой историей никак не вяжется. Его играет Дэн Хедайя. Категория “злой потому, что злой”. В жизни этот человек никогда не сталкивался с главным героем и умер задолго до того, как в деле была поставлена точка. Норман Джуисон и товарищи сценаристы пошли по самому простому пути, сконцентрировав весь негатив в одном человеке, и получилось не очень здорово. Но если не слишком концентрироваться на философии злодеев, это вполне качественная драма, в центре которой оказался боксёр, но мог быть кто угодно.
Феникс (Phoenix, 2014) - 7/10
Ещё один фильм замечательного Кристиана Петцольда, о котором я писал в прошлом обзоре. И актёры те же - Нина Хосс и Рональд Церфельд. Снова послевоенная тематика, главная героиня - жертва Холокоста. Она хочет воссоединиться с мужем, но тот не узнаёт её из-за увечий и последующей пластической операции. Кроме того, мужчина уверен, что его жены уже давно нет в живых. Но ему нужна подставная женщина, чтобы отыграть роль жены перед родственниками с целью получения наследства. В итоге получается так, что женщина вынуждена играть роль самой себя, только чтобы быть рядом с любимым человеком. Очень интересное кино и в плане тематики, и в плане психологии. Как бы повели вы себя на месте главной героини?
Хешер (Hesher, 2010) - 7/10
Спенсер Сассер известен больше как монтажёр и режиссёр клипов Ланы Дель Рей и The Offspring, но был в его карьере и один интересный полный метр. Фильм “Хешер” рассказывает историю отшельника, психологию которого довольно тяжело понять. В какой-то мере его можно назвать и быдлом, и гопником, и разбойником, он бомж и асоциальный элемент, но порой он говорит такие вещи и действует таким образом, что к нему проникаются симпатией как герои фильма, так и люди по ту сторону экрана. Его играет Джозеф Гордон-Левитт, и делает он это на просто великолепном уровне. Это один из лучших фильмов о дисфункциональной семье в частности и разрегулированности общества в целом.
Хэ-вон - ничья дочь (Nuguui ttaldo anin Haewon, 2013) - 7/10
Мне сложно выделить этот фильм на фоне всей фильмографии Хон Сан-су. Снова задумчивые люди, которые гуляют, пьют и не знают, как им решать ситуацию, которая зашла в тупик и кажется безвыходной (отношения студентки и преподавателя). Однако здесь есть всё, за что я полюбил эстетику этого режиссёра, и потому фильм хоть и без восторгов, но оставил целиком положительное впечатление. С него вполне можно начинать знакомство с Хоном.
Шум и ярость (The Sound and the Fury, 2014) - 7/10
Прочёл книгу Фолкнера и захотел посмотреть хотя бы одну экранизацию. Выбор пал на фильм Франко. Было интересно даже не то, как молодой режиссёр понял классический роман, а то, как это вообще возможно адаптировать на экран. На страницах книги переплетаются события, временные отрезки и целые эпохи, а две из четырёх глав ведутся от лица героев, что теряют или уже потеряли рассудок. Никакой хронологии, очень сумбурный сквозной сюжет. Франко позарился на святое и получил уничтожающие рейтинги, что неудивительно. Но всё же я экранизацию такого неординарного материала себе именно так и представлял. Фильм не менее безумен, чем оригинальный источник: лишён цельного сценария, правильной хронологической последовательности и причинно-следственной связи в поступках героев. Не будь я знаком с текстом книги, подумал бы, что режиссёр из ума выжил.