Cranes - Loved
Год: 1994. Жанр: Dream Pop.
Треклист:
1. Shining Road
2. Pale Blue Sky
3. Rêverie
4. Lilies
5. Are You Gone?
6. Loved
7. Beautiful Friend
8. Bewildered
9. Come This Far
10. Paris And Rome
11. In The Night
Cranes - группа из Портсмута, образованная в середине восьмидесятых годов. После мирового успеха таких коллективов, как Cocteau Twins и My Bloody Valentine, Cranes вдохновились дрим-поп и шугейз-движением, присоединившись к нему в довольно удачное время - в начале девяностых. Стоит отметить, что им также был близок готик-рок и индастриал, это априори выделяло звучание группы от остальных. За группой даже закрепилось полушутливое обозначение жанра "готический минимализм". Костяк группы составлял дуэт брата и сестры Шоу - Элисон (вокал, бас-гитара) и Джим (бэк-вокал, гитара, иногда барабаны). В сущности только они вдвоём являются постоянными членами коллектива на протяжении всей творческой жизни. Ударным временем для Cranes стала первая половина девяностых, когда дрим-поп вполне удачно боролся с бритпопом и гранжем за место главного музыкального жанра в Британии. Тогда было выпущено три альбома, по которым группу и знают большинство современных слушателей. Loved как раз шёл третьим по счёту. Далее, в 1996-ом, был экспериментальный дарквейв с лирикой Сартра из пьесы "Мухи". Весьма странное решение для более-менее успешной группы. Следом пятый малозаметный студийник Population 4, ну а потом, как и все шугейз и околошугейз-команды, Cranes распались. Собравшись снова в начале нулевых в обновлённом составе и даже основав собственный лейбл, они взялись было за дело с новой силой, да вот только музыка эта в новом веке оказалась уже никому не нужна. Даже эксперименты с эмбиэнтом и куда большим уклоном в электронику не помогли. Три альбома с околонулевым коммерческим успехом вкупе с нежеланием кардинально менять имидж и стиль заставили группу разбежаться снова. Уже 12 лет нет нового полноформатника, но об официальном распаде объявлено не было. Тем не менее, о группе сейчас уже мало кто помнит. Даже самую простую информацию вроде даты рождения Элисон Шоу найти невозможно. Зато есть вот такие
статьи от 1997 года.
Как уже сказано выше, чисто по оценкам и вниманию публики Loved - один из сильнейших альбомов Cranes. Но если бы я не изучил мат.часть, предположил бы, что альбом дебютный. Он не показался мне цельным художественным высказыванием. Никаких претензий нет к вокалу Элисон. Кроткий и невообразимо нежный, он окутывает тебя готично-меланхоличным покрывалом и заставляет забыть о всех проблемах хотя бы на 50 минут объёма. И, что особенно удивляет, звучит голос очень чисто, практически без обработки и без сильного утопления в микс, что было свойственно многим группам жанра в те годы. Но вот что касается музыки, тут я совсем не впечатлён. Практически не за что зацепиться. Совершенно не услышал заявленного шугейза, стены звука. Кажется, нет особой концентрации и на готик-роке, который в то время должен был звучать, наверное, как лучшие песни The Sisters of Mercy. Бэк-вокал... был ли он? Два раза ведь прогнал альбом полностью, и не могу вспомнить никаких пришёптываний. Помню, что в одном из треков "очнулся" на вступлении духовых, но целиком песня не запомнилась, да и на хронометраж полноформатника одного такого оживления маловато.
Возможно, поступательное прослушивание от демок к лонгплеям и полная дискография изменят моё мнение, но пока прочувствовать Cranes не удалось. Я очень этому огорчён.
Итог: неоправданные ожидания.
Треки для Избранного: нет.
Оценка: 5,5.
Click to view
Seu Jorge and Almaz - Seu Jorge and Almaz
Год: 2010. Жанр: MPB, Pop Rock.
Треклист:
1. Errare Humanum Est
2. The Model
3. Cristina
4. Saudosa Bahia
5. Cirandar
6. Tempo De Amor
7. Everybody Loves The Sunshine
8. Pai Joao
9. Rock With You
10. Cala Boca, Menino
11. Girl You Move Me
12. Juizo Final
Как и большинству прогрессивных любителей искусства, Сеу Жоржи мне открыл Уэс Андерсон. Первой актёрской практикой Жоржи в кино стала эпизодическая роль в великом бразильском триллере "Город бога", а в середине нулевых тогда ещё только набиравший обороты американский режиссёр решил задействовать бразильского певца в съёмках своего четвёртого полнометражного фильма "Водная жизнь". Сеу не только играл роль одного из членов отважной команды путешественников под управлением Стива Зиссу (его играет Билл Мюррей), но и в коротких монтажных вставках оказывался в кадре с гитарой. Он играл и пел каверы на Боуи, причём на родном языке. Звучало очень атмосферно и по-андерсоновски безумно. В официальный саундтрек к фильму вошло пять композиций Жоржи, но народу так полюбился персонаж Пеле дос Сантоса (так звали героя Сеу), что захотелось добавки. Так, примерно через год после выхода фильма в прокат, на полках магазинов появился удивительный альбом под названием The Life Aquatic Studio Sessions. 13 кверов на Боуи и одна уникальная, написанная для фильма, композиция. Андерсон выступил продюсером альбома, обеспечив ему релизы в США, Канаде и Японии, а через год и в Европе. Так Сеу Жоржи из звезды местного масштаба (это был уже третий полноформатник) превратился в самобытного артиста, творчество которого стало интересно во многих далеко удалённых от Бразилии точках. Трио Almaz же было сформировано специально для записи этого альбома, спустя пять лет после пика известности певца. В него вошли композитор и мультиинструменталист Антонио Пинту, гитарист Лусио Майя и барабанщик Пупильо. Из последнего можно вспомнить аналогию с D'Angelo and The Vanguard. Многие, уже забывшие о нео-соул мастере, переполошились, что ещё за Вангард такой, а ответ был прост - певец решил отметить в названии ансамбль музыкантов, с которыми вернулся в игру после долгого отсутствия. Помимо этого лонгплея и пары синглов с него, Almaz больше никогда не собирались и не давали концертов.
Первым треком на альбоме Seu Jorge and Almaz идёт 'Errare Humanum Est', и я раньше не слышал этой песни. На португальском, с тёплым латинским флёром, всё как надо. Я уж было подумал, что это лонгплей из оригинальных записей, но вторым заиграл кавер на, кхм, Kraftwerk ('The Model' с английской лирикой), и всё потихоньку стало на свои места. Оказывается, первая песня принадлежит перу великого бразильского автора Жорже Бена (вы можете его знать по 'Mas Que Nada', которую каверили Диззи Гиллеспи и The Black Eyed Peas). Дальше, само собой, в плейлисте расположились тоже сплошь каверы. Основная часть оригинальных авторов - знаменитые соотечественники Жоржи: Тим Майя, Нориэль Вильела, Мартиньо Да Вила, Бейден Пауэлл, Доривал Каймми, Нельсон Кавакинью. Но есть и несколько песен с другого материка: каверы на Майкла Джексона, канадцев Cane And Able (видимо в Бразилии они знаменитее, чем у нас - не слышал о таких) и, который особенно хочется отметить, 'Everybody Loves The Sunshine' Роя Эйерса. Очень впечатляющая работа, единственная на альбоме, сделанная с применением клавишных. Все песни исполнены со значительным влиянием самбы и фанка, хотя темп оригинальных композиций сохранён. Во всех песнях используются гитары и кашиши - народный африканский инструмент, ставший в Бразилии "своим". Также есть немного флейты и кавакинью. Учитывая, что один из членов Almaz Антонио Пинту собаку съел в плане продакшена, у альбома нет никаких проблем со сведением и миксом, всё звучит очень сочно и по-бразильски задорно. Эта музыка помогает пробуждать в себе теплоту и положительные импульсы, улыбаться и радоваться жизни. Как и герои Musica popular brasileira, Сеу Жоржи несёт в мир добро и любовь. Получается неплохо.
В общем, это идеальное задание для Рулетки. Возможно, в Бразилии все эти песни куда боле заезжены, но для европейского слушателя альбом просто источает положительную энергетику и слушается на одном дыхании. К музыке Жоржи можно возвращаться всегда, когда над тобой начнут сгущаться тучи. Он разведёт их своим голосом.
Итог: жгучее солнце в любое время года.
Треки для Избранного: 'Everybody Loves The Sunshine'.
Оценка: 7,5.
Click to view
Hugo Kant - The Point of No Return
Год: 2010. Жанр: Trip Hop, Nu Jazz.
Треклист:
1. Dr Van Helsing
2. The Event Log
3. It's An African Jungle
4. Secret Society
5. Gold
6. Erhu
7. Leave Me Alone
8. In The Woods
9. Flying
10. Little Tale
11. Saregana
12. There's No Need To Be Frightened
Все три моих любимых музыкальных жанра - трип-хоп, бритпоп и прогрессив-транс - пережили в девяностых расцвет, но мирно, почти без конвульсий, померли в нулевых. Де-юре новые альбомы в жанрах продолжают появляться до сих пор, даже в 2020-ом, но де-факто всё лучшее было записано тогда, 25-30 лет назад. Конечно, преемственность поколений работает. Не было бы DJ Shadow и Massive Attack, не появилось бы и Hooverphonic c Goldfrapp. Не было бы Pulp и Oasis, не появилось бы Doves и Elbow. Не было бы Окенфолда с ван Дайком, не появилось бы и Армина ван Бюрена с Хаземом Бельтагуи. Отклики девяностых можно без особых усилий проследить в массе современных стилей. Но всё-таки мы предполагаем, а судьба располагает. А что бы было, сложись условия музыкального рынка иначе? Куда завела бы колея Дель Найю, Трики и прочих героев, если бы в нулевых и позже они столкнулись с куда большей конкуренцией? Остался ли бы бритпоп целиком гитарным стилем во времена, когда синтетический звук проник фактически во все рок-сабжанры? Ответа на все эти вопросы мы никогда не узнаем.
Оттого вдвойне приятно, когда какой-то музыкант или группа оных пытается отдать свою дань уважения ушедшей эпохе, записав альбом в почившем жанре (или сделав большой уклон), а ещё лучше - повторяет такой выкрутас на протяжении всего творческого пути. Конечно, эксперименты с ретро не всегда удаются, но почти всегда выделяют релиз на фоне остальных в дискографии. История французского музыканта и продюсера Квентина Ле Ру могла бы стать достоянием широкой общественности, если бы пик его активности пришёлся на другой временной промежуток. В 1997-ом, за год до выхода культового Mezzanine, он начинал как звукоинженер и саунд-продюсер в группе Gus Weg Watergang, которая играла лаундж и современный джаз. Выпустив один альбом и несколько EP, коллектив распался в начале нулевых. Следующее десятилетие Квентин, судя по всему, не уходил из музыкальной тусовки, но как исполнитель был на перепутье. Творческое молчание прекратилось в 2011-м с выходом альбома I Don't Want To Be An Emperor. Новый проект марсельца получил название Hugo Kant (судя по всему, уже в этом словосочетании есть отсылки). Совершенно внезапно лонгплей оказался выполнен в старом-добром даунтемпо-звучании: трип-хоп напополам с мягким и немного абстактным ню-джазом. Это абсолютно некоммерческая история, потому что к тому времени подобное уже успело стать частью андеграунда, музыка чисто для гиков. Но это и абсолютно прекрасная история, учитывая, что Ле Ру смог собрать определённую массу поклонников и даже выйти со своей музыкой на европейский уровень. Вот, добрался и до нашей игры.
The Point of No Return - второй альбом француза, на котором он проверял правильность выбранного пути и развивал свои отнюдь не новые в плане эклектики, но вполне свежие в плане (не)соответствия эпохе мысли. Начинается лонгплей с трека, активно использующего сэмплирование, скрэтчинг и записанные отрывки с человеческим голосом. Концептуально - ну чистый DJ Shadow, а вот музыкально мне в голову пришла аналогия с Touch And Go. Я даже подумал было, что Квентин был членом той внезапно сверкнувшей и погасшей группы, но нет, там французов в составе не было. Пусть у T&G жарила труба, а у Hugo Kant в наличии только флейта и кларнет, сути это не меняет - инструментальная экспрессия мигом захватывает тебя в звуковой водоворот из нагромождения различных дорожек, а настойчиво повторяемая фраза 'doctor Van Helsing' сразу определяет музыкальный (да и в целом) вкус автора. Дальше Квентин начинает прибегать к услугам сторонних вокалистов, коих всего за альбом набралось четверо: Катрин ДеБур, Астрид Энгберг, LostPoet и Джун Ле Ру (видимо, жена; упомянута как вокалист только на двух релизах Hugo Kant). И если LostPoet со своим быстрым речитативом стоит особняком, то женщины поют вполне в стиле Hooverphonic (их лучших времён). Мягкий, аккуратный вокал, будто рисующий под ногами облака вместо пола. Заставляет парить. Тем не менее, инструментальные вещи, коих большинство, понравились мне даже больше. Особенно отмечу 'Flying'. Вот уж правда, полетаем? Контрабас Стефана Лопеса - ещё одно украшение пластинки.
Музыка Hugo Kant - это и правда практически чистый трип-хоп, ошарашивающий любителя жанра в моём лице просто фактом своего существования. Конечно, есть тот же Wax Tailor, долгие годы блиставший с этой музыкой во Франции (два альбома дошли до топ-10 альбомного чарта), но теперь я знаю, что есть и Hugo Kant. One-man-band, вполне успешно поддерживающий развитие трип-хопа в Европе, если происходящее хотя бы с какой-то из точек зрения можно назвать развитием. Отличный альбом, замечательный музыкант.
Итог: живой и довольно стильный трип-хоп.
Треки для Избранного: 'Flying'.
Оценка: 8,0.
Click to view
Falling In Reverse - The Drug In Me Is You
Год: 2011. Жанр: Pop Punk.
Треклист:
1. Raised By Wolves
2. Tragic Magic
3. The Drug In Me Is You
4. I'm Not A Vampire
5. Good Girls, Bad Guys
6. Pick Up The Phone
7. Don't Mess With Ouija Boards
8. Sink Or Swim
9. Caught Like A Fly
10. Goodbye Graceful
11. The Westerner
Легенда гласит, что группа Falling In Reverse была образована за колючей проволокой. Эпатажный вокалист Ронни Радке был осуждён за причастность к убийству и в 2008-ом году, несмотря на статус уже более-менее известного человека в музыкальной тусовке (с группой Escape the Fate), сел в тюрьму. Всему виной не только участие в мутном дельце с разборкой в пабе Лас-Вегаса, закончившейся смертью одного из присутствующих, но и проблемы с наркотиками. Суд не стал помиловать рокера и вписал ему два года строгого режима. На новость о том, что из группы его попёрли, Ронни ответил лихо: "Я соберу свою с блэкджеком ...", - ну и так далее. На первых порах Falling In Reverse не имела постоянного состава участников, но после того как в 2010-ом Радке выпустили, в содружестве с басистом Нейсоном Шоффлером они смогли собрать команду и сразу засели на студии. Кстати, изначально название группы звучало как From Behind These Walls (символично, не правда ли?), но, предвкушая судебные разбирательства в связи с авторскими правами, ребята решили не рисковать и сменить его на менее звучное. Голодный до выступлений и творчества в целом, Ронни вылил кучу накопившихся переживаний, связанных с уходом из Escape the Fate и жизнью за решёткой, в порой ироничные, но порой и жёсткие стихи, ну а ребятки помогли с аранжировками. Так и появился альбом The Drug In Me Is You, обозначивший летом 2011-го появление новых звёзд пост-хардкора/металкора. До сих пор группа внутри жанра почитаема, за 2010-ые успели выпустить четыре студийника.
Конечно, я кучу раз слышал об этой группе раньше, но слушать альбомами никогда бы не стал с вероятностью процентов 90. Современный пост-хардкор - эдакая вещь в себе, анализировать его внутри индустрии довольно проблематично. Есть несколько групп, которые выделяются именно творчеством, нестандартным подходом и всякими экспериментами со звучанием, но Falling In Reverse в их число не входит. Они больше всплывали в прессе как герои каких-то скандалов, связанных с дебошами и тем, что Радке не очень-то хорошо умеет петь. В этом плане дебютник удивил прежде всего тем, что это не чистый пост-хардкор. Более того, этот сабжанр даже не является тут основным, поскольку поп-панка куда больше. На всех песнях без исключения. Конечно, они задорно пытаются мешать его с хардкорчиком, но получается, в большинстве случаев, просто смешно. Выйди этот альбом лет на 10 раньше своего срока, его можно было бы как-то анализировать, сравнивая с современниками, ища в поступках Ронни и команды какие-то новаторские задумки, но для 2011-го это слишком наивно и тускло. Однотонные гитарные запилы и неотличимые друг от друга вокальные вскукареки Радке, всё это утомило уже песне к третьей. Я так понимаю, что с помощью такого задания пантеон моих фаворитов в панке должен был немного расшириться. Ну, нет. Весь мой любимый поп-панк полёг в девяностых и нулевых, сейчас если что и нравится, звучит намного грязнее и анархичнее, без приставки поп. Ну а хардкорчика тут было маловато, и вплетён он неумело, для галочки. Совершенно не за что зацепиться. Пас.
Итог: что происходит, когда зэк дорвался до микрофона.
Треки для Избранного: нет.
Оценка: 4,0.
Click to view
The Sisters of Mercy - Floodland
Год: 1987. Жанр: Gothic Rock.
Треклист:
1. Dominion/Mother Russia
2. Flood I
3. Lucretia My Reflection
4. 1959
5. This Corrosion
6. Flood II
7. Driven Like The Snow
8. Never Land (A Fragment)
В 2007-ом году большая часть моего окружения помешалась на эмо и готической культуре. Уже не помню, с чего началась вся эта околомузыкальная заварушка, но было реально жёстко. У нас тут крохотный посёлок городского типа, но и до нас дошла эмо-волна. Видеть, как начинают краситься мальчики, с которыми ты ещё полгода назад по полю мячик пинал, было крайне необычно. А ещё эти постоянные разговоры о суициде и бренности бытия - было тяжело отличить шутку от правды. Сам я, только-только адаптировавшийся к жизни в маленьком городе и обретший устойчивую компанию, даже не помышлял входить в какую-то субкультуру, хотя по моему внешнему виду можно было сделать обратный вывод. Глаза-ногти не красил, но вот с патлами ходил (+ всякая сэконд-хэндовая одежда, добавляющая образу пикантности). Связь с эмарями и анимешниками была только через друзей, и интересовали меня, само собой, не их взгляды на мир, а плейлисты. Я тогда активно слушал передачу "Рок-прицел" по Радио России, и тяжёлая музыка уже не была для меня абсолютным откровением (как ещё год-полтора назад). Интересно, но слушали эмари в моей деревне музыку, не совсем свойственную их "движению" - симфо-метал. Nightwish, Within Temptation, Evanescence, Lacuna Coil, Apocalyptica - главные группы того времени. Однако на фоне сладкоголосых женщин и всяких прочих джейн-эйров затесалась одна группа, имевшая неоспоримый авторитет. За любое слово в их сторону можно было получить в хлебальничек. Называлась группа The Sisters of Mercy. Помню, я послушал пару треков и совершенно не понял, где тот общий знаменатель, по которому Элдрич и компания вольготно ощущают себя в компании горящего сентября. На самом деле, до конца не понимаю и сейчас. Конечно, понятно, что "основали готику" (о Баухаус, Сьюзи и Роберте Смите никто, естественно, не слышал) и стадный инстинкт - достаточные аргументы для проекции действительности молодёжи нулевых, но почему так оголтело не защищали ту же Тарью - удивительно. Кажется, The Sisters of Mercy не любил никто. Но слушали все.
Как известно, альбома они выпустили всего три, поэтому задание подтолкнуло меня закрыть этот пробел в муз.образовании полностью. Что я и сделал. Конечно, хорошо бы послушать и Some Girls Wander by Mistake, но мне пока, что называется, #достаточно. Сразу скажу - я ожидал худшего. Те самые песни, выцепленные в 2007-ом, произвели на меня угнетающее впечатление. В какой-то степени они стали причиной моей абсолютной неосведомлённости в готическом роке восьмидесятых-девяностых. Я буду откладывать этот музыкальный пласт максимально далеко, потому что это всё не очень коррелирует с моим мини-миром. Конечно, я уже не тот, что 13 лет назад, но есть барьеры, через которые сложно переступать, даже будучи взрослым человеком.
Первый альбом, First and Last and Always подтвердил мои опасения на 100%. Это тот нечастый случай, когда МакЛыди хочет назвать культовую и уважаемую музыку лютым дерьмом. Я уже не тот, что в 2007-ом, а вот вокал Элдрича (в совокупности с моим восприятием) всё тот же. Это с трудом можно назвать пением. Бу-бу-бу. Бу-бу-бу. Бубнит что-то себе под нос, а ты сиди, разбирайся. Не поёт, а выплёвывает фразы, будто гопник слюну. Когда тянет ноту, внутри всё съёживается - зачем? Очень плохой вокал. Как говорил мой дед, "с таким голосом только сидеть на толчке и кричать «Занято!»". Можно было бы подойти к альбому снисходительнее, будь на нём интересная музыка, но и тут, как говорил Захар, "шиш съешь". Понятное дело, что я слушал новенький ремастер, но даже со всеми прелестями XXI века альбом звучит очень устарело и до безобразия однообразно. Как какой-нибудь "Сектор газа", ей-богу. Только без юмора. И самое главное - альбом на всём своём объёме несёт одну и ту же эмоцию, отчего пролетает мгновенно, не оставляя никакой пищи для размышлений. Я сейчас немного почитал о группе и не увидел никакой супер-истории, сопровождающей выход дебютного полноформатника, кроме массовых перестановок в составе группы ещё до его выхода. Видимо, в мире просто очень много людей, любящих сырой готик-рок. Думаю, если б мне был загадан First and Last and Always, я б остановился и дальше по дискографии не пошёл.
...но загадан был Floodland, и это совершенно иной альбом. Во-первых, улучшилось качество записи. Конечно, с современным мастерингом не сравнить, но для восьмидесятых лонгплей звучит просто отлично. Во-вторых, куда более страстно начал звучать синтезатор. Если на первом альбоме мы будто слышим одну и ту же мелодию, крутящуюся по кругу, то тут целый каскад из интересных мыслей. Песни внутри альбома отличаются не только мелодическими рисунками, но и разным эмоциональным окрасом. Всё это уже не так скупо, а довольно энергично, даже для современного слушателя. В-третьих, общая атмосфера альбома. Да, вопросы к вокалу никуда не ушли, но Элдрич будто сам почувствовал, что у Floodland и без его вокальных выкрутасов есть масса сильных сторон, поэтому голос тут на фоне музыки кажется мне куда более органичным, чем на предшественнике. Плюс некоторые моменты многоголосия и плавное перетекание из песни в песню, создающее эффект непрерывности - обожаю такое, когда оно уместно. И на Floodland это уместно более чем. Ну и скажу без всякой циничности - здесь просто хорошие песни, которые и в отрыве от творчества The Sisters of Mercy, безусловно, заслуживают внимания и могут считаться рок-классикой восьмидесятых.
Что же касается третьего Vision Thing, который и далеко не все фанаты смогли принять, тут мне сказать нечего. Эссеисты пишут, что на на этом альбоме группа вернулась к истокам - к началу восьмидесятых, ещё до распада группы, который состоялся в 1985-ом. Довольно сомнительный шаг, когда вы только начали обретать собственное лицо. Хотя Элдрич после позиции #9 в альбомном чарте, наверное, считал иначе. Я не смог выделить ни одной песни и забыл этот лонгплей мгновенно после его окончания. Ну а что было с группой дальше вы в курсе - препирания с лейблом, сайд-проекты, полузабвение и режим live-only для бренда The Sisters of Mercy на 30 лет вперёд.
Подводим итог. Группа, наверное, хорошая. Может даже очень. Но я не тот человек, который сможет вам по полочкам разложить причины их культа и ткнуть носом в нужные композиции, приговаривая "ну Шедевр же, ну". И более подробно знакомиться с готикой восьмидесятых мне по-прежнему не хочется.
Итог: хороший альбом от группы, которую я никогда не приму.
Треки для Избранного: нет.
Оценка: 7,0.
Click to view