Что для меня Motörhead:
Лемми не стало аккурат под новый 2016-ый год. После главного праздника в России стандартно была неделя гуляний, и в её рамках я попал на вечеринку, гай-гуй был в квартире моего друга. Он, особо переживая утрату, включил в плеере несколько альбомов Motörhead подряд. Хоть это и не особо праздничная музыка, никто ничего не сказал против, все понимали ситуацию. К тому же колонки находились в соседней комнате, звук был несколько приглушённый. В результате голос Лемми доносился оттуда весь вечер и половину ночи. Мой слух, который в любом помещении ориентирован на музыкальный контент, на фоне с беседами вылавливал столько, сколько мог. Если до того дня я слышал у Motörhead от силы песен десять, то после уже мог похвастаться несколькими лонгплеями. Тут бы это дело продлить, вернуться домой и продолжить знакомство уже с помощью собственных аудиоустройств, но нет. Мне хватило. На момент конца 2020-го воз и ныне там. Мне жутко не понравилось то, что я услышал в тот вечер. Более монотонного и однообразного метала в совокупности с, так скажем, весьма оригинальным вокалом, мне слышать не доводилось. Должно произойти что-то экстраординарное, чтоб я к ним когда-нибудь вернулся в будущем.
Чему посвящён фильм:
Звучный слоган “На 49 процентов мамкин трахальщик, на 51 процент - сукин сын” очень красочно описывает Лемми в любой момент его жизни. Охватить добрые 50 лет истории хард-рока и метала, заметным “винтиком” которых был Киллмистер - задача не из простых, но дуэт энтузиастов-постановщиков поставили себе именно такую цель. Грег Олливер и Уэс Оршоски отвечали и за сценарий, и за продюсирование, и за режиссуру, а Уэс ещё и за съёмку. Добрая половина фильма состоит из склеек того, как оператор ходит за Лемми и снимает его повседневность. Будь то жарка картошки или поездка на танке, в мини-мире легендарного металлиста всё выглядит потрясающе. Буквально каждая его фраза помогает составить красочный портрет личности. Когда думаешь, что Лемми тебя уже ничем не удивит, случается что-то, заставляющее взахлёб хохотать или одобрительно кивать головой. Вторая часть документалки, постоянно чередующаяся с первой, это монологи о Лемми от тех людей, кто работал и дружил с ним эти 50 лет. Тонны уважительных речей и обожания от далеко не последних личностей рок-индустрии (и не только: Билли Боб Торнтон и Ice-T тоже получили по минутке хронометража). Всё вместе: увесистая, объёмная история о том, как мальчик, который носил концертное оборудование Джими Хендрикса, превратился из фаната рока в легенду метала.
Мнение:
Удивительным образом два человека, которых кроме любви к Motörhead ничего не объединяло, не имея практики создания документального кино (только клипы) выдали на-гора фильм практически без слабых мест. Когда смотришь “Лемми”, главная мысль, не покидающая твоё сознание: почему всё так хорошо работает? Это личность Лемми, живого воплощения хэви-метала, настолько грандиозна, что никакой внутренний циник не смеет показаться наружу, или всё же создатели постарались на славу? Учитывая, что меня сложно назвать поклонником этого музыканта, склоняюсь ко второму варианту. Но, блин, какой же он крутой персонаж. Просто глыба. Нереальный. С трудом представляю себе кого-то другого на его месте, в документалке с таким концептом.
Герой фильма не очень много рассказывает от первого лица. Да если и есть такие монологи, они произносятся с ленцой, без особенного куража. Но талант рассказчика не скрыть за слоем апатии. В минималистичных фразах Киллмистера больше смысла, чем в ином двухчасовом диалоге академиков с тросточками. Так, в фильме есть один внезапный, очень трогательный момент. Когда Лемми оказывается вместе с сыном (Пол Индер) в комнате, заваленной всякими реликвиями и целыми коллекциями дорогих вещей, оператор спрашивает его: “Что в этой комнате для вас самое важное?” - ожидая услышать в ответ, например, “вот этот меч”, он слышит: “Мой сын”. Проходит немного хронометража, и Пол уже в одиночестве перед камерой, рассказывает об отце. “Вспомните момент, когда вы услышали от папы что-то важное и вечное?” - “Это было полчаса назад, когда он сказал, что я важнее всего. Он у меня не слишком горазд на комплименты”.
Что-то говорить о заснятых миниатюрах под кодовым названием “Лемми в естественной среде обитания” вообще глупо. Они прекрасны от и до. Моя любимая - как музыкант приходит в магазин за моно-записями Битлов, но в продаже их нет. Кому вообще в XXI веке может быть интересно моно?! Но тут к Лемми подходит продавец и вручает целый бокс-сет. “Откуда, нашли всё-таки?” - “Нет, это вам от нашей сотрудницы, она дарит эти диски вам”. А дальше диалог Киллмистера с этой женщиной, в глазах которой читается абсолютная благодать. “Такой и должна быть музыка. The Beatles были и навсегда останутся лучшей группой в истории. Спасибо вам”, - говорит наш герой, угловато улыбается и идёт домой. История жизни этого человека поражает и, вне сомнений, восхитит даже далёких от музыки людей. Отличительная черта Лемми в том, что успех и все его составляющие, полные противоречий, никак не отразились на его сущности и внутреннем “я”. Ему не нужен личный самолёт, новейшие усилки и гримёрка размеров в двадцать квадратов. Чтобы стать счастливым, ему нужно прийти в любимый бар, взять стаканчик виски и под тихую музыку семидесятых залипнуть в игровой автомат. И так было всегда. Лемми, мать его за ногу. Лемми.
“Думаю, по всему миру загрустят, когда он умрёт. Но… Думаю, всё будет так… Уверен, он бы этого хотел: будет пролито мало слёз, будет, наоборот, больше… «Как классно мы с ним оттопыривались!». Думаю, будет именно так. Это будет грустный, грустный день. Но все соберутся и будут вспоминать, как классно они проводили время с ним и его музыкой”.
Оценка: 9 из 10.