Musicumentary. Да будет свет (Shine a Light, 2008)

Aug 25, 2019 01:36




Что для меня музыка The Rolling Stones:
В фильме звучит одна фраза, которая, как я считаю, служит не только идеальным ответом на заданный вопрос, но и отлично описывает то, чем Роллинги являются для тысяч, если не миллионов людей по всему миру. Думал, начать отзыв с этой цитаты или закончить. Пожалуй, начну. Важен ещё и контекст, поэтому опишу немного. В комнате сидят трое, корреспондент, Кит и Ронни. Совместное интервью. Ненапряжное, с сигаретным дымом и подкалываниями. Журналист то ли в шутку, то ли всерьёз задаёт интересующий всех вопрос, обсуждение которого заканчивается той самой фразой, о которой я упомянул выше.

Корреспондент: Ронни, кто играет на гитаре лучше, вы или Кит?
Ронни: Он знает, что я.
Корреспондент: Кит, а вы бы что ответили?
Кит: Никто не хочет быть лучшим.
Корреспондент: Но он говорил, что он точно лучший!
Кит: Я знаю, что говорил. Но я скажу вам правду. Мы оба играем как дерьмо, но вдвоём мы лучше, чем десятеро других.

The Rolling Stones - это настоящая музыкальная семья. Они были такими при живом Джонсе, они были такими в смутные времена и они уж тем более остаются такими сейчас. Друг другу намного больше, чем просто друзья (или коллеги). Такими никогда не были The Beatles или Pink Floyd. Такими были Led Zeppelin, которые после смерти Бонзо просто не смогли дальше работать как группа, хотя могли бы записать с новым ударником ещё с десяток великолепных альбомов. Такими были Black Sabbath, которые прощали Оззи всю невыносимую хрень, которую он вытворял, и закончил дискографию коллектива диск именно с вокалом Осборна. И вот если бы не эта семейная атмосфера, плюс благосклонность старухи с косой, которая позволяет группе иметь в составе четырёх неизменных участников уже 44 года (а троих - 56 лет), Роллинги вряд ли стали бы теми, кем являются. Так же, как Кит и Ронни признают, что никогда не были выдающимися гитаристами, Мика сложно назвать “золотым голосом” какого-нибудь из поколений, что занималось любовью и рожало детей под его музыку. И на вопрос о том, что же они новаторского привнесли в мир, я буду долго чесать репу. Но люблю я их не за новаторство, а за преданность друг другу и веру в то, что делают. Группа, являющаяся лучшим примером музыкальной синергии.

Чему посвящён фильм:
При просмотре я долго думал, закладывал ли Скорсезе в фильм какую-то глобальную концепцию, а потом ещё дольше думал, стоит ли о нём писать в рамках этой рубрики. Дело в том, что хоть фильм везде и маркируют как “документальный”, это концертник, лишь перебивающийся вставками с раритетными архивными съёмками. В долевом соотношении живое выступление занимает процентов 80 хронометража, остальное - подготовка к лайву, в том числе и с живым режиссёром за кулисами, и несколько перебивок с интервью разных лет. Само собой, из-за сочетания громкого имени постановщика и группы с мировым именем фильм стал популярен и разошёлся на ютуб-нарезки.

Мнение:
На вопрос о том, больше ли это, чем просто фильм, или просто хорошо снятое живое выступление, ответа у меня так и не появилось. Всё-таки кажется, что никаких высоких целей Скорсезе этим фильмом не преследовал. Почему “Да будет свет” решил снимать именно он? От большой любви к группе. От большой любви к музыке. А может просто Киту в карты проиграл, при этом условием пари была съёмка полного метра. В вводной части об этом ни слова. Короче говоря, рассусоливать здесь нечего. Как лайв это фактически образец. Всё на уровне: декорации, операторка, звук, эффекты, реакция толпы. Само выступление. Как документалка же фильм вряд ли заставит вас полюбить Роллингов больше, знаниями не обогатит. Сам я ожидал от сочетания The Rolling Stones + Scorsese чего-то большего. Пищи для дополнительных размышлений. Но и просто провести вечерок в компании этого концерта и горячительных напитков было неплохо.

Оценка: 7 из 10.

musicumentary

Previous post Next post
Up